Сумрачный танкодесантный катер
Ist das normal, dass der so grün ist?
Полное название проекта – “Grünerleichtkampftanker”, что означает зеленый легкий боевой танкер. Танкер в данном случае означает средство для перевозки танков. В целях соблюдения секретности название сократили до “Grüner Tanker”, Зеленый танкер.
Официально было объявлено, что разрабатывается самоходная платформа для разработки шельфовых месторождений нефти. Действительно, многие машины впоследствии были оборудованы буровыми установками и использовались для прибрежной нефтедобычи и геологоразведки, в чем прекрасно себя проявили.
Но это было потом, после войны. Настоящая же цель разработки — создание военной амфибийной машины для проведения десантных операций. Выбор амфибийной схемы становится понятен при изучении гидрографии предполагаемого ТВД.
Слева — белые скалы Дувра. Обратите внимание — между скалами попадаются спуски к воде, проходимые для гусеничной техники. От подножия скал начинается пологий пляж, переходящий в обширное мелководье. При попытке подойти к такому берегу обычное водоизмещающее десантное судно сядет на мель. Десантникам придется добираться до берега по-грудь, по-пояс в воде. А как доставлять грузы? Как сниматься с мели?
В то же время, берег очень удобен для действий амфибийной техники.
Справа — побережье в районе Дюнкерка. Та-же самая картина, только что скал нет. Пологий пляж и мелководье, уходящее далеко в море.
Нужно плавсредство, которое сможет своим ходом выбраться на берег.
В результате получилась машина, которую можно отнести и к десантным кораблям, и к плавающим бронетранспортерам. А также к тяжелым многобашенным танкам.
На картинке — в одном масштабе приведены Зеленый Танкер и его ближайшие аналоги — плавающий танк, тяжелый танк, малый десантный корабль.
Преимущества амфибийной схемы —
* Возможность быстрой высадки боевой техники, пехоты и грузов на необорудованный берег.
* Возможность загрузки десанта с необорудованного берега. Что позволяет рассредоточить транспортные потоки.
* Возможность скрытного сосредоточения десантного флота на берегу вдали от береговой черты, что затрудняет его обнаружение с воздуха и со стороны моря.
* Для хранения десантные средства можно вывести на берег. Что улучшает условия базирования и также повышает скрытность.
В целях упрощения производства Танкер имеет форму почти правильного паралепипеда размерами 40х8х3,5 м со скругленными оконечностями. Корпус танкера представляет собой пространственную ферму, обшитую 5…10 mm листами стали. Масса машины, включая 100т груза, составляет 400 т.
Сборка производится при помощи электросварки. Среднюю часть занимает танковая палуба шириной 3,6 и длинной 32 м. Танковая палуба может вместить 7 легких или 4 средних танка, или батарею полевых гаубиц на гужевой тяге, или другие грузы. Спереди установлена аппарель. Боковые отделения являются обводами для гусеничного шасси. Каждое отделение разбито на три отсека — в передних размещаются до 4-х взводов панцергренадирен, в задних — силовые установки.
В кормовой части между боковыми отделениями установлена платформа, несущая боевую рубку и два спаренных 20-mm зенитных автомата.
В передних углах корпуса расположены бронекоробки-эпотиды, на которых устанавливаются танковые башни с пулеметами и 20-mm пушками.
Артиллерийское вооружение довольно скромное, но достаточное, чтобы шугануть отряды местной самообороны.
Ходовая часть.
Машина приводится в движение двумя 4-х цилиндровыми 2-х тактными рядными дизелями мощностью по 200 лс при 900 об/мин.
Что обеспечивает своего рода рекордную энерговооруженность — 1 лс/т.
Характерной особенностью данных дизелей является воздушное охлаждение, что нетипично для морских судов. Но, амфибийной машине иногда придется действовать на суше, где приходится считаться с отсутствием забортной охлаждающей воды.
Двигатели установлены побортно, и каждый приводит в движение свой гребной винт, свою гусеницу, свою водооткачивающую помпу и электрогенератор.
Гребные винты приводятся через понижающие редуктора 1:3.
Расчетная скорость на плаву при адмиралтейском коэффициенте 100 составляет ровно 9 узлов. Немного, но вполне приемлемо для десантной баржи. Хорошая управляемость на плаву достигается регулировкой оборотов двигателей и двумя рулевыми устройствами.
Трансмиссия от двигателей к гусеницам состоит из главного фрикциона, углового редуктора 1:1,5, переключаемой двухрядной цепной передачи (1:1…1:5), второй цепной передачи 1:3 и сумрачного планетарного редуктора (1:35), установленного в ступице ведущего колеса. Там же, в ступице, расположен стояночный противоугонный дисковый гидравлический тормоз. Управляемая цепная передача укомплектована 5 парами зубчатых колес (звездочек), которые дают возможность использовать 5 ступеней КПП, но не все сразу, а только две ступени, исходя из того, какие конкретно две пары зубчатых колес установлены в данный момент. Поэтому перед началом движения по суше требуется изучить характер трассы (разуклонку и состояние грунтов) и выбрать две подходящие скорости, чтобы механики могли заранее смонтировать нужные звездочки.
Диаметр ведущего колеса 3 м, что дает скорость движения в зависимости от передачи от 0,6 до 3 км/ч.
С учетом довольно высокого передаточного отношения от двигателя к ведущим колесам, обеспечивается достаточное тяговое усилие для движения. На самой нижней передаче машина способна преодолевать подъем в 20°. Что для машины массой 400 т является неплохим результатом.
Гусеницы.
Характерной особенностью конструкции ходовой части Зеленого Танкера является гусеница орбитального типа. Колеса установлены не на корпусе машины, а на траках, причем пальцы являются также осями колес. На каждом траке имеется также система амортизации, состоящая из 4-х цилиндрических пружин, башмака и подошвы. Ширина гусеничной ленты и шаг звена составляют по 0,8 м.
Нельзя сказать, что эта схема является чем-то оригинальным: похожая конструкция гусеницы разрабатывалась еще для танков Колоссаль (K-Wagen) и впоследствии для амфибий LVT-1.
Для Зеленого Танкера такая конструкция выбрана в целях увеличения проходимости и плавности хода тяжелой машины. Кроме того, такая конструкция позволяет решить проблему провисания гусеницы на плаву. Так как оголовки пальцев ложатся на полку поддерживающего швеллера, см рисунок. Вид спереди снизу с левого борта. Швеллер окрашен в ярко-красный цвет.
Данная компоновка дает еще одно эксплуатационное преимущество, так как верхняя ветвь гусеницы, охватывающей корпус, катится фактически по верхней палубе. Следовательно, осмотр, ТО и ремонт ходовой части может быть выполнен силами палубной команды, не покидая машины. Фактически – на ходу.
Еще одной особенностью машины является независимый привод гусениц двумя двигателями. Такая схема тоже достаточно распространена, и в некоторых случаях может использоваться для управления движением гусеничной техники. Но только не в этом случае – длина опорной поверхности в 31 м при расстоянии по осям гусениц 4,8 м исключает возможность поворота в принципе.
Предполагается, что нужное направление движения придано машине до выхода на берег, а на берегу производится движение по прямой. Если же надо изменить курс, то надо, двигаясь назад или вперед, доехать до ближайшего водоема, сойти в воду и лечь на новый курс. Это накладывает некоторые ограничения на маневренность, но для амфибийного танкодесантного катера может считаться приемлемым.
Читатели нашего популярного магазина часто задают такие вопросы —
«Как обеспечивается синхронизация скоростей вращения двигателей?»
«Как производится поворот и как обеспечивается прямолинейное движение?»
«А что, если под одну из гусениц подвернется кочка?»
Синхронизация двигателей происходит в момент трогания. Поворот при движении на гусеницах никак не производится, потому что это физически невозможно: при длине опорной поверхности 31 м и нагрузке на каждую гусеницу в 200 т, танкер имеет возможность двигаться только строго прямолинейно.
Если по дороге попадется кочка, то это не сможет сбить Зеленый Танкер с курса. Если это песчаная кочка или из мягкого грунта, то ее просто вдавит в землю. Если грунт каменистый или скальная порода, то кочку следует убрать с пути движения танкера. Для этого вперед высылается отряд пионеров с кирками, лопатами и взрывчаткой.
Прокладке трассы движения Зеленого Танкера придается особое значение. Для этого каждой флотилии танкеров придается взвод пионеров и пара Pz.Kpfw.I Ausf.A с лебедками и бульдозерными отвалами.
***
Устройство поворота.
В некоторых случаях может возникнуть необходимость в повороте на суше, тогда как добираться до ближайшего водоема окажется долго или затруднительно. В этом случае на транец Танкера монтируется специальное поворотное устройство, состоящую из опорной плиты и системы гидравлических цилиндров (см. рис.)
Эта система позволяет занести корму Танкера в сторону, тем самым совершить поворот. Один шаг длиной 0,7 м выполняется за 5 минут, что обеспечивает скорость горизонтального поворота в 12º в час.
***
Модификации.
Первые образцы Зеленого Танкера модификации GlkT Ausf.A поступили в первую флотилию танкеров, базирующуюся на секретной базе на о. Рюген.
При испытаниях выявилась высокая надежность и неприхотливость машин, а также хорошее соответствие поставленной задаче.
Однако выяснилось, что конструкция излишне перетяжелена: в реальных условиях пиковые нагрузки на трак далеко не достигали проектного максимального значения в сто тон, даже при преодолении гребня прибрежной дюны. Следовательно, конструкцию как гусениц, так и корпуса можно существенно облегчить.
Пустая машина следующей модификации имела массу в 200 тон. Кроме того, были несколько скруглены обводы корпуса, что также позволило его облегчить.
Так получилась самая массовая вторая модификация GlkT Ausf.В
Эту модификацию можно легко распознать по рабочим площадкам, установленным впереди подбашенных эпотидов. Иногда эту модификацию называют “Саперным Танкером”, что не совсем правильно. Саперный и боевой танкеры являются одной и той же модификацией GlkT Ausf.В и имеют полностью идентичную конструкцию. А различаются они лишь поставленной оперативной задачей и перевозимым грузом или оборудованием.
Боевой танкер перевозит танки, войска и военные грузы.
Саперный танкер используется в инженерно-строительных целях. Для этого на него могут устанавливаться кран-балка, копр, драга, другое оборудование. Одной из главнейших задач саперного танкера является строительство свайных мостков, соединяющих зону разгрузки десантных барж с коренным берегом. В этом качестве Зеленый Танкер является одним из ключевых элементов операции, так как обеспечивает логистику.
Благодаря облегчению конструкции Танкера GlkT Ausf.В было достигнуто снижение удельного давления на грунт с 0,8 до 0,6 кг/см2. Это очень хороший показатель, но при движении по слабым грунтам этого может оказаться недостаточно.
Конечно, всегда есть возможность загатить предстоящий участок движения, но это лишние потери времени. Поэтому была разработана система дополнительных откидных зеленых планок (grüne zusätzliche falten Planken). См.рис.
Данная система может монтироваться палубной командой прямо во время движения и позволяет увеличить площадь опорной поверхности подошвы башмака трака с 0,6 до 1,0 квадратных метра, что снижает удельное давление более, чем в полтора раза.
Несложный механизм копирного типа раскрывает планки перед постановкой трака на грунт и складывает планки при подъеме с грунта. Поэтому ширина гусеницы на ведущем колесе и далее на палубе не превышает проектной.
Кроме того, в связи с облегчением конструкции, было уменьшено количество колес.
Облегчение конструкции и улучшение обводов корпуса позволили поднять скорость на плаву до 11 узлов.
Скорость на суше осталась прежней, но проходимость заметно возросла.
Следующей и последней модификацией Зеленого Танкера явилась GlkT Ausf.С, основным отличием которой является использование более мощных моторов мощностью по 375 лс. Увеличение мощности позволило поднять скорость на плаву до 14 узлов, а на суше – до 5 км/ч. Но таких машин успели построить немного. Их предполагалось использовать в самостоятельных операциях по высадке диверсионно-разведывательных групп и отвлекающих десантов. Поэтому в центральной части палубы было установлено дополнительное орудие среднего калибра. Для оказания артиллерийской поддержки десанту и на случай встречи с британскими эсминцами и сторожевиками.
***
В этой статье сделан акцент на техническую сторону проекта. Исторический контекст, к сожалению, практически не затронут.
В частности, не приведены данные о выпуске Зеленых Танкеров с разбивкой по модификациям и годам выпуска.
Также, не указано, к какому роду войск принадлежали танкеры — к Сухопутным войскам, Кригсмарине, Люфтваффе или СС?
Совершенно не раскрыта роль Танкеров в операции «Морской Лев». Впрочем, эта операция уже неоднократно и досконально разобрана на тематических сайтах. Большинство исследователей и участников обсуждений приходит к выводу, что эта операция может и должна быть успешной при наличии высадочных средств.
Поэтому нам представляется, что тема технической реализации высадочного средства заслуживает отдельной статьи, безотносительно военно-политических аспектов.
В военно-историческом плане мы хотим высказать лишь одно скромное предположение, что с захватом Метрополии, участие Зеленых Боевых Танкеров в боевых действиях не заканчивается. Так как остаются бывшие британские заморские территории, где также могут понадобиться морские десанты.
***
Выражаем благодарность коллеге Alex22 за помощь в переводе статьи.