Ученые все-таки раскрыли секреты гениев. Это, конечно, широко известно, что мозги умников, как правило, тяжелее, чем у обычных людей, но…
В начале ХХ века искали способы определить природу гениальности. В СССР для этой цели был даже специально создан Институт мозга, в котором Изучали содержимое черепных коробок Ленина, Павлова, Маяковского и других знаменитостей. И не одни россияне такие любознательные. Мозги многих нобелевских лауреатов хранят и исследуют в зарубежных медицинских центрах, например в университете Онтарио. Однако до сих пор попытки выяснить, от чего зависит интеллект человека, были, к сожалению, тщетными. Более того, зачастую оказывалось, что многие почившие таланты отнюдь не «курчавее» других своими извилинами. Тем не менее, энтузиасты не сдаются. Таков доктор биологических наук, профессор, руководитель отдела эмбриологии НИИ морфологии человека Российской академии медицинских наук Сергей Савельев. Недавно вышла в свет его книга «Изменчивость и гениальность».
— Сергей Вячеславович, почему одним удается создавать нечто оригинальное, а другим — нет? Может, если все бы получили блестящее образование и воспитание, то и Архимедов с Бальзаками стало бы больше?
— Идея пробуждения необыкновенных способностей посредством образования возникла в головах французских физиологов еще в XIX веке и до сих пор привлекает своей простотой.
Ее жизнеспособность заключена в провозглашении равенства потенциальных способностей всех людей, что является идеальной наживкой для обывателей.
Поверив в эту нелепость, абсолютно каждый ощущает себя нереализованным гением и жертвой обстоятельств. В этом случае всем понятно, что для исправления ситуации надо только вложить деньги в образование и воспитание своего отпрыска — и проблема будет решена.
— Это невозможно?
— Никакими тренировками не добиться появления второго Пушкина. При колоссальных затратах времени и усилий можно добиться лишь некоторого прогресса в любых навыках, но недостатки в строении собственного мозга не позволят прыгнуть выше планки. Без врожденного нейроморфологического субстрата в виде специализированных областей мозга никакие сверхспособности развить невозможно.
— Что же такого особенного в извилинах одаренного человека?
— В 75% случаев гении имеют массу мозга выше среднего показателя по планете, то есть больше чем 1320 граммов. Как правило, их мозг весит около 1600-1700 граммов. Рекордсмены в этом плане — Байрон со своими 1800 граммами и Иван Тургенев — с 2012 граммами. То есть по максимуму мозг гения тяжелее обычного почти в 1,5 раза. Конечно, большой мозг — только высокая вероятность таланта, но необязательно его наличие. Например, есть идиоты с мозгом массой 2400-2550 граммов.
— Но, например, мозг писателя Анатоля Франса весил всего 1017 граммов.
— Доказано, что частота появления «легковесных» гениев по сравнению с «тяжеловесными» в четыре раза меньше. И их существование доказывает, что причина выдающихся способностей не только в объеме нервной ткани. Чтобы сложился мозг гения, нужно иметь от природы особое сочетание некоторых областей — например, неокортикальных полей и подкорковых структур.
— Подскажите, как найти гения, который себя еще не проявил?
— Выявлять гениев при помощи посредственностей невозможно. Обыватель всегда будет инстинктивно примеривать свое ограниченное понимание устройства мира. И отбирать наиболее приспособленных обывателей. Именно по этой причине все тесты по оценке интеллекта человека дают высокие показатели при тестировании посредственностей. Единственный выход — найти способ для прижизненного анализа глубинного строения головного мозга каждого конкретного человека.
Сегодня предпринимаются попытки поиска одаренных людей при помощи функциональной томографии или методов позитронно-эмиссионного анализа. Но пока безрезультатно.
Если бы можно было разобрать на «винтики», к примеру, мозг Леонардо да Винчи, то ученые увидели бы в нем массу необыкновенного. Например, у него должно быть особым зрительное поле. Так, если у обывателя минимальный объем поля — 3000 куб. мм, то у Леонардо оно должно быть в два-три раза больше. Столь же крупными должны быть центры мозга, ответственные за ассоциации, чувственные ощущения и за быстроту передачи сигналов от сетчатки к коре мозга. А для того, чтобы ловко управляться с кистью, требуется особое развитие сенсомоторных центров мозга. Шансы одновременного появления всего этого комплекса структур в одном мозге крайне малы.
А вот чем мог выделяться мозг скрипача-виртуоза, композитора Никколо Паганини: он должен обладать не только слухом, но и феноменальной двигательно-моторной координацией. А общее число вовлеченных в творчество нейронов могло достигать 3-4 млрд.
источник: Светлана КУЗИНА «Тайна гениальности» КОНТАКТ-ШАНС 8/2015