19

Т-35 для Лапландии

Содержание:

Область применения АИ Т-35

Один из подразделов альтернативной истории посвящен вопросу возможного боевого применения советского тяжелого танка Т-35. Поскольку в рассматриваемый исторический период РККА сталкивалась с линией долговременной обороны только в Зимнюю Войну и только на Карельском перешейке, то альтернативные Т-35 пытаются пристроить именно туда. При этом Т-35 подвергаются всевозможной модернизации. От глубокой доработки существующего проекта до полного переоборудования танков в САУ или штурмовые танки или бронетранспортеры и даже РСЗО. В ход идет бетонная броня, ККП, автоматические гранатометы, 107-мм короткоствольные гаубицы, и античные метательные машины. Можно различить два вида альтернативных Т-35: перестроенные из уже изготовленных реальных пятибашенных машин, и прошедшие модернизацию на этапе разработки ТЗ и проектирования. Понятно, что второй вариант позволяет более радикальные переделки. Но, так или иначе, эти альтернативные Т-35 обычно оказываются на Карельском перешейке.

Здесь мы попытаемся показать, что, уж если Т-35 проходит альтернативную доработку, то его область применения может быть существенно расширена.

География и геополитика

Вот к примеру картинка из интернета, судя по которой может показаться, что боевые действия в Зимнюю войну велись только на карперешейке:

Т-35 для Лапландии

На самом деле боевые действия велись на четырех участках. С юга на север – Карельская группа (7-я армия), Северо-финляндская группа (8-я армия), Лапландская группа (9-я армия) и 14-я армия с ограниченной задачей на северном фланге. Захват Петсамо и оборона Мурманска. Каковые задачи 14-я армия успешно выполнила.

Т-35 для Лапландии

Считается, что 8-я армия имела задачей “растаскивание резервов”. И хотя действия 8-й армии были в целом неудачны, но эта задача также была выполнена – примерно половина финской армии находилась на восточном фронте.

Весьма вероятно, что 9-я армия должна была разрезать Финляндию напополам и выйти к Ботническому заливу. Это не было сделано. Но учитывая чрезвычайную малочисленность финских войск на данном участке, эта задача могла бы быть выполнена.
Хотя в составе 9-й армии было всего три дивизии.
В таком случае РККА вышла бы к шведской границе, и это бы самым существенным образом повлияло на дальнейшие исторические события.

А вот очень живописные пейзажи лапландской тундры в условиях короткого полярного дня:

Т-35 для Лапландии

 

Т-35 для Лапландии

Очень красивые места, но для масштабных наступлений в таких суровых климатических условиях требуется соответствующая техника. В частности – аэросани.

Обзор реальных проектов

Аэросани в СССР начали выпускать в 1930 году. Известно, что аэросани применялись и на материке, и на севере, и даже поучаствовали в спасении челюскинцев.
Весьма ограниченно аэросани применялись и в Зимней войне. Но массовый выпуск аэросаней был развернут позже. Выпуском аэросаней заведовал Наркомат лесной промышленности, откуда и название – НКЛ

Т-35 для Лапландии

Т-35 для Лапландии

НКЛ-16 и НКЛ-26 это самые массовые модели аэросаней. Была еще модель РФ-8 (ГАЗ-98) с двигателем мощностью всего 50 лс

Т-35 для Лапландии

Все эти машины массово и успешно применялись в Великую Отечественную Войну.

Т-35 для Лапландии

Аэросани идут в атаку с десантом “на броне”.
Строго говоря, легкие аэросани были практически небронированы. Но имелись проекты и боевых бронированных аэросаней. Например, аэросани Гроховского:

Т-35 для Лапландии

Т-35 для Лапландии

Эти аэросани разрабатывались на базе танка БТ-2. Высокая удельная мощность двигателя позволяла создать достаточно удачную машину. Такая машина очень пригодилась бы в Зимнюю войну. Но изобретатель зачем то разместил пропеллер в заброневом объеме. Проект не был реализован.
Был еще проект боевых саней от ЦКБ-50.

Т-35 для Лапландии

Т-35 для Лапландии

Испытания опытного образца показали, что тяжелая бронированная машина очень неохотно трогается с места и плохо преодолевает подъемы.

Т-35 для Лапландии

Т-35 для Лапландии

Вращение воздушного винта осуществлялось через понижающий редуктор, и тем не менее, тяги не хватало.
Исходя из законов физики, тягу можно было бы увеличить, поставив два винта. См. рис

Т-35 для Лапландии

А вот современные аэросани “Нерпа” –

Т-35 для Лапландии

Машина, снабженная двумя воздушными винтами, движется не по снегу, а по мерзлой земле. Эффективность двухвинтовой схемы можно сравнить с эффективностью полноприводных колесных машин с думя ведущими осями.

Т-35 для Лапландии

Т-35 для Лапландии

Мы предлагаем разработать Т-35 с комбинированной ходовой частью, что было вполне в духе того времени. Но комбинировать будем не гусеницы с колесным ходом, а гусеницы с аэросанями. Для чего на танк устанавливаются опускающиеся лыжи и воздушные пропеллеры. См рис, положение на гусеницах и на лыжах:

Т-35 для Лапландии

Т-35 для Лапландии

Предполагаемые характеристики.
Очевидно, что для успешного применения режима аэросаней, тяжелый танк придется максимально облегчить. Зададим предельную боевую массу в 20 тон, при мощности двигателя М-17 в 500 лс.
Отсюда вынужденно получается минимальное противопульное бронирование. Лоб/борт – 13/8 мм, горизонтальное бронирование 4 мм, корпус – несущий покумонокок с местными подкреплениями.
А также минимальный набор вооружения – трехдюймовка и четыре пулемета.
Рассматривались также варианты вооружения одной-двумя 45-мм пушками или 107-мм гаубицей. Но остановились на 76-мм пушке, как компромиссе между мощностью ОФС и размером боезапаса.
Экипаж шесть человек плюс шесть десантников в бронекабине.

Максимальная скорость движения на гусеницах – до 50 км/ч, на лыжах – до 70 км/ч.
Переход с гусениц на лыжи и обратно может производиться в процессе движения.

Очевидно, что необходимо обоснование достаточности тяги воздушных винтов для движения тяжелого танка на лыжах.
Требуемая тяга будет сильно зависеть от характера снежного покрова см. таблицы

Т-35 для Лапландии

Т-35 для Лапландии

Если принять коэффициент трения 0.05, то сила трения будет составлять одну тонну.

Теперь оценим тягу воздушных винтов.
Обычно удельная тяга самолетных винтов равна примерно 2 кг/лс. В таком случае тяга будет 1000 кг. Но у самолетов намного больше скорость воздушного потока, а если скорость ниже, то удельная тяга может быть выше. Например, у вертолета Ми-8 мощность на крейсерском режиме 2000 лс при массе 12000 кг. Получаем удельную тягу 6 кг/лс, что гораздо ближе к параметрам нашей установки.

Тогда тяга будет порядка 3-х тон, что обеспечивает хороший запас по тяге.

Преимущества предложенной схемы

Укажем на некоторые недостатки предложенной схемы.
Прежде всего это откровенно слабое бронирование. Но, как будет показано далее, на это придется пойти чтобы не увеличивать массу машины. К тому же учтем, что обычные аэросани и такого бронирования не имеют.
При транспортировке аэросанного Т-35 по железной дороге его приходится частично разбирать (а потом собирать) и он занимает целых три платформы – собственно танк, лыжи и пропеллерная установка.
С установленными лыжами машина имеет ширину 5,4 м, что ограничивает ее габаритную проходимость. Проще говоря, такая машина не везде сможет проехать по ширине.

Теперь о достоинствах.
Как известно, комбинированная схема движителя (в данном случае – аэросанно-гусеничная) позволяет существенно экономить ресурс гусениц. Это плюс.
Также, предложенная схема позволяет значительно повысить подвижность танка за счет высокой скорости на лыжах.
Причем, эта высокая подвижность может достигаться как при переброске к линии фронта, так и в боевой обстановке. К примеру, колесно-гусеничные танки БТ никогда не применялись в бою на колесах из-за низкой проходимости колесной ходовой части.
В случае аэросанной ходовой части ситуация обратная – ее проходимость по ровному снежному покрову выше, чем у гусеничной.
Длина опорной поверхности и лыж и гусениц составляет 6,6 м.
Что при ширине гусениц 0,38 и лыж 1м дает удельное давление соответственно 0,4 и 0,15 кг/квсм. Удельное давление на гусеницах тоже довольно низкое, что обеспечивает хорошую проходимость по сравнению с другими танками. Но на снежной целине этого будет недостаточно. См. таблицу несущей способности снега:

Т-35 для Лапландии

Плотность слежавшегося снега примерно равна 0,3 гр/кубсм, откуда несущая способность будет 0,15 кг/квсм. Что как раз достаточно для движения на лыжах и недостаточно для движения на гусеницах.
Более того, сопротивление движению на лыжах оказывается намного ниже, чем при движении на гусеницах. Если при движении на гусеницах на скорости 50 км/ч двигатель работает на полную мощность, то при движении на лыжах на скорости 70 км/ч затрачивается только половина мощности двигателя.
Удивительно, но получается, что аэросани при движении по целине двигаются быстрее, а расход горючего имеют ниже, чем при движении на гусеницах по дороге!

С другой стороны, сохранение гусеничного хода позволяет преодолевать препятствия, недоступные для аэросаней. Крутые подъемы, ступеньки, участки, лишенные снежного покрова. А также эксплуатировать танки в летнее время года.

Т-35 для Лапландии

Дмитрий Желонкин
Подписаться
Уведомить о
guest

25 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account