Кампания 1940 г. во Франции выявила очевидную необходимость в зенитном прикрытии армейских колонн на марше. Англо-французские войска располагали многочисленной, особенно поначалу, фронтовой авиацией; непрерывные атаки «бэтлов» и «бленхеймов» (покуда те не сточились) наносили наступающим немецким войскам ощутимый урон. Первоначально легкие зенитки Flak.38 установили на шасси однотонного тягача SdKfz.10. Получилась довольно подвижная и дешевая самоходка, но даже удачно пущенная пуля винтовочного калибра могла полностью вывести ее из строя, не говоря уже об осколках и снарядах.
Содержание:
Прототип
Армия требовала зенитные средства, способные следовать в боевых порядках войск и вступать в бой с марша, при этом обладающие хотя бы противопульной защитой. Было понятно, что в качестве базы для такой машины лучше всего подойдет танк, но немецкая танковая промышленность не справлялась с заказами на производство танков. Генеральный штаб категорически отказывался выделить под переделку не только «двойки» или «тройки», но даже длиннобазные «копейки» (Ausf.B)! Почесав репу, специалисты Heerswaffenamt (Управление вооружений сухопутных войск) предложили конструкторам сделать самоходную зенитку на базе PzKpfw. I Ausf. A, то есть самого первого немецкого танка, у которого было на один опорный каток меньше, чем у Ausf.B, а ленивец лежал на земле. Боевая ценность первенцев германского танкостроения была ничтожна, поэтому их все переделали либо в штабные машины, либо в транспортеры боеприпасов. Вот из транспортеров боеприпасов Munitionsschlepper I Ausf. A и решено было ваять бронированные зенитные самоходки.
Вряд ли этот выбор можно назвать удачным. «Копейка» Ausf.A изначально не отличалась высокими эксплуатационными характеристиками: тесная даже для трех человек, с перегруженным вечно перегревающимся мотором мощностью всего 58 л.с., слабобронированная, она имела столь малый ресурс, что вне поля боя перемещалась почти исключительно на транспортерах. Особенно слабым местом были гусеницы – тонкие, хрупкие, они постоянно рвались и слетали на поворотах (сказывалась конструкция с опущенным на землю ленивцем). Теперь же на эту базу предполагалось установить куда более тяжелое вооружение, нежели два пулемета винтовочного калибра.
Рассматривались несколько вариантов: 15-мм авиационный пулемет (по германской классификации – пушка) MG-151 в одноствольной или многоствольной установке, или 20-мм зенитная пушка Flak.38 – вариант системы, разработанной Генрихом Эрхардтом еще во время Первой мировой войны, и усовершенствованной швейцарской фирмой Soloturn. Это орудие имело сектор обстрела 360° и угол возвышения от -20° до +90°. Максимальная эффективная дальность стрельбы по воздушным целям составляла 2 км, по наземным — 1,6 км. Темп стрельбы — 420-480 выстрелов в минуту, но практическая скорострельность не превышала 220 выстрелов в минуту.
Остановились на 20-миллиметровом орудии, как имеющем магазинное, а не ленточное питание, что проще обеспечивало круговой сектор обстрела (вариант с 15-мм пулеметом тоже был спроектирован и построен как минимум в одном экземпляре). Масса артиллерийской системы с упрощенным лафетом превышала 600 кг, в то время как боевая масса Pz.I (то есть с боекомплектом, полными баками и экипажем) составляла лишь 5,4 т – и это уже был практически предел для четырехкатковой ходовой части. Чтобы вписать пушку, с перевозчика боеприпасов полностью срезали весь бронекорпус выше ходовой, оставив лишь верхнюю лобовую деталь и бронировку в передней части корпуса. Зенитка была размещена не по центру, а немного смещена вправо, чтобы облегчить водителю вход и выход. Для нормальной центровки пришлось передвинуть ВЛД вперед на 18 см, из-за чего появилась нелепая складка в передней части корпуса. Ее обычно закрывали запасными траками. Лобовой бронещиток по периметру расширили своеобразными металлическими «лепестками», которые, конечно, мало помогали при обстреле, но хоть какое-то визуальное укрытие экипажу давали. Столь же мало защищали и установленные вокруг орудия откидные металлические плиты: они были из обычной, неброневой стали.
Саму пушку для облегчения сняли с неподвижной части лафета (и в этом кардинальное отличие от Sd.Kfz.10/4 и других небронированных ЗСУ, где Flak.38 стоит прямо на лафете; при необходимости ее можно было демонтировать и использовать в качестве стационарной зенитной точки), оставив только поворотную плиту. Сняли и радиостанцию — экипажам предписывалось держать связь флажным семафором. И все равно после установки на танк боевая масса получалась сильно больше предельных для этого шасси 5,5 тонны – даже с учетом того, что весь экипаж, кроме командира и мехвода, должен был перемещаться отдельно.
Тогда зенитный танк получил «авоську». В корме смонтировали устройство, позволявшее буксировать одноосную тележку-прицеп, в которую и перенесли возимый боезапас, запасные стволы, шанцевый инструмент, личное оружие и вещи экипажа. И без того весьма своеобразно выглядящий танк получился уже совершенно ни на что непохожим.
Тем не менее, с учетом высокой скорострельности Flak.38, даже такое решение позволяло возить с собой боекомплект лишь минут на десять боя. Поэтому подразделениям зенитных танков решено было придать еще и специализированные подвозчики боеприпасов. Внешне они выглядели как корыто на гусеницах, с большим застекленным окном в лобовой части. Называлось это чудо «Лаубе».
Результат работы сумрачного тевтонского гения получил официальное наименование 2cm Flak 38 Selbstfahrlafette auf Panzerkampfwagen I Ausführung A mit Sd. Ah. 51 Munition Trailer, а коротко – Flakpanzer I. В течение 1940 года было изготовлено всего 24 (по другим сведениям, 26) таких машин. Конверсию шасси провела фирма Stoewer в Штеттине, хотя тут есть разночтения в документах – возможно, штеттинская компания производила только окончательную сборку, а основные работы выполнял традиционный подрядчик вермахта Alkett.
27 марта 1941 года 610-й батальон транспортировки боеприпасов был преобразован в подразделение, известное как 614-й зенитный самоходный батальон – туда и поступили все построенные самоходки. Помимо «флакпанцеров», на вооружении 614-го батальона стояла столь пестрая смесь из машин самого разного происхождения, что на марше он больше всего напоминал цыганский табор. Это впечатление усиливали рассевшиеся тут и там на броне члены экипажей, места которым в боевых машинах не было предусмотрено.
614 зенитно-самоходный батальон (Fla.-Btl.(mot) 614) был сформирован и прошел сколачивание в Альтварпе под командованием капитана Линдеманна. Помимо «флакпанцеров», в нем имелось шесть полугусеничных транспортеров Sd.Kfz.7 со смонтированными на них счетверенными 20-мм пушками. В конце августа 1941 года батальон по железной дороге был переброшен под Яссы, затем маршем через Кишинев мимо Одессы на Днепровский плацдарм близ Кременчуга, где поступил в подчинение 17-й армии. В Кишиневе командование батальоном принял майор Риттер.
С 23.09.1941 года Fla-Btl. 614 осуществлял прикрытие переправ через Днепр у Кременчуга и Дерьевки. В конце сентября 614-й батальон переправился через Днепр и при наступлении на Донец отдельные его взводы приданы пехотным подразделениям. Уже в это время задачи по прикрытию войск от атак советской авиации отошли на второй план – тем более, что одиночная 20-мм пушка была не особо эффективна против советских штурмовиков. Зенитки стали использовать как мобильное средство непосредственной артиллерийской поддержки пехоты. За счет высокой настильности огня и отличного прицела они подавляли пулеметные гнезда и долговременные огневые точки, могли положить очередь точно в амбразуру. Правда, такая тактика немедленно влекла рост потерь: броня ЗСУ могла держать только пулю винтовочного калибра и только в лобовой проекции.
5 октября 1941 года все уцелевшие машины вывели в тыл, и через два дня 614-й батальон был придан 97-й легкой пехотной дивизии. 07.10 он обеспечивал прорыв дивизии через Голубовку, на следующий день — удар по мосту через Богатую у Михайловки. Затем Fla-Btl. 614 двигался через Славянск на юго-восток.
Весной 1942 батальон вывели на отдых и доукомплектование. Поскольку новых ЗСУ не было, часть машин восстановили, а другие заменили самоходками на базе полугусеничников.
В летнюю кампанию 1942 года Fla-Btl. 614 оказался в самом пекле, дошел до Сталинграда, там и сгинул. Несколько уцелевших машин попали в качестве трофеев в руки наших специалистов, те оценили их крайне низко, и все эти ЗСУ отправились в переплавку. До наших дней не уцелело ни одного экземпляра.
Тем не менее, эти неказистые, и, в общем, неудачные машины оказались новым словом в мировом искусстве военного машиностроения: первые в мире бронированные зенитные самоходные орудия, способные прикрывать походные колонны на марше и действовать в боевых построениях танковых частей. Опыт их применения не прошел даром, и в 1943 году немцы начали производство уже куда более совершенных ЗСУ.
Модель Flakpanzer I:
Источник — https://dzen.ru/a/Ys19zb1fgCrxgVVv