Юрий Пашолок. Многоликий многоцелевой танк от Krupp

14

История Mehrzweckpanzer (он же VK 28.01), одной из попыток создать танк на замену Pz.Kpfw.IV

Содержание:

В середине 30-х годов немецкое танкостроение оказалось в довольно щекотливом положении. Дело в том, что еще до начала Второй мировой войны у немцев образовалось два легких и два средних танка. И если с легкими танками ситуация не выглядела столь критично, что ситуация вокруг средних танков смотрелась крайне странно. Дело в том, что Z.W. (Pz.Kpfw.III) и B.W. (Pz.Kpfw.IV) имели очень похожие характеристики. Англичане во второй половине 30-х годов попали в похожую ситуацию, но там Cruiser Tank A9 и A10, а также A13, всё же занимали разные ниши. К тому же A9 быстро ушел в небытие, A10 уступил дорогу Valentine, а вслед за A13 появились вполне логичные «крейсера». У немцев же ситуация выглядела совсем иначе. Там концептуально был «основной» средний танк Z.W. и танк поддержки B.W.. Если у англичан аналог B.W. являлся просто гаубичной версией базовой машины, то тут получился принципиально другой танк. Логичным решением была унификация, то есть установка башни B.W. на шасси Z.W, но по ряду причин этого так и не случилось. Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV продолжали параллельно выпускаться, причем танк поддержки умудрился пережить своего собрата.

Реконструкция Mehrzweckpanzer. Его считают неправильным, на самом деле тут просто позднее (финальное) шасси

Реконструкция Mehrzweckpanzer. Его считают неправильным, на самом деле тут просто позднее (финальное) шасси

После того, как была запущена программа Pz.Kpfw.Panther, казалось, что немцы получат, наконец, один тип среднего танка. Вместе с тем, работы по танку сильно затянулись, а запуск его в серию оказался сложным. Не менее сложным стало внедрение этой боевой машины в войсках. Посему всё равно сложилась ситуация, когда Pz.Kpfw.IV никуда не делся. Больше того, объёмы выпуска этого танка только росли, к лету 1943 года он стал самым массовым в немецкой армии. Случилось это не по причине выдающихся ТТХ, а потому, что на танк встала 75-мм длинноствольная пушка, а с «Пантерой» поначалу дела шли неважно. Между тем, еще в конце 1942 года стало понятно, что ресурсы шасси Pz.Kpfw.IV подошли к концу. Это стало причиной, почему появились проекты танков, которыми предполагалось заменить «четверку». Одним из них стал Mehrzweckpanzer (он же VK 28.01), так и не добравшийся до стадии опытного образца.

Универсал по заказу Гудериана

Крестным отцом программы Mehrzweckpanzer (дословно переводится как многоцелевой танк) стал генерал-полковник Гейнц Гудериан. В конце февраля 1943 года он был назначен на должность генерал-инспектора танковых войск. Надо сказать, что Гудериан не особо чтобы лез в разработку боевых машин, а вот на темпы их выпуска, а также поступления в войска, обращал пристальное внимание. И вот тут периодически у него появлялось мнение, идущее в разрез с 6-м отделом Департамента Вооружений. Там предполагали прекратить производство Pz.Kpfw.IV, но такое рвение Гудериан совсем не разделял. Он-то видел, что производство «Пантер» буксует (в войска они пошли только с мая 1943 года), а танковые части надо чем-то оснащать. С другой стороны, попытка модернизировать шасси (проект 9./B.W., не путать с серийным танком) натыкалась на резкий рост боевой массы. 28 тонн боевой массы — совсем не то, что хотели получить на выходе. Поэтому в июне 1943 года Гудериан инициировал разработку совершенно нового танка.

Генерал-полковник Гейнц Гудериан, инициатор создания "универсальной машины"

Генерал-полковник Гейнц Гудериан, инициатор создания «универсальной машины»

Исходные требования на танк, получивший обозначение Mehrzweckpanzer, предусматривали боевую массу 28 тонн (как у 9./B.W.). Это и породило индекс VK 28.01, который нередко всплывает в литературе. На самом деле в переписке используется либо Mehrzweckpanzer, либо Mehrzweckfahrzeug. Задание на разработку машины ушло Krupp, причем с самого начала речь шла не просто о танке. Многоцелевая машина, как переводится Mehrzweckfahrzeug, означало универсальное шасси, которое предполагалось, в том числе, для создания различных спецшасси. Тем самым 6-й отдел Департамента Вооружений пытался прекратить бардак с кучей шасси, которые наплодили в 1942-первой половине 1943 года. В их числе были Gefechtsaufklärer Leopard, а также несколько шасси, созданных самим Krupp. Не стоит удивляться, что Krupp очень оперативно отреагировал, представив в середине июля 1943 года эскизный проект Mehrzweckfahrzeug.

Mehrzweckfahrzeug mit BW-Turm, эскиз от 20 июля 1943 года. В танке предполагался H-образный дизельный мотор Argus 12LD220H

Mehrzweckfahrzeug mit BW-Turm, эскиз от 20 июля 1943 года. В танке предполагался H-образный дизельный мотор Argus 12LD220H

В новом проекте легко угадывались технические решения, которые уже ранее обкатывались на упомянутых чуть выше разработках. Корпус с рациональными углами наклона был вполне типичен для того периода. Толщина лобовой брони составляла 50 мм, за счет угла наклона 55 градусов приведенная толщина брони оказывалась вполне приличной. Фактически характеристики брони брались с Gefechtsaufklärer Leopard, только без сложных вырезов в лобовой части корпуса. Ходовая часть оказалась вполне привычной для Krupp. То есть блокированная подвеска с листовыми рессорами, но диаметр опорных катков составил 700 мм. В отличие от Pz.Sfl.IVc, шахматное расположение опорных катков не предусматривалось (по крайней мере, поначалу). Также, в отличие от Pz.Sfl.IVc, имелись поддерживающие катки (к ним Krupp вернулся на проектах весны 1943 года). Полуавтоматическую коробку передач Maybach OG 55 11 77 и многоступенчатый механизм поворота взяли с Gefechtsaufklärer Leopard. А вот силовая установка оказалась необычной. Это H-образный дизельный мотор Argus 12LD220H мощностью 550 лошадиных сил. Увы, у автора подробностей по этому мотору воздушного охлаждения нет, но по очень похожей схеме был разработан дизельный мотор Argus/MAN H-16 объемом 32,8 литра, развивавший мощность 700 лошадиных сил.

Очень похожая командирская башенка предполагалась и для башни серийного Pz.Kpfw.IV. Отменили ее в конце 1943 года вместе с Mehrzweckfahrzeug

Очень похожая командирская башенка предполагалась и для башни серийного Pz.Kpfw.IV. Отменили ее в конце 1943 года вместе с Mehrzweckfahrzeug

Машину представили в двух вариантах. Первый — ЗСУ Mehrzweckfahrzeug mit 2 cm Flakvierling. Вместо башни ставилась счетверенная 20-мм зенитная автоматическая пушка Flakvierling 38. За счет того, что, установка 2 cm Flakvierling имела меньшую массу, чем обычный танк, боевая масса составила 24,7 тонн. Получалась очень подвижная ЗСУ, с более низким, чем у Sd.Kfz.7/1, центром тяжести.

ЗСУ Mehrzweckfahrzeug mit 2 cm Flakvierling

ЗСУ Mehrzweckfahrzeug mit 2 cm Flakvierling

Вторым, можно сказать, классическим вариантом оказался Mehrzweckfahrzeug mit BW-Turm. Это танк со штатной башней Pz.Kpfw.IV и 75-мм пушкой KwK 40 L/48. Отличием от штатной башни была замена обычной командирской башенки на унифицированную литую конструкцию. Очень похожая командирская башенка использовалась, с лета 1943 года, на Pz.Kpfw.Panther. Она имела более удачную конструкцию, так что ее собирались внедрять и на Pz.Kpfw.IV. Получался аналог Pz.Kpfw.IV, более тяжелый, но с куда более мощным мотором. Нельзя не отметить и увеличение ширины трака до 600 мм, это положительным образом сказывалось на удельном давлении на грунт, а также проходимости.

Не все чертежи одинаково полезны

Чертеж W-1483 от 20 июля 1943 года некоторые исследователи и любители истории военной техники посчитали «каноном». Между тем, в некоторых изданиях встречаются изображения VK 28.01 и VK 28.01 mit 2 cm Flakvierling, которые заметно отличаются от W-1483. Их некоторые поспешили заклеймить позором и назвать фантазией. Как показали дальнейшие события, такое мнение оказалось преждевременным. По факту некорректным можно называть лишь индекс VK 28.01, но откуда он появился, уже говорилось. Благодаря щедрости Бундесархива, в позапрошлом году сделавшим часть материалов бесплатными, кое-какая завеса тайны вокруг Mehrzweckpanzer всё же развеялась.

Таким шасси Mehrzweckfahrzeug стало в октябре 1943 года. Как видите, не фейк

Таким шасси Mehrzweckfahrzeug стало в октябре 1943 года. Как видите, не фейк

Итак, после демонстрации проектов Mehrzweckfahrzeug mit 2 cm Flakvierling и Mehrzweckfahrzeug mit BW-Turm Krupp получил одобрение на дальнейшую разработку. Спустя 3 месяца, то есть в октябре 1943 года, предполагалось получить более детальную разработку проекта. Спустя еще полгода изготовлялся опытный образец машины, на дальнейшую доработку выделялось еще 8 месяцев, а первые серийные танки выпускались в апреле 1945 года. Собственно говоря, дата запуска в серию во многом предопределила печальную судьбу Mehrzweckpanzer, тем не менее, как раз детальная проработка машины шла полным ходом. И вот ее обычно упускают из вида.

Предполагался и вот такой специфичный вариант, являющийся продолжением темы Schienenkampfwagen SK 1

Предполагался и вот такой специфичный вариант, являющийся продолжением темы Schienenkampfwagen SK 1

Ответ на вопрос, что же это за загадочный VK 28.01, который посчитали бронефантазиями, как раз и лежит в данной плоскости. Спустя 3 месяца, в середине октября 1943 года, Krupp представил переработанное видение Mehrzweckpanzer. Разработка шла явно в тесной связью с 6-м отделом Департамента Вооружений. Именно тогда и сформировался облик танка, который проскакивает в ряде публикаций. Именно в варианте Mehrzweckfahrzeug mit BW-Turm он не встречается (или просто пока не всплыл), но именно так выглядела финальная конфигурация шасси Mehrzweckpanzer.

Истребитель танков. Тот самый пресловутый VK 28.01 выглядел бы похоже

Истребитель танков. Тот самый пресловутый VK 28.01 выглядел бы похоже

Боевая масса выросла до 26,5 тонн, при этом шасси стало короче, в том числе за счет изменения корпуса. Связано это было со сменой силовой установки. H-образный дизель Argus 12LD220H был перспективой. В 6-м отделе Департамента Вооружений искали чего попроще, а главное более реалистичное с точки зрения запуска в серию. Им оказался 10-литровый мотор Maybach HL 100 мощностью 400 л.с. при 4000 об/мин. Он предполагался на несколько боевых машин, причем изначально он предполагался для одного из вариантов Gefechtsaufklärer Leopard. Трансмиссию брали по финальному варианту Pz.Sfl.IVc, то есть коробка передач ZF SSG 76 и 1-радиусный механизм поворота Krupp. Максимальная скорость оценивалась в 60 км/ч.

Этот же проект по состоянию на сентябрь 1943 года. Ходовая часть иная

Этот же проект по состоянию на сентябрь 1943 года. Ходовая часть иная

По большому счету, получалась скорее не замена Pz.Kpfw.IV, а что-то напоминающее Medium Tank M7. Высокоподвижная боевая машина, с приличным орудием, подходящая для широкого спектра задач. В их числе и разведка, и отчасти замещение Pz.Kpfw.IV как среднего танка. Не менее важным моментом было, что на этой базе делалась целая масса боевых машин. В их числе была не только ЗСУ, но и ряд других боевых машин. В их числе был и странный истребитель танков с 75-мм пушкой KwK 42 L/70. Боевое отделение было больше похоже на приплюснутую башню с горизонтальными углами наклона по 15 градусов. Это стало ответом на пожелания военных получить истребитель танков. Сам Гудериан был против таких действий, считая, что танк лучше «штурмовика». Еще одним моментом было то, что у этих проектов была разная ходовая часть. Krupp явно экспериментировал.

Вся эта активность сошла на нет в конце октября 1943 года. Наверху, видимо, посчитали сроки, и решили зарубить Mehrzweckpanzer. Предполагалось также, что осенью 1944 года выпуск Pz.Kpfw.IV прекратят. Самое смешное, что к теме сменщика Pz.Kpfw.IV возвращались еще раз. По итогам эти проекты точно так же зарубили, а Pz.Kpfw.IV выпускали аж до весны 1945 года. Новое среднее шасси для САУ они так и не получили, и это при том, что Krupp предлагал интересные, а главное быстрые решения. Ставка на «Пантеру» оказалась ошибочной, поскольку шасси получалось слишком большим, да и выпускать «самоходные лафеты» оказалось некому. Поэтому они оказались такой же «бумагой», как и Mehrzweckpanzer.

Список источников

      1. Bundesarchiv
      2. US NARA
      3. Panzer Tracts Nr. 20-1: Paper Panzers: Panzerkampfwa

источник: https://dzen.ru/a/YtAUOxrxOnpy28yH

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account