Сверхтяжелые крейсера генералиссимуса Франко
Содержание:
Как и любой уважающий себя военный диктатор, генералиссимус Франциско Франко мечтал о могучем флоте. Надо все же признать, что основания для морских амбиций у него были получше, чем у других. К тому обязывало географическое положение Испании с ее протяженным побережьем и достаточно обширными колониями и островными территориями. Да и традиционная испанская идея «союзной ценности» — что мощный флот делает Испанию выгодным союзником для великих держав — никуда не девалась.
Печальное наследие гражданской войны — самым крупным среди которого был «вашингтонский» тяжелый крейсер «Канариас», построенный с британским содействием — амбиций Франко удовлетворить не могло. Поэтому едва утвердившись у власти, испанский диктатор начал мечтать о большем. В 1939 году (еще до завершения боев в Каталонии!) командование флота испанских националистов уже подготовило масштабные планы послевоенного развития. За десятилетний период, испанский флот должны были пополнить четыре линкора, два «сверхтяжелых» крейсера, двенадцать легких крейсеров, пятьдесят четыре эсминца, тридцать шесть миноносцев, пятьдесят субмарин и более сотни торпедных катеров.
Такие амбиции, вполне естественно, «слегка» выходили за пределы возможностей разоренной гражданской войной страны. Хотя Испания имела достаточно развитое военное кораблестроение — например, построенную с британским участием верфь корпорации SECN (исп. Sociedad Española de Construcción Naval — Объединение Испанского Военного Кораблестроения) в Ферроле — но не производила ни тяжелой корабельной артиллерии, ни броневых плит, практически целиком полагаясь на зарубежные поставки. Поэтому военно-морские планы Франко с самого начала опирались на тесное сотрудничество с «идеологически близкими» фашистскими Германией и Италией.
Если с линкорами особых вопросов не возникало — Франко хотел получить адаптированную версию достаточно удачных итальянских «Литторио» — то история со «сверхтяжелыми» крейсерами была более интересной. Не будучи участником Вашингтонских соглашений, Испания не была связана ограничениями на предельный тоннаж своих больших крейсеров. Поэтому идея построить на своих верфях нечто, значительно превосходящее иностранные аналоги, воодушевила не только Франко, но и инженеров SECN.
ПРОЕКТ 138А
Первый проект «суперкрейсера» под обозначением проект 138 был составлен инженерами SECN в 1939 году.
По общей компоновке, крейсер проекта 138 основательно напоминал своего предшественника — «Канариас». Что было, впрочем, вполне естественно: крейсера типа «Канариас» были самыми современными кораблями, построенными на испанских верфях, и логичной отправной точкой для самостоятельных усилий. От предшественника, суперкрейсер проекта 138 унаследовал форму корпуса с гладкой палубой, башнеподобную «британскую» надстройку, увенчанную директором главного калибра, и две тесно расположенные трубы за ней. Главным архитектурным отличием была корма: вместо скошенного назад обратного транца «Канариаса», испанцы выбрали более традиционную.
Водоизмещение нового крейсера должно было составлять по проекту 17.500 тонн (собственно, он так и определялся как «crucero de 17.500 toneladas». Реально, полное водоизмещение, вероятно, превысило бы 20.000 тонн. Длина его составляла бы 225,66 метров (217,66 метров по ватерлинии), наибольшая ширина — 23,58 метров, осадка — 6,15 метров.
Основное вооружение корабля должны были составлять двенадцать 203-мм 50-калиберных орудий в четырех трехорудийных башнях. По-видимому, Франко не хотел особо «дразнить гусей», повышая калибр сверх «вашингтонского» предела. Орудия, по всей видимости, должны были быть британской постройки, 203-мм/50 BL Model 24 Mark D производства компании Виккерс — такие же, как и на «Канариасе». Неясен вопрос с трехорудийными башнями для них (британцы использовали двухорудийные), но, вполне вероятно, что тесно сотрудничавшие с британцами инженеры SECN знали о проектировании в Великобритании трехорудийных башен для нового поколения тяжелых крейсеров.
Вспомогательное вооружение должно было состоять из шести спаренных 90-мм зенитных установок неясного типа (90-мм/50-калиберные зенитки производили итальянские фирмы «Ансальдо» и ОТО, но только в одноорудийных установках), восьми спаренных 40-мм автопушек (возможно, речь идет об итальянских 37-мм спарках модели 1938 года) и двадцати управляемых вручную 20-мм автопушек (вероятно, немецкие 20-мм/65 С/38). Также имелось торпедное вооружение из двух трехртубных 533-мм торпедных аппаратов, и противолодочное вооружение: четыре бомбомета и кормовые рельсы для сброса глубинных бомб. Авиационное вооружение состояло из катапульты и крана между задней трубой и кормовой надстройкой.
Бронирование крейсера по-видимому должно было развивать коробчатую схему «Канариаса» с поправкой на размеры и способность противостоять 8-дюймовым снарядам «вашингтонских» тяжелых крейсеров. Основной броневой пояс защищал машинные и котельные отделения (равно как и запас плавучести), его толщина составляла 150 миллиметров цементированной брони, с торцов он замыкался 90 мм траверсными переборками. Ниже ватерлинии, вдоль корпуса корабля шли 50 миллиметровые продольные переборки из 50 мм гомогенной стали. Погреба боезапаса в оконечностях прикрывались внутренней коробчатой защитой из 150 мм цементированной брони.
Горизонтальное бронирование состояло из 75 мм броневой палубы, над погребами боеприпаса утолщавшейся до 100 мм. Большая часть палубы набиралась из гомогенных плит, только над погребами предполагалось установить цементированную броню.
Барбеты главного калибра выше броневой палубы защищались 150 мм плитами цементированной брони. Башни имели дифференцированное бронирование: 150 мм на фронтальных плитах, 100 мм на боках и крышах, и 50 мм с тыла. Боевые рубки защищались 150 мм броней с боков и 100 мм броней сверху (коммуникационные трубы защищались 150 мм броней). В целом, защита была достаточно мощной, хотя отдельные элементы — например, отсутствие броневого пояса в оконечностях и коробчатая защита погребов боезапаса без явной необходимости экономить водоизмещение — выглядели, скорее, как скопированные с прототипа и пропорционально усиленные. По-видимому, испанские инженеры не были уверены в своей способности спроектировать современный боевой корабль без опоры на британский опыт (ставший недоступным после эвакуации британского персонала с верфей SECN).
Силовая установка должна была состоять из четырех турбозубчатых агрегатов прямого и реверсного хода, установленных в чередующихся машинных отделениях: турбины наружных валов стояли ближе к носу, турбины внутренних валов ближе к корме. Пар обеспечивали шесть котлов в трех котельных отделениях, максимальным давлением в 40 атмосфер. Мощность силовой установки рассчитывалась в 170.000 л.с., а максимальная скорость крейсера — в 36 узлов (что было несколько оптимистично). Дальность экономичного хода определялась в 7000 миль.
ПРОЕКТ 138B
Начало Второй Мировой Войны поставило Испанию в непредвиденно сложное положение. С одной стороны, всему миру внезапно стало не до Испании, и это значило, что никто особо не обращал внимания, что там делает Франко. С другой стороны… всему миру внезапно стало не до Испании, и это значило, что закупать не то что орудия и машины, но даже и банальное топливо, внезапно стало очень-очень трудно. С надеждами на иностранную помощь в строительстве испанской армады пришлось в общем-то распрощаться: и Великобритания и Италия были слишком заняты своими делами, чтобы активно вкладываться в нейтральную Испанию. Испанцам оставалось только полагаться на свои — не слишком-то богатые! — возможности.
Проект сверхтяжелого крейсера 138B представлял собой попытку в максимальной степени опереться на собственные ресурсы. Хотя Испания не располагала производством тяжелых морских орудий, но сами тяжелые орудия у нее в запасе были: 305-миллиметровые 50-калиберные орудия Виккерса VSM Mark H. Эти орудия в двухорудийных башнях были «унаследованы» от погибших дредноутов «Эспанья» (разбился на скалах в 1923) и «Хайме I» (погиб в доке от взрыва погребов в 1937). Эти башни, правда, были уже установлены в береговой обороне испанских портов, но изъять их оттуда представлялось вполне реальным. Для линейных кораблей, пушки эти были уже устаревшими — а вот для суперкрейсеров, в самый раз.
В 1941-1942 году, испанские инженеры разработали проект «суперкрейсера», несущего три двухорудийные 305-мм башни от «Эспаний». Две башни должны были быть установлены линейно-возвышенно в носовой части, одна — в кормовой. Поскольку башни были уже модернизированы для нужд береговой обороны, их предельный угол возвышения составлял не исходные 15, а 20 градусов — что давало вполне приемлемую максимальную дальность стрельбы в 22.000 метров. Шесть орудий позволяли суперкрейсеру проекта 138B иметь вполне ощутимый перевес в огневой мощи над любым «вашингтонцем».
Ввиду большего веса тяжелой артиллерии, суперкрейсер 138B «потолстел» примерно на полторы тысячи тонн: его водоизмещение должно было составить 19.000 тонн. Остальные размеры оставались прежними, как и вспомогательное вооружение и «Канариасовская» компоновка корпуса. Так как силовая установка тоже планировалась прежней, то максимальная скорость должна была снизится примерно на 1-2 узла — до более реалистичных 35 узлов. Бронирование также не менялось, с тем исключением, что «дредноутные» башни главного калибра были бы защищены 203 мм плитами.
В целом, проект 138B смотрелся вполне реалистично. Главным его преимуществом было использование уже имевшихся в наличии башен главного калибра — снимая вынужденную зависимость от иностранных поставщиков. Главной его проблемой, однако, был значительный прирост верхнего веса по сравнению с базовым. Одна двухорудийная 305-мм башня весила порядка 540 тонн. Три двухорудийные 305-мм башни суммарно весили почти на 600 тонн больше, чем четыре трехорудийные 203-мм башни базового проекта. Установка их на прежний корпус рисковала вызвать значительные проблемы с остойчивостью.
ПРОЕКТ 138С
Как уже упоминалось выше, большой проблемой SECN было отсутствие в Испании собственного производства тяжелых морских орудий.
В 1942 году немцы затеяли перевооружение линкора «Гнейзенау», тяжело поврежденного налетом британской авиации и нуждающегося в капитальном ремонте: предполагалось перевооружить его на двухорудийные 380-мм башни, аналогичные использующимся на линкорах типа «Бисмарк». При этом освобождались три «родные» трехорудийные башни «Гнейзенау», оснащенные 280-мм пушками. Эти вот самые башни инженеры SECN предложили Франко выкупить — и установить на проектируемый суперкрейсер в качестве современной и доступной артиллерии главного калибра.
Под эту инициативу (насколько далеко она продвинулась в политическом плане, неизвестно) испанские инженеры разработали новый вариант проекта 138. Теперь его предполагалось вооружить двумя башнями тип Drh LC/34, с тремя 280-мм 54.5-калиберными пушками SK C/34 в каждой. Орудия эти были вполне современным — хотя и мелковатым по калибру — типом артиллерии, имели превосходные баллистические характеристики, и могли метнуть 330-кг бронебойный снаряд на дистанцию до 40 километров (при максимальном угле возвышения в 40 градусов) с начальной скоростью 890 метров в секунду.
По возможностям, шесть новых 280-мм немецких орудий наголову превосходили старые 305-мм испанские пушки. Более того, немецкие башни были трехорудийными, что позволяло при том же числе стволов (шесть) значительно сократить верхний вес и улучшить остойчивость суперкрейсера. Новый проект предусматривал одну башню в носу, и одну в корме: итоговый результат весьма смахивал на немецкие «карманные линкоры» типа «Дойчланд», только турбинный и быстроходный.
Оборотной стороной было то, что из-за значительной ширины барбетов немецких трехорудийных башен, инженерам SECN пришлось основательно пересмотреть внутреннюю компоновку. Ряд источников указывает, что для размещения барбетов кормовой башни, испанским проектировщикам пришлось отказаться от четырехвальной силовой установки, заменив ее для проекта 138С двухвальной, общей мощностью всего 120.000 л.с. (что должно было привести к падению скорости до 32-33 узлов). Впрочем, другие источники описывают 138C с прежней четырехвальной силовой установкой.
Предположительно, с учетом военного опыта, испанцы также пересмотрели в сторону усиления мелкокалиберную зенитную артиллерию проектируемого суперкрейсера. Есть также информация, что с проекта 138С исчезло противолодочное вооружение — испанцы поняли, что большой и шумный крейсер плохой охотник за подлодками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как можно видеть из приведенных материалов, над идеей «суперкрейсера» испанцы размышляли вполне серьезно и планомерно. Главной проблемой для них были поставки дефицитных компонентов — орудий и броневых плит — но определенные пути решения у них имелись. Испанская судостроительная промышленность обладала достаточными компетенциями, чтобы построить по крайней мере корпус и силовую установку такого корабля.
И тем не менее, все эти планы не привели абсолютно никуда. Дело не дошло не только до закладки «суперкрейсеров», но даже и меньших кораблей программы 1939 года. Постройка двух эсминцев типа «Alava», заказанных еще в 1936 году и заложенных, наконец, в 1939, растянулась аж до 1951 года!
Главной и фундаментальной причиной было отсутствие у испанской промышленности энергоресурсов. Испания в 1940-ых полностью зависела от импорта нефти — и с началом мировой войны, импорт стал крайне проблематичен. Европейскую нефть контролировали Германия и Италия, которым ее самим не хватало. Ближневосточную нефть контролировали британцы, которые категорически отказывались что-либо продавать испанцам. В итоге для Франко оставался единственный доступный источник крайне нужного ему топлива: Латинская Америка. Венесуэла и Колумбия были давними поставщиками нефти в Испанию… но за экспортом в воюющую Европу тщательно следили США. Которые со скрипом согласились разрешить Испании закупать в Америке и провозить в Европу строго лимитированное количество нефти каждый месяц: восемьдесят процентов от среднемесячного потребления Испании в 1935 году (в среднем, Испании было разрешено ввозить каждый месяц не более 60.000 тонн нефти)
И даже эти мизерные квоты Испании полностью выбрать не удавалось. Американский Конгресс относился к режиму Франко с нескрываемым (и вполне заслуженным) подозрением, приостанавливал поставки при любом слишком громком чихе испанского генералиссимуса и вводил дополнительные ограничения. В августе 1942, например, испанскую квоту урезали до 30.000 тонн, потому что возникли подозрения, что испанские танкеры продают нефть немецким субмаринам в океане. Полностью прекратить поставки нефти в Испанию конгрессмены не могли только из-за противодействия президента Рузвельта. Рузвельт понимал, что если Франко останется без венесуэльской нефти, то у него просто не останется иного выбора, кроме как идти на поклон к Гитлеру: и тот уж точно потребует в ответ как минимум доступа немецкой авиации и подводных лодок на испанские воздушные и морские базы (тем самым значимо осложнив жизнь атлантическим конвоям союзников).
Выживающая на голодном нефтяном пайке испанская экономика попросту не могла позволить себе какую-либо программу перевооружения. Более того, попробуй Франко сколь-нибудь серьезно вооружаться, и американцы наверняка бы закрутили вентиль еще туже. В результате, амбициозные планы Франко так и остались планами, а самой мощной единицей испанского флота на долгие десятилетия так и остался «Канариас».
По моей личной оценке, суперкрейсера проекта 138 были интересной попыткой создать современный тяжелый корабль, имея недостаточно развитую инженерную школу, и «вашингтонский» тяжелый крейсер в качестве прототипа. Над всем проектом, разумеется, с самого начала довлела неспособность Испании самостоятельно обеспечить его необходимым вооружением: попытки приспособить к кораблю хоть какие-то пушки вполне в этом плане показательны (особенно быстрая переработка под немецкие 280-мм пушки, которые только ВОЗМОЖНО удалось бы приобрести). В этом плане особенно выгодно смотрится проект 138B, рассчитывавшийся под имеющуюся в запасе 305-мм артиллерию. Обладай Испания экономическими возможностями для постройки флота — в первую очередь, не встань проблема с нефтью — и проект 138В имел бы определенные шансы на реализацию.
Насколько эффективным был бы суперкрейсер проекта 138B, окажись он построен в реале? Вопрос сложный. «Бумажные» характеристики корабля достаточно убедительны: однако, испанская промышленность в реале испытывала значительные сложности с освоением производства турбин и котлов (что и стало одной из причин многолетних задержек с постройкой эсминцев и миноносцев). Можно практически гарантированно утверждать, что строительство суперкрейсеров генералиссимуса Франко затянулось бы до конца 40-ых, а проблемы с перегрузкой и силовой установкой ограничили бы их скорость далеко не впечатляющими 30-32 узлами (если вообще не уронили бы ниже 28 узлов).