1
История создания этой машины связана с именем Н. Ф. Цыганова, молодого изобретателя-самоучки 4-го танкового полка Украинского военного округа. В БТ-ИС были исправлены многие недостатки присущих колесно-гусеничному движителю танков БТ, и кроме этого было усиленно бронирование до 26 мм.

 
 
Танк БТ-ИС-1 
 
 
 
Летом 1934 года Н. Ф. Цыганов разработал автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ, за что нарком обороны К. Е. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командира взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком, Ворошилов отдал приказ — создать новый «колесно-гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину». Присутствовавший при этом командующий войсками УВО И. Э. Якир поручил выполнение задания наркома группе инженеров под руководством Н. Ф. Цыганова. Уже к апрелю 1935 года они изготовили чертежи и модель в 1/5 натуральной величины танка БТ с новым движителем, имевшим 3 пары ведущих (2, 3, 4) и управляемых (1, 2, 4) колес.
 
О выполнении задания инженеры 4-го танкового полка рапортовали в письме Сталину и Ворошилову:

«Большевики, бойцы и командиры УВО докладывают Вам: Ваши указания об усовершенствовании движителя танков выполнены. Мы дали изобретению имя: танк БТ-ИС (Иосиф Сталин). Вам т. Сталин принадлежит идея реконструкции движителя танка БТ в этом направлении. Об этом нам рассказал наш любимый полководец-большевик командующий войсками УВО т. Якир. Он вызвал нас к себе и в длительной беседе разъяснил нам Вашу идею, рассказал о всем значении этого усовершенствованного движителя БТ для дела обороны страны и поставил задачу: спроектировать и построить новый движитель. Выполнить Вашу волю т. Сталин, в кратчайший срок для нас стало делом чести, делом партийного долга».

Лыжно-катковый танк БТ

Одновременно с проектом нового колесно-гусеничного движителя танка БТ-ИС группа Цыганова выполняла чертежи и модель (также в 1/5 натуральной величины) танка БТ с лыжно-катковым движителем, состоявшим из серии катков соединенных между собой шарнирной цепью Галля. На катки могли также одеваться обрезиненные гусеницы.

Опора танка на катки осуществляется с помощью лыж, которые для предельной их гибкости сделаны составными из отдельных звеньев на шарнирах. Этот тип движителя дает машине скорость в два раза большую, нежели имеет танк БТ с обычными гусеницами при одном и том же моторе М-5.

Расчетная скорость на гусеницах — 105 км/ч. Машина обладала бесшумностью хода и прекрасной маневренностью, совершая полный поворот на месте вокруг центра одной из своих катковых цепей. Помимо того, благодаря такому движителю удалось достичь высокой плавности хода и рекордно низкого удельного давления на грунт, что позволило бы машине обладать проходимостью большей чем у гусеничных, колесных и колесно-гусеничных машин.

И первое и второе изобретения, при сравнительно небольших затратах могли быть применены на всех уже существующих типах машин БТ и, само собой разумеется, на всех машинах, находящихся в производстве.

Однако если работа по изготовлению танка БТ по первому колесно-гусеничному варианту была организована на харьковском танкоремонтном заводе № 48, то изготовить катковую гусеницу для БТ ленинградский Опытный завод № 185 отказался. Поэтому проект лыжно-каткового танка в металле реализован не был.

БТ-2-ИС

В целях повышения живучести и проходимости, серийной машины БТ-2, на пересеченной местности по заданию командующего войсками УВО И. Э. Якира группой энтузиастов, возглавляемой изобретателем воентехником второго ранга Н. Ф. Цыгановым, весной 1934 г. были начаты работы по созданию колесно-гусеничного танка БТ-2-ИС. Для улучшения ходовых качеств танка при движении на колесах, ведущими были сделаны три пары опорных катков. Для подвода мощности к каткам внутри машины вдоль бортов корпуса проходили карданные валы, от которых по вертикальным валам вращение передавалось на опорные катки.

На протяжении четырех месяцев, работая зачастую по 16-18 часов в сутки, группа конструкторов-энтузиастов, в которую вошли Н. Ф. Цыганов, М. Ф. Березкин, В. Г. Матюхин, А. Л. Бессонов, А. В. Куркин, А.Подсолихин, Г. А. Федченко, С.Латманизов, Л. И. Орел, П. Т. Шинаев, А. В. Данченко, В.Красников В. З. Иткин и пр, в одном из выделенных командованием Харьковского военного округа помещений танкоремонтного завода, вела проектные и экспериментальные работы по усовершенствованию колесно-гусеничного движителя БТ-2.

Принимая во внимание всю важность изобретения Н. Ф. Цыганова, начальник мастерских, друг и боевой товарищ Николая Островского, по гражданской войне, герой его некогда известного романа, комбриг Н. Н. Лисицин взял на себя общее руководство по изготовлению машины БТ-2-ИС. С утра и до поздней ночи самоотверженно трудились и главный инженер мастерских Срыбнис, и танко-техник Аронсон, и конструктор Васильев. Три сборочных бригады под руководством Орла, Богуславского и Данченко в сжатые сроки осуществили к июню 1935 г. монтаж опытного танка.

В отличие от серийного танка БТ-2 опытный образец отличался прежде всего, отсутствием вооружения, измененной конструкцией корпуса и установкой нового дополнительного привода на вторую, третью и четвертую пары опорных катков, являвшихся ведущими при движении танка на колесном ходу. Первая пара опорных катков, как и на серийной машине, была управляемой.

Подвод крутящего момента к трем парам ведущих колес колесного хода осуществлялся от бортовых редукторов через полужесткую зубчатую муфту к валу угловой коробки и через муфту на промежуточный валик и вторую муфту к валу первой верхней коробки. От верхней коробки крутящий момент передавался последовательно ко второй и третьей верхним коробкам. От верхних коробок через телескопические карданные валы крутящий момент передавался к колесным редукторам опорных катков.

В результате установки дополнительного привода в межбортовом пространстве, а также дополнительного топливного бака в корме танка, корпус машины претерпел некоторые изменения. Кроме того, была введена бронировка дополнительного привода. Помимо дополнительного привода в межбортовом пространстве были установлены дополнительные топливные баки (по одному с каждой стороны). В ходовой части машины были изменены балансиры опорных катков, элементы подвески и ведущие колеса гусеничного движителя.

Проходимость на колесном ходу по пашне в сравнений с БТ увеличилась в 4-5 раз. Танк БТ-2-ИС был способен преодолевать подъемы до 25°. Радиус поворота на колесном ходу же уменьшился в двое (до 5-6 метров).

Все лето и осень ушли на испытания и доработку опытной машины. О достигнутых положительных результатах, полученных во время испытаний БТ-2-ИС, 15 ноября 1935 г. было доложено Наркому Обороны.

Вскоре К. Е. Ворошилов и Г. К. Орджоникидзе подписали совместный приказ, обязывающий руководство ХПЗ оказать всемерную помощь группе Цыганова в дальнейшем проведении работ по усовершенствованию колесно-гусеничного хода танка БТ.

И если «консервативные» военные всячески поддерживали идею Н. Ф. Цыганова, то как показал ход дальнейших событий, руководство ХПЗ осталось, мягко говоря, равнодушным к ней. Ведь кому нужна была «чужая головная боль».

Сейчас остается лишь констатировать, что танк БТ-2-ИС по сравнению с базовыми танками обладал более высокой маневренностью при движении на колесах и повышенной живучестью на поле боя при повреждениях ходовой части, однако надежность привода к колесам еще была низка. Танк БТ-2-ИС был изготовлен в единственном экземпляре.

БТ-5-ИС

Пытаясь еще больше повысить боевые свойства танков БТ, Н. Ф. Цыганов в начале 1936 г. приступает к созданию опытного образца танка БТ-5-ИС. Работы по созданию танка БТ-5-ИС были направлены прежде всего на повышение проходимости серийного танка БТ-5, увеличение его запаса хода и обеспечение возможности движения танка на одной гусенице.

Основным конструктивным отличием танка БТ-5-ИС от базовой машины было наличие трех пар опорных катков, являющихся ведущими при движении на колесном ходу, что давало возможность использовать более 75 % массы танка в качестве сцепного веса. Переход на колесный движитель производился за 13-15 минут и не требовал «губительной» остановки танка во время боя и выхода из машины экипажа под огнем противника. Уравнивание скоростей движения на колесах и гусеницах осуществлялось специальным механизмом — синхронизатором. Танк мог двигаться на всех передачах на гусеницах при включенном колесном ходе. Поворот машины на месте при воздействии на рычаг управления был одинаковым как на колесах, так и на гусеницах, но от возникавшего при перемещении бокового сдвига появлялись перенапряжения в резиновых бандажах опорных катков.

Частичным переделкам подвергся корпус за счет установки новых подкосов, увеличения расстояния между боковыми стенками, установки кормового бензобака и бронировки картера бортовой передачи. Изменились ведущий вал бортовой передачи, балансиры опорных катков, подвеска, ведущие колеса гусеничного хода. Был введен ряд новых механизмов трансмиссии колесного хода: синхронизатор, угловая коробка, верхние коробки, карданные валы, привод ведущих колес колесного хода, привод переключения синхронизатора. Система питания топливом переделана с трех бензобаков поочередно на питание от каждого бака в отдельности (по желанию), бензобаки изготовили новые. Вращение к трансмиссии колесного хода передавалось от конической пары ведущего вала бортовой передачи к синхронизатору. От него через полужесткую зубчатую муфту — валу угловой коробки, а затем через муфты и промежуточный валик — валу первой верхней коробки. От последней вращение передавалось последовательно ко второй и третьей верхним коробкам. От верхних коробок с помощью карданов и составных карданных валов к приводу ведущих колес и от него самим колесам. Тип и конструкция подвески БТ-ИС сохранилась та же, что и у БТ-5, с той лишь разницей, что гитару заменили задним балансиром.

 
Вооружение машины осталось неизменным, за исключением боекомплекта к 7,62-мм пулемету ДТ, который был уменьшен до 2016 патронов. Радиостанция и танковое переговорное устройство на опытной машине не устанавливалось.

Благодаря увеличению емкости топливных баков до 650 л запас хода возрос до 250—300 км при движении на гусеницах и до 450—500 км — на колесном ходу. Скорость машины на колесном ходу достигала 80 км/ч.

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что и на этот раз и руководство ХПЗ, и руководство завода № 48 отнеслись с прохладцей к очередному «чужому» улучшению ходовой части танка БТ-5. Подтверждением данному факту служат как неоднократные требования руководства УММ РККА «о направлении конструкторов на испытания для получения опыта», так и гневное письмо воентехника 2 ранга Н. Ф. Цыганова, направленное в Политбюро ЦК ВКП(б) тов. Сталину и тов. Ворошилову. В этом письме «О вредителях при изготовлении БТ-ИС», отправленном 26 октября 1937 г., в частности, он писал, что изготовление затягивалось из-за:

 
«Вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста; на заводе № 48 (Харьков), где тех. директором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС. …Фарманьянц — Замначальника 8-го Гл. Упр. НКОП пытался сорвать выпуск БТ-ИС. …Необходимо ваше вмешательство».

 

Данное письмо, а точнее, «крик души» Цыганова на некоторое время сдвинуло с мертвой точки работы по танкам БТ-ИС. Так, на ХПЗ скорректировали сроки изготовления и проведения испытаний опытного танка БТ-7-ИС, а на заводе № 48 ускорили изготовление модернизированного варианта опытного танка БТ-5-ИС. Еще в июле 1937 г. Цыганов для улучшения защищенности танка БТ-5 предложил располагать бортовые листы корпуса не вертикально, а под углом.

Модернизация корпуса заключалась в частичном увеличении толщины брони и введении наклонных листов. В носовой части корпуса были установлены дополнительные листы толщиной 13 мм с наклоном в двух плоскостях. Дополнительные листы приклепывались и приваривались к основным листам носовой части башни. Суммарная толщина брони в верхней части носа, расположенной под углом 61°, достигала 26 мм. На бортовую броню корпуса был тоже приварен 13 мм броневой лист. Кормовые листы корпуса танка были изготовлены из брони толщиной 13 мм и располагались под углом 33°.

Кроме того, на корпусе танка БТ-5-ИС было увеличено межброневое пространство и установлены новые подкосы, выхлопные патрубки были выполнены по типу выхлопных патрубков танка БТ-7, передняя труба направляющих колес была усилена за счет установки более надежной консоли. Дополнительно были забронированы места напротив вырезов в бортовой броне, а также картера бортовых редукторов и кормовая труба в месте расположения радиальных подшипников. Усиление лобовой брони позволило обеспечить защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от пуль 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК при обстреле со всех дистанций. Бортовые и кормовые листы защищали экипаж от 7,62-мм бронебойных пуль на любых дистанциях, а от 12,7-мм бронебойных пуль — на дистанции свыше 1000 м. Боевая масса танка возросла до 13,8 т.

Машина развивала максимальную скорость на гусеницах до 53,3 км/ч и на колесах — до 84,1 км/ч. Запас хода по шоссе на колесном ходу составлял 550 км. При потере гусеницы одного из бортов машина могла продолжать движение на другой — со скоростью до 17 км/ч и на расстояние до 190 км.

В июне 1935 года приступили к испытаниям машины, продолжавшимся, с перерывами, до осени. О результатах докладывали лично К. Е. Ворошилову, который дал указание изготовить в 1936 году 10 танков БТ-ИС на базе танка БТ-5, что и было выполнено.

В марте — июне 1937 года три БТ-ИС № 05, 06 и 010 после внесения заводом № 48 изменений на основе результатов пробега Харьков — Москва проходили войсковые испытания в окрестностях Харькова.

Войсковые испытания трех танков БТ-5-ИС проводились на основании приказа начальника УММ РККА № 015 от 31 января 1937 г. Возглавлял комиссию по войсковым испытаниям начальник 1-го отделения АБТО ХВО полковник Шнепп. В состав комиссии входили начальник штаба 5-й танковой бригады полковник Зеленцов, представитель НИБТ полигона капитан Кульчицкий, инженер 5-й танковой бригады военинженер 3 ранга Дик, воентехник 2 ранга Цыганов, начальник КБ завода № 48 Спецмаштреста Ревин.

За время испытаний танки БТ-5-ИС прошли от 1500 до 2500 км (в основном на колесном ходу). Они показали значительно лучшую проходимость и живучесть по сравнению с танками БТ-5, так как «хорошо передвигались при потере одной гусеницы, одного или двух катков».

Испытания машины обстрелом и подрывом на мине показали, что при частичном разрушении ходовой части танк БТ-5-ИС сохраняет подвижность, для защиты узлов ходовой части и дополнительной трансмиссии от поражения бронебойными пулями пулеметов ДТ и ДК, а также от поражения снарядами пушек малого калибра необходимо на ступицы всех колес ввести броневые колпаки, а на наружные диски управляемых и ведущих колес — броневые накладки. Однако бронирование ходовой части было признано нецелесообразным, так как главная опасность заключалась не в поражении ходовой части, а в поражении экипажа и внутреннего оборудования танка.

Несмотря на ряд выявленных недостатков — «слабость шестерен синхронизаторов, перегрузка резины задних колес, срыв резьбы штоков вертикальных свечей и плохой доступ к дополнительной трансмиссии», — члены комиссии пришли к выводу, что танк «БТ-ИС на вооружение следует принять». Начальник АБТУ РККА комдив Г. Г. Бокис незамедлительно отдал распоряжение: изготовить в 1937 г. установочную партию в 5 машин БТ-ИС, провести войсковые испытания и устранить выявленные недостатки с таким расчетом, что уже в 1938 г. можно было начать серийное производство.

БТ-7-ИС

Зимой 1937 года было принято решение о запуске в серийное производство машины БТ-7-ИС (сделанной на базе БТ-7) с колесно-гусеничным движителем Цыганова и дополнительным бронированием. ХПЗ получил от АБТУ тактико-технические требования (ТТТ) к танку. Больших объемов нового проектирования не предусматривали, речь шла о модернизации серийного БТ-7 до уровня БТ-ИС. Планировалось выпустить в 1938 году 300 танков БТ-7-ИС. Но этим планам не суждено было сбыться.

Провал принятия на вооружение

В связи с арестом в начале 1938 года Н. Ф. Цыганова и других членов КБ дальнейшие работы по этим машинам были прекращены.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса: 14 тонн
Экипаж: 3 чел

Длина 5,5 м
Ширина 2,2 м
Высота 2,2 м

Бронирование:
лоб башни 26 мм (13 + 13 мм)
лоб корпуса 26 мм (13 + 13 мм)
борт корпуса 26 мм (13 + 13 мм)
корма корпуса 13 мм
крыша 10 мм
днище 6 мм

Вооружение:
1х45 мм 20К
1х7,62 мм пулемет ДТ
Боекомплект:
45 мм 115 выстрелов
7,62 мм 2709 патронов

Движитель: колесно-гусеничный
Компоновка: с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения
Трансмиссия: механическая
Передачи КПП: 3 передачи вперед и 1 назад
Подвеска: пружинная
Ходовая часть: 4 опорных катка большого диаметра (на один борт), с приводом на задний и двумя поворотными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

Двигатель: М-5-400, карбюраторный, мощностью 400 л.с.
Макс скорость по шоссе:
на гусеницах 52 км/ч
на колесах 80 км/ч
Запас хода по шоссе:
на гусеницах 280 км
на колесах 480 км

 
Фотогалерея
 
Танк БТ-ИС-14
 
Группа участников проектирования и изготовления опытного танка БТ-2-ИС. В первом ряду крайний слева — автор проекта Н. Ф. Цыганов.
 
Танк БТ-ИС-5
 
Танк БТ-ИС-6
 
Танк БТ-ИС-8

 
Танк БТ-ИС-17
 
Танк БТ-ИС-20

 

Танк БТ-ИС-7
 
Изготовление опытной серий танков БТ-5-ИС на заводе № 48. 1936 г.
 
Танк БТ-ИС-31
 
Танк БТ-ИС-30
 
Танк БТ-ИС-8
 
Танк БТ-ИС-9
 
Танк БТ-ИС-10
 
Танк БТ-ИС-12
 
Танк БТ-ИС-18
 
Танк БТ-ИС-32
 
Танк БТ-ИС-15
 
Танк БТ-ИС
 
Схема дополнительной трансмиссий танка БТ-ИС-5.
 
Танк БТ-ИС-22
 
Схема подвода крутящего момента к опорному катку.
 
Танк БТ-ИС-23
 
Схема бронирования танка БТ-5-ИС обр 1937 г.
 
Танк БТ-ИС-25
 
Чертеж БТ-5-ИС обр 1936 г.
 
Танк БТ-ИС-26
 
Чертеж БТ-5-ИС обр 1938 г.
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account