Т-34: но нет же худа без добра. Часть 2
Дискуссионная статья из жж Андрея Фирсова.
Текст Анатолия Сорокина
Почему автор Т-34 классифицирует как «худо»? На то есть очень серьёзные основания. Первое озвучено в предыдущей части: если что-то буквально завалено апологиями и восхвалениями, то, по винни-пуховому, это «ж-ж-ж» неспроста! У нас было очень много хорошего и отличного оружия, но ни пистолет-пулемёт ППШ, ни 76-мм пушка ЗИС-3, ни 152-мм гаубица-пушка МЛ-20, ни истребители Як-3 и Ла-7, ни бомбардировщик Ту-2, ни тяжёлый танк ИС-2 и многие другие образцы не получали и пятой доли од и хвалебных песнопений, доставшихся Т-34. А лёгкий танк Т-60, спасший и нас, и весь мир от коричневой заразы нацизма в критическом моменте Второй мировой войны – битве за Москву, вообще тихо так «курит в сторонке», ибо его ТТХ объективно хуже и наших, и вражеских машин приблизительно того же класса. Несправедливо, однако!
Но от эмоционального аргумента перейдём к фактическому. Что мы можем назвать хорошей и даже отличной конструкцией? А ту, которая позволяет с минимумом затрат адаптироваться к изменившейся ситуации. Всё как по старине Чарльзу Дарвину: «выживает не сильнейший, а тот, что лучше прочих приспосабливается к окружающим его условиям». И когда тому или иному образцу техники приходит время «уйти со сцены», то в случае использования в его «наследниках» узлов, деталей, агрегатов, компоновочных и схемных решений от «почившего в бозе» предшественника последнему мы скажем много добрых слов. Requiescat in pace, отличная была машина!
С этой точки зрения сравним три основных довоенных образца советской БТВТ с июня 1941 года по ноябрь 1943 года: малый танк Т-40, средний танк Т-34, тяжёлый танк КВ-1.
Малый танк Т-40 превратился в мобилизационный танк Т-60, затем в Т-70, заменитель выпавшего «настоящего» лёгкого танка Т-50, а затем уже и в полноценный лёгкий танк Т-80, но тут время таких машин вышло. На базе Т-70 создали второй по массовости образец советской БТВТ – лёгкую САУ поддержки пехоты СУ-76, а после Великой Отечественной войны ряд конструктивных элементов этой линейки и их дальнейшее развитие активно использовалось в лёгких боевых и специальных машинах: АСУ-57, АТ-Л и прочих. И все эти пертурбации шли без провалов в числе выпускаемых машин при переходе на новую модель, с быстрым разворачиванием производства как на профильных (завод №40 в Мытищах), так и на «сторонних» (ГАЗ, завод №38 в Кирове, завод №264 в Сарепте) предприятиях. Вывод: Т-40 обладал отличной конструкцией, раз сам менялся и породил такое множество своих «потомков».
Тяжёлый танк КВ-1 по ходу Великой Отечественной то обрастал бронёй, то, наоборот, сбрасывал «лишнюю» массу в лице КВ-1с. На его базе также выпускалась единственная удачная САУ первого военного «разлива» СУ-152, а из прототипа среднего танка усиленного бронирования КВ-13 с широким использованием компоновочных, схемно-технических решений и значительного числа деталей, узлов и агрегатов выросли тяжёлые танки серии ИС с промежуточно-переходным гибридом КВ-85. Далее всё это использовалось в послевоенных тяжёлых танках: и неспециалист легко спутает последнюю нашу машину этого класса Т-10 (и причём здесь опять лысый тип в вышиванке, любящий американский полускабрезный синематограф?) с закрывшим Вторую мировую войну парадным маршем в поверженном Берлине ИС-3. И вновь, переход на каждую новую итерацию Челябинский Кировский завод проходил без снижения выпуска поставляемых в действующую армию машин, а как только ситуция позволила, так ИСы вернулись в своё «родовое гнездо» – Ленинградский Кировский завод. Вывод: КВ-1 обладал отличной конструкцией. Правда её несколько на начальном этапе портило качество исполнения вследствие явно завышенных планов выпуска: «наверху» узрели отличную машину и захотели её как можно больше, что само по себе показательно.
Средний танк Т-34, ноябрь 1943 года. По своему уровню он мало чем отличался от своего собрата, выпущенного в июне 1941 года, а сормовский его подвид (называемый «уродом» в войсках) даже сохранил исходную башню. Да, разобрались с качеством постройки, внедрили новую коробку передач, что мучало танкистов целых полтора года, но главный недостаток машины – отсутствие выделенного командира так и не «пролечили». Даже лёгкий танк Т-80 получил это дело (КВ-1 обладал им с самого начала), а основной танк РККА по-прежнему оставался «слепым». И что его броня «вывозила» в первый год войны, стало нетерпимым, как на поле боя появилась она:
и танковые/самоходные пушки противника с близкой к ней баллистикой. На дистанции с 1,5 км и ближе Т-34 стал «голым». Кстати, средние танки немцев в 1942 году и начале 1943 года также вполне успешно уничтожались нашими 76-мм снарядами на этом расстоянии и ближе (не говоря уже о PAK.40), а прицел у Ф-34 был очень и очень недурственный, что отметили и амеры, и бриты. Дело стало заключаться в том, кто раньше кого обнаружит, так что отсутствие выделенного командира стало наиглавнейшим недостатком «тридцатьчетвёрки». Ну и 45 мм брони хотя бы лба хотелось бы усилить. Однако любые попытки А. Морозова избавить своё же творение от этого недостатка (Т-43 первого и второго подходов, хорошо принятые в войсках) неизменно приводили его к новому танку, который не вписывался в с таким трудом налаженный производственный процесс. А потому и продолжалась вся эта порнография, обусловленная изначально плохой конструкцией Т-34, которая не благоприятствовала своей адаптации под изменившиеся условия с минимумом затрат. Мало иметь хороший двигатель, пушку, прицел и надёжную на период создания броню, для создания из них хорошей боевой машины требуется кое-что ещё, чего в 1939–1940 гг. у Кошкина, Морозова и прикомандированных к ним конструкторов и инженеров явно не было.
Трудно сказать, почему на этапе разработки Т-34 в него не заложили выделенного командира, хотя уже в 1939 году наши военные познакомились и с лёгкой германской «двойкой», и со средней «тройкой», где он имелся в наличии. Это их впечатлило, да ещё как! Но ни Кошкин, ни Морозов важность этого фактора заранее не учли, а потом было поздно. Т-34 приняли в качестве временной меры, запланировали новый Т-34М с трёхместной башней, торсионной подвеской по образцу Pz.III, но тут началась война и другого среднего танка у нас не было. Потенциально модернизированный Т-28 был очень даже неплох (тем более что его башня позволяла свободно разместить и пушку калибром поболее 76 мм, и командира; в лобовой проекции защита по опыту финской войны уже была усилена), но его время безвозвратно ушло и на его место пришёл вызвавший такой ажиотаж КВ-1, ленинградским танкостроителям было не до темы среднего танка.
Декабрь 1943 года наконец-то стал поворотной точкой в истории Т-34: новая башня с 85-мм пушкой и выделенным командиром избавила машину от врождённого серьёзнейшего недостатка. Повысилась и защищённость: 90 мм литой брони башни под углом встречи в 30 градусов PAK.40 брала (по нашим данным) с 800 метров и ближе. Но для 1944 года это уже было недостаточно. Но порнография всё равно осталась: голова в цилиндре, но без штанов: 45-мм броня лба корпуса на тот момент выглядела каким-то издевательством над танкистами. Предпринималась попытка «вылечить» это на прототипе Т-34-85М, доведя лоб корпуса до 75 мм как на СУ-100 (это уже PAK.40 на 500 м и дальше было не по зубам и давало некоторый шанс против снарядов KWK.42 «Пантеры» и KWK.36 первого «Тигра»). Но установка новой башни «съела» весь довольно нехилый модернизационный запас по массе исходного Т-34, так что пришли к другой «голозадой» порнушке: броневую защиту кормы ослабили до 15 мм! И перегрузили передние узлы подвески, что было ещё одной врождённой занозой в «тридцатьчетвёрке». Так и довоёвывал Т-34-85 как есть, лишь частично избавленным от своих родовых травм творением партийного функционера Кошкина и не имевшего в 1940 году законченного профильного высшего образования Морозова.
Но нет худа без добра: вся эта порнография со средним танком Т-34 привела А. А. Морозова к созданию новых машин, Т-44 и потом Т-54, которые стали основой советского послевоенного танкостроения. Но, как справедливо заметил ушедший от нас ветеран и танкист-испытатель Р. Н. Уланов, чьи публикации автор жадно читал в подростковом возрасте в журналах вроде «Моделиста-Конструктора», при всём внешнем сходстве с «тридцатьчетвёркой» Т-44 был уже совершенно другой машиной, несмотря на тот же двигатель и ряд заимствованных узлов и агрегатов. Которую, ради опять же сохранения объёмов выпуска средних танков, поставили в производство на отбитом у нацистов харьковском заводе. Компоновка уже другая, трансмиссия другая, подвеска другая, башня по сравнению со стандартной для Т-34-85 прибавила в толщине бронирования, а там путём её замены на куполообразную и вовсе Т-54 получался.
Вопрос о том, каким «подарком» трофейный Т-34 оказался для гитлеровцев, будет разобран в следующей, финальной части.