В продолжение темы, поднятой в статье – Т-34 и КВ-1: made in England. На этот раз это чистая альтернатива без каких бы то ни было ссылок на реальные документы. Как указывалось в упомянутой выше статье, реальный интерес к тому, чтобы купить лицензию на производство Т-34, англичане проявили в 1944 году. В нашей АИ, они этот интерес проявили гораздо раньше – в начале 1942 года.
Во время боев в Африке остро стали видны недостатки крейсерских танков Mk Vl «Крусайдер». Одним из главных недостатков была слабая бронезащита и недостаточная мощность вооружения.
В декабре 41-го на заседании так называемого Tank Board (танковое бюро при Министерстве снабжения войск, состоящее из представителей генштаба, управленческих кругов конструкторских и промышленных фирм и т.д.) был рассмотрен процесс разработки новых крейсерских танков. Темпы проектирования и испытания новых машин были крайне неудовлетворительны.
Разрабатывалось три проекта. Первый – завода Vauxhall Motors (британское отделение General Motors Corporation) – танк А23, представлявший собой «крейсерский» вариант пехотного танка А22 Churchill с 12-цилиндровым двигателем Bedford. В сущности, этот проект мало отличался от А22 и был отвергнут уже на первой фазе конкурса. Второй проект – А24, разработанный заводами Nuffield Mechanisation And Aero, основным производителем танков Mk.VI (А15) Crusader – базировался на решениях и узлах А15, но с новой башней под 57-мм орудие. Башня имела дополнительный эвакуационный люк в корме и несколько округлых бойниц, через которые экипаж мог вести огонь из пистолетов-пулеметов Ml Thompson. Третье предложение – от фирмы Birmingham Railway Carriage And Wagon Co. (BRCW) – также основывалось на Crusader, но эта машина имела усиленное шасси и массу, меньшую, чем у А24.
Поскольку сложившаяся ситуация требовала начать производство танка не позднее весны 1942 г., а проект, выбранный в качестве основного – А24 имел кучу недостатков и проблем, руководством фирмы Leyland, испытывавшей проблемы с разработкой крейсерского танка, было предложено организовать лицензионное производство русского танка Т-34.
Инженеры фирмы Leyland изучили купленный в СССР средний танк Т-34. На них сильное впечатление произвела хорошая бронезащита наклонного бронирования и мощность пушечного вооружения – 76.2-мм пушки, превосходящая по ряду характеристик разрабатываемые в Британии крейсерские танки. Во время испытаний были выявлены недостатки, такие как плохой обзор, плохая работа трансмиссии, очень тесное внутреннее пространство т.д.
Так как прародителем Т-34, как и британских танков, был танк Кристи, у них оказались примерно равные по размерам и характеристикам ходовая часть и моторные отделения, что позволяло инженерам без больших конструктивных переделок установить на бронекорпус Т-34 ходовую часть и двигатель с трансмиссией от разрабатываемых перспективных крейсерских танков А24, А27, что позволяло быстро освоить производство танка на британских заводах.
Учитывая неудачи с разработкой собственного крейсерского танка и просьбу руководства СССР наладить в Великобритании производство Т-34, комиссия Tank Board приняла решение закупить предварительно несколько танков Т-34 и бронекорпусов, с последующей закупкой лицензии на производство. Основной проблемой, с которой столкнулись британские конструктора, была сварка бронелистов большой толщины. Закупив в СССР технологию автоматической сварки под флюсом, британская промышленность смогла решить эту проблему. В середине марта 42-го в Британию прибыли два автомата сварки со специалистами. В марте фирмой Leyland (ставшей в последующем основным его производителем) два прототипа на основе конструкции Т-34, получивших название А34, пока из конструкционной стали были предоставлены к испытаниям.
Сразу после битвы под Москвой наши, естественно, с радостью пошли на такую сделку. Особенно в свете того, что стоимость лицензии должна была быть учтена в счёт поставок по ленд-лизу. Кроме этого в лицензионном соглашении было указано что Великобритания обязуется поставлять определённое количество этих танков в Советский Союз.
В Британии Т-34 получил название А34 Comet (Комета). Изначально британцы без проблем не смогли наладить выпуск нашего Т-34 в том виде, в котором он выпускался в СССР. Непреодолимой проблемой стало налаживание производства нашего дизеля В-2. Также возникли проблемы со сваркой и, главное, с башней. К такой форме башни, которая была на оригинальном Т-34, британская промышленность была попросту не готова. Но так как фронт требовал танков и в большом количестве, причём сразу – британцы постарались приспособить конструкцию нашего Т-34 под имеющиеся у них технологии.
А34 Мк I
А34 Мк I – поставки серийных машин состоялись в период с лета 1942 по весну 1943 года. После этого А34 Мк I сняли с серийного производства, полностью заменив его танками серии А34 Мк II. Было выпущено 200 танков мод. Мк I. Из-за низкой надежности перегруженного двигателя Nuffield-Liberty мощностью 340 л.с и трансмиссии с планетарной коробкой передач Wilso, танки были использованы в качестве учебных, часть танков была переделана в БРЭМ. 50 танков А34 Мк I было отправлено в СССР на транспорте «Фэйрфилд Сити» в составе конвоя PQ 17. Потоплен немецкими торпедоносцами.
А34 Мк II продольный разрез
А34 Mk II
A34 Mk III
Вооружение – 75 мм пушка MV (из соображений экономии выбран американский боеприпас), мотор – Метеор, трансмиссия – Меррит-Браун, расширенные траки 15.5 дюйма (394 мм) против 15 дюймов (355 мм) на ранних мод., добавлен в корме доп. топливный бак.
Несмотря на возникшие проблемы со сваркой. бронекорпус и ходовую сохранили изначальными. Вместо нашего дизеля приспособили двигатель Наффилд-Либерти мощностью всего 410 л.с. Конечно, он проигрывал по мощности 500-сильному дизелю В-2. и это не могло не сказаться на манёвренности танка. Но в целом потеря оказалась не фатальной, ведь полную мощность танкам приходится использовать не часто. Трансмиссию для танка взяли от Крусайдера (по мере поступления двигатель Либерти заменялся американским Метеором). Но при этом была сохранена система охлаждения с центральным вентилятором-маховиком, как у нашего Т-34.
Башню в целях унификации установили от А24 Cavalier. В том же 1942 году по совету наших конструкторов, помогавших в налаживании производства Т-34 в Британии, башня была переработана. У неё появились рациональные углы наклона.
На первых сериях была установлена 6-фунтовая 57-мм пушка. Однако по требованию СССР было разработано орудие, унифицированное по баллистике и боеприпасам с советской танковой пушкой Ф-34.
В декабре 1942 г., после рассмотрения различных вариантов, решили использовать ствол советской 76-миллиметровки Ф-34 в сопряжении с маской и поворотными механизмами британской 57-мм пушки. Приблизительные расчеты показали, что такой гибрид возможен, и фирма Vickers, серийно производившая орудия калибра 57 мм, в сжатые сроки разработала новую модель 76-мм танкового орудия MV (Medium Velocity), официально принятого на вооружение как Gun 76 мм Ordnance Quick Firing Mk Vl или VIA. 3 января 1943 г. имперский штаб дал согласие на такое решение проблемы, и в течение года заводы Vickers выпустили около 500 этих пушек.
В 1944 году на танке ещё раз поменялась башня. Наконец-то англичанам удалось спроектировать более-менее современную башню, в которую была поставлена 17-фунтовая (76,2 мм) противотанковая пушка HV. В таком виде танк и закончил войну.