Получит ли Америка свои истребители шестого поколения? Программа NGAD забуксовала и скорее всего пойдёт под нож

15

Не смотря на то что Китай уже показал нечто очень похожее на истребитель шестого поколения у американской программы по разработке такого самолёта, носящей название NGAD (Next Generation Air Dominance), есть все шансы пойти под нож. Илон Маск пока ещё не заявлял о прекращении это программы, однако она забуксовала из-за нехватки средств и сегодня есть все шансы что деньги выделены не будут.

На какой же стадии сегодня находится разработка американского истребителя шестого поколения NGAD рассмотрим ниже.

Получит ли Америка свои истребители шестого поколения? Программа NGAD забуксовала и скорее всего пойдёт под нож

Содержание:

Разработка моторов

Итак, пока известно, что изначально выделенные по 975 миллионов долларов, на разработку двигателей, двум компаниям – General Electric Aerospace и Pratt & Whitney Engines уже потрачены и никакого результата не получено. Для продолжения работа обе компании требуют по 3,5 миллиарда баксов. Будут ли они выделены – большой вопрос, учитывая накрывшую США кампанию по экономии всего и вся, возглавляемую Илоном Маском.

В чём суть этой программы. Изначально хотели разработать абсолютно новые движки. Но когда поняли, что и близко в установленные финансовые лимиты не вписываются, решили ограничится модернизацией уже существующих двигателей Pratt & Whitney F135, который в настоящее время установлен на истребителях F-35.

Двигатель Pratt & Whitney F135, усовершенствование которого легло в основу программы NGAP, во время испытаний. (Фото предоставлено: Pratt & Whitney)

Двигатель Pratt & Whitney F135, усовершенствование которого легло в основу программы NGAP, во время испытаний. (Фото предоставлено: Pratt & Whitney)

Двигатели XA100 компании General Electric и XA101 компании Pratt & Whitney, разработанные в рамках программы по конструированию новых моторов (AETP), стали основой для усовершенствованных двигателей XA102 и XA103, участвующих в программе NGAP. XA102 и XA103 — это двигатели с адаптивным циклом, позволяющие в полете переключаться между различными режимами работы, обеспечивая либо большую мощность при необходимости, либо работая более экономично для экономии топлива и увеличения дальности полета самолета.

На сегодняшний день обе компании даже не перешли к созданию полномасштабных прототипов двигателей. То есть реально движков нет. Есть только какие-то чертежи и выкладки ничем не проверенные.

Разработка истребителя в целом

Пока в этом направлении всё ещё более туманно чем с моторами. На сегодняшний день даже не выработаны требования для истребителей шестого поколения, а как следствие не объявлен конкурс и не выбраны компании-разработчики.

Сейчас в США идёт дискуссия по требованиям к будущему самолёту и между собой сражаются две абсолютно разные концепции. По одной, будущие истребители шестого поколения должны стать основой ВВС США вплоть до конца текущего века. Иметь достаточный запас прочности что бы прослужить столь длительный период. Если эта концепция победит, то предлагается не экономить на разработке, а вкладываться по полной, так как следующие 70 лет ни чего делать в этом направлении не придётся.

По второй концепции, требования и угрозы меняются настолько быстро, что самолёты, скорее всего устареют уже лет через 10-20. В этом случае программа разработки должны иметь жёстко ограниченный бюджет, так как эти самолёты ненадолго. И разработка самолётов следующего поколения начнётся сразу после окончания работ над поколением текущим.

В поддержку этой концепции выступают апологеты беспилотной авиации, среди которых находится и Илон Маск, они утверждают, что истребителя шестого поколения станут последними пилотируемыми самолётами, а дальше их окончательно вытеснят беспилотники.

Что в итоге

Поскольку все эти злоключения с программой NGAD идут на фоне развернувшейся компании по эффективному использованию американских бюджетных средств, читай экономии, возглавляемой Илоном Маском. С очень большой долей вероятности можно сказать что программа пойдёт по нож.

Уже есть заявления что большая американская тройка авиапроизводителей: Локхид, Боинг и Нортроп Груманн закостенели и слишком избалованы практически неограниченными бюджетами и стоит привлечь к программе новые компании и стартапы, которые бы вписывались в новые, более жёсткие, условия по финансам.

В свете этого можно сказать с высокой долей уверенности что программа NGAD будет переучреждена и в неё будет привлечён более широкий круг фирм.

Что мы потеряли

Пока у программы NGAD наметились определённые, мягко говоря, трудности, 3D-моделисты по всему миру не сидят на месте и фантазируют на тему каким же будет будущий американский истребитель шестого поколения. Тем более в этом деле для них есть вполне осязаемый материальный стимул – их работы вполне могут попасть в компьютерные игры где действия происходят в будущем и там ведутся какие-то войны с участием самолётов.

Так, моделист с ником AR020 решил представить, как будут выглядеть истребители программы NGAD и результат его творчества я представляю почтенной публике.

Получит ли Америка свои истребители шестого поколения? Программа NGAD забуксовала и скорее всего пойдёт под нож

По его мнению, будущий новый истребитель для ВВС США будет двухмоторным, с двигателями с изменяемым циклом.

Самолёт будет делаться двухместным, так как потребуется место для оператора ведомого БПЛА.

На самолёте будет установлена система инфракрасного термографического сканирования по кругу IRTS (по сути продвинутый авиа тепловизор), а также новейшая электрооптическая система наведения EOTS.

Отсеки для ракет будут находится и в нижней, и в верхней части фюзеляжа. При этом верхняя отсек будет использоваться в основном для запуска ложных целей.

К тому моменту когда самолёт поступить в войска в США будет закончена разработка ударной лазерной системы Gun, которая будет размещена в носовом обтекателе. Эта система будет играть роль авиапушки в современных самолётах, которой не будет.

Новые двигатели и воздухозаборники сделают машину ещё менее заметной чем истребители текущего пятого поколения.

Источники:

https://armyrecognition.com/news/aerospace-news/2024/ngad-seems-to-be-dead-us-reevaluate-6th-gen-fighter-jet-development

https://theaviationist.com/2025/02/04/usaf-expands-work-sixth-gen-fighter-engines/

https://www.artstation.com/artwork/EzErzA

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account