Танк Tracklayer Best 75. Американские ‘бронеподелки”.США,1917г.
В избранноеВ избранномRemoved 0
В продолжении поста, коллеги byakina,о нетривиальном и порой чудаковатом американском танкостроении.А начиналось все с Best 75 Tracklayer.
В 1917 году, явно под влиянием первых сообщений о применении на Западном фронте бронированных гусеничных машин, американская фирма C.L.Best представила своё видение танка. В качестве основы был взят обычный трактор Best 75 Tracklayer.
Что и говорить, машина надежная и неприхотливая, но для военных нужд она явно не подходила. Тем не менее, у инженеров из C.L.Best было абсолютно другое мнение.
Первый вариант будущего танка получил относительно простой бронекорпус коробчатой формы.
Тракторная компоновка потребовала размещения отделения управления в кормовой части корпуса с установкой приземистой рубки на крыше. Несмотря на наличие шести смотровых люков обзорность у будущего танка получалась отвратительная. Видимо, в целях "компенсации" ограниченного обзора, американцы решили разместить основное вооружение вокруг силовой установки. В результате, макет пушки был установлен в лобовом листе корпуса, а два пулемета размещались по бортам в скошенных "бронелистах".
Непосредственно сам трактор представлял собой широко известный Holt 75 образца 1909 года, выпускавшийся фирмой C.L.Best по лицензии. Трактор оказался настолько удачным, что его широко использовали в американской и британской армии вплоть до 1919 года включительно, а во время Гражданской войны Holt 75 поставлялся российским “белым” армиям. Последние образцы этих машин, правда уже не армейские, были списаны лишь в 1945 году!
Трактора этой модели оснащались бензиновыми двигателями Holt рабочим объёмом 1440 см.куб., развивавшими мощность 75 л.с. при 550 об\мин. Надо отметить, что шасси трактора Best 75 было достаточно простым и технологически его можно было разделить на четыре больших узла:
— гусеничная часть (по три опорных катка на каждый борт, по два поддерживащих колеса, переднее направляющее и заднее ведущее колесо);
— колесная часть (служила для управления движением трактора, поскольку бортовые фрикционы тогда попросту отсутствовали);
— рама шасси;
— силовая установка (размещалась спереди и как правило на закрывалась капотом)
— отделение управления.
Судьба этого танка, названного Best 75 Tracklayer, осталась достаточно туманной. Ясно было только одно — американская армия после осмотра прототипа из неброневой стали пришли к выводу, что подобный монстр им абсолютно не нужен.
По большому счету, эту машину, появившуюся в начале 1917 года, можно было считать скорее бронетрактором, чем полноценным танком.
Впрочем, фирма C.L.Best не отчаивалась и выдала "на гора" второй вариант своего колесно-гусеничного "танка", ставшего более известным под названиями Tracklayer "Best" 75 и CLB 75.
Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется — так произошло и в этом случае. Улучшения коснулись в первую очередь корпуса, который стал больше напоминать подводную лодку капитана Немо из советского кинофильма. Несомненно, инженеры заботились не только о высокой пулестойкости, но и предусмотрели возможность использования танка для подделывания брешей в проволочных и прочих заграждениях.
Отчасти по этой причине можно объяснить резко выраженную заостренную носовую часть корпуса. Учитывая такую специфику для поступления воздуха к радиатору предусмотрели два входных отверстия на верхней части корпуса. Управление "танком" также осталось чисто тракторным — при помощи рулевого колеса, которое теперь крепилось на длинном кронштейне.
Разумеется, что теперь нечего было и думать об установке вооружения спереди. Вместо этого американских инженеров посетила гениальная идея переместить его в башню, установленную в кормовой части корпуса вместо коробчатой надстройки. По замыслу создателей танка в башне цилиндрической формы можно было разместить по меньшей мере две пушки.
О пулеметном вооружении данных не сохранилось, но учитывая наличие ещё шести башенных "иллюминаторов" можно предположить, что предусматривалось и оно тоже. Первый прототип танка CLB 75, собранный из обычного железа, был готов к середине 1917 года. Как бы ни было надежно тракторное шасси для поля боя оно совершенно не годилось и к тому же в САСШ уже успели появиться более удачные образцы танков.
И всё же, опытный образец существовал и его следовало хоть как-то применить. В отделе пропаганды американской армии на эту тему сообразили очень быстро — не беда, что CLB 75 хорошо умеет ездить только по прямой, ведь его можно использовать для демонстрации достижений военной промышленности.
Так и поступили. В итоге, прототип танка "засветился" на серии фотографий выполненных в ходе маневров Калифорнийской Национальной Гвардии, которые проходили в 1917 году около Сан-Франциско. Был даже издан буклет с цветными картинками, на которых изображали CLB 75 в качестве "реальной" боевой машины.
Впрочем, на этом его скромная карьера завершилась. Что стало с CLB 75 после этого сказать достаточно сложно. Скорее всего после войны опытный образец был разобран на металл.
Так закончилась история первого и “лучшего”(Best) танка США. И хотя он не оставил заметного следа в истории танкостроения, но именно CLB 75, была заложена великая американская традиция “пиарить” свою “the best” технику, которую американцы чтут и всячески поддерживают до сих пор.
БОЕВАЯ МАССА
|
около 13000-15000 кг
|
ЭКИПАЖ, чел.
|
5 (?)
|
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
|
Длина, мм
|
|
Ширина, мм
|
|
Высота, мм
|
|
Клиренс, мм
|
|
ВООРУЖЕНИЕ
|
две 37-мм пушки и несколько пулеметов калибра 7,62-мм (?)
|
БОЕКОМПЛЕКТ
|
?
|
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
|
оптические прицелы
|
БРОНИРОВАНИЕ
|
прототип изготовлялся из неброневой стали
|
ДВИГАТЕЛЬ
|
Holt, бензиновый, рабочим объёмом 1440 см.куб., мощностью 75 л.с. при 550 об\мин
|
ТРАНСМИССИЯ
|
|
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
|
(на один борт) 3 опорных катка с жесткой подвеской, 2 поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведузее колесо, крупнозвенчатая гусеница, переднее управляемое колесо
|
СКОРОСТЬ
|
около 3-5 км\ч
|
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
|
|