2

Характерной особенностью довоенного и военного периода развития отечественной гидроавиации было хроническое отставание от Запада по тоннажу, скорости и дальности полета. Особенно остро этот вопрос встал в послевоенные годы, с началом "холодной войны".

Судьба российской принцессы

 

Реактивная сухопутная авиация делала свои первые шаги, реактивных морских самолетов еще не было в проектах, а сложная политическая и военная обстановка конца сороковых годов требовала создания поисково-ударных гидросамолетов с большой дальностью полета и способностью барражировать над морем, не опасаясь вынужденной посадки на него. Цель создания таких гидросамолетов очевидна — поиск и уничтожение надводных и подводных кораблей противника.

Исходя из недавнего опыта Великой Отечественной войны и действий авиации на морских акваториях, учитывая стремительное развитие современной авиатехники, ОКБ Г.Бериева на базе ранее выпущенных самолетов, в особенности двухдвигательного дальнего морского разведчика ЛЛ-143, построенного в 1945-м, имевшего хорошие данные, построило очень удачный самолет Бе-6.

Эта летающая лодка с двумя поршневыми двигателями АШ-73 мощностью в 2200 л.с. имела отличные мореходность и остойчивость. Максимальная скорость лодка достигала 430 км/ч, а дальность полета с полным основанием можно назвать уникальной — 5000 км.

Рассчитывая Бе "Принцессу" (так конструкторы нарекли свой проект), коллектив КБ надеялся достичь выдающихся результатов.

Предварительный проект большой патрульной летающей лодки, подобной английской S.R. 45 "Princess", был разработан конструкторами ОКБ Г.Бериева в инициативном порядке в 1949-м. Весьма характерной особенностью лодки являлся ее фюзеляж — он имел в сечении восьмерку, так называемый "дабл бабл", — "двойной пузырь". Аналогичные фюзеляжи имели американский "Стратокрузер" (Боинг Модель-377) и упомянутая английская лодка "Принцесса".

По внешнему виду "Принцесса" Г.Бериева выглядела гораздо более элегантнее и имела более широкие функциональные возможности. Геометрические и массовые характеристики превосходили S.R.45 почти в полтора раза.

В объяснительной записке, направленной в МАП, к проекту патрульной летающей лодки Г.Бериев писал: 

«Летающая лодка с шестью турбовинтовыми двигателями ВК-2 предлагается для использования в авиации военно-морских сил СССР. Назначение лодки: патрульная служба в открытом море; дальняя разведка; транспортные и десантные операции; постановка минных заграждений; бомбардировочные операции; высотное торпедометание.

Максимальная бомбовая нагрузка Бе "Принцессы" — 18 т. Десантный вариант — 150 бойцов. Максимальная дальность полета — порядка 7000 км. Силовая установка будет состоять из шести турбовинтовых двигателей новой разработки с шестилопастными винтами изменяемого шага».

Здесь имелся в виду принципиально новый тип авиационного двигателя — турбовинтового. В 1947-м началась разработка первого отечественного ТВД ВК-2 для самолетов С.Ильюшина и А.Туполева.

Далее, в 1950-м двигатель прошел госиспытания, но в серии не строился. Для ОКБ Владимира Климова ВК-2 стал первым ГТД с осевым компрессором. Он имел девять индивидуальных трубчатых камер сгорания и двухступенчатую турбину.

Мощность на взлетном режиме рассчитана на очень высокую величину — 4200 л.с. при относительно небольшой массе двигателя -1200 кг.

Летающая лодка представляла собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции. Основной материал — листовой дюралюминий и прессованные профили.

В наиболее нагруженных элементах конструкции применялся особо прочный материал В-95. Клепка обшивки предполагалась потайная. Крыло — однолонжеронное кессонного типа.

Для обеспечения поперечной остойчивости на плаву летающая лодка снабжена неубирающимися подкрыльными поплавками; на случай повреждения последних, на концах крыла установлены баки для топлива, которые могут служить и аварийными поплавками.

Лодка — двухпалубная. Ее поперечные сечения выбраны в соответствии с принципом «дабл бабл» — фюзеляжа, сдвоенного по вертикали. Корпус лодки — двухреданный. Для погрузки грузов больших габаритов в верхней части лодки предусмотрены специальные люки.

Вертикальное оперение — однокилевое, горизонтальное — свободнонесущее. Стабилизатор жестко закреплен на лодке. Руль высоты и руль направления имеют весовую и аэродинамическую компенсацию и снабжены триммерами.

 

Судьба российской принцессы 

Судьба российской принцессы

S.R. 45 "Princess" — прототип Бе "Принцессы"

 

Экипаж из двенадцати человек: двух летчиков, штурмана-бомбардира, двух борттехников, оператора РЛС, бортрадиста и пяти стрелков. В отсеках лодки может перевозиться десант в 150 человек.

Оборонительное вооружение располагалось в четырех бортовых и одной кормовой установках. Каждая бортовая — представляет собой ограниченно подвижную электрифицированную башню с двумя пушками НР-23 и дистанционным управлением. Боезапас бортовой пушечной установки — 200 патронов на каждый ствол.

Для управления бортовой пушечной установкой имеется отдельная прицельная станция с автоматическим прицелом АСП-ЗП.

Кормовая электрифицированная установка под три пушки НР-23 имеет конус обстрела назад 60°. Управление кормовой пушечной установкой осуществляется станцией с автоматическим прицелом АСП-ЗП, расположенной непосредственно на пушечной установке.

Бомбардировочное вооружение летающей лодки допускает подвеску бомб или мин общим весом до 24 000 кг. Часть бомб калибра до 1500 кг подвешивается в двух отсеках лодки, а часть бомб калибра до 9000 кг подвешивается под крылом. На самолете предполагалось поставить прицелы ОПБ-5СН и ПП-1.

На летающей лодке устанавливается пилотажно-навигационное оборудование новейших образцов, включая электрический автопилот АП-5 и аппаратуру дальней навигации "Меридиан".

Радиооборудование предполагалось следующее: радиостанция дальней связи РСБ-Д, радиостанция ближней связи РСИУ-3, радиокомпас АРК-5, высотомер малых высот РВ-10, аппаратура слепой посадки "Материк", аварийная радиостанция и внутрисамолетное переговорное устройство СПУ-14.

Радиолокационное оборудование включает: радиолокатор "Галс", опросчик опознавания "Магний" и ответчик опознавания "Барий".

Фотооборудование состоит из фотоаппарата для дневной плановой съемки АФА-33, фотоаппарата для ночной аэрофотосъемки НАФА-Зс, двух фотоаппаратов для перспективной аэрофотосъемки АФА-БА и фотоаппарата КС-50Б.

Кабины лодки, служащие для размещения экипажа и десанта, — герметичные. Наддув кабин осуществляется при помощи нагнетателей, установленных на двигателях. Кабины оборудованы приборами, необходимыми для высотных полетов. Кабины экипажа имеют тепло- и звукоизоляцию.

Противообледенительные устройства летающей лодки обеспечивают защиту от обледенения остекления кабин, винтов и передних кромок крыла и оперения. Один из герметичных отсеков лодки снабжается бытовым оборудованием: койками для отдыха экипажа, электроплитой и шкафами для бортового пайка, посуды и верхней одежды.

Судьба российской принцессы

Для ознакомления приведем некоторые расчетные летно-технические данные Бе "Принцессы".

Взлетная мощность одного двигателя 4200 л.с. Максимальное число оборотов двигателя — 9000 об/мин. Максимальное число оборотов винта -1080 об/мин. Диаметр винта — 4,8 м.

Мягкие баки для горючего в основном расположены в крыле. Нормальный полетный вес -100 000 кг. Полетный вес при перегрузке -110 000 кг. Масса топлива — 60 000 кг.

Максимальная скорость на высоте 8000 м — 610 км/ч. Посадочная скорость — 175 км/ч. Максимальная дальность полета на высоте 8000 м при крейсерской скорости 500 км/ч — 7500 км. Практический потолок-11200 м. Время подъема на высоту 5000 м — 8 мин.

Производят впечатление и геометрические размеры летающей лодки: размах крыла — 60 м, длина — 42,8 м, высота -15,7 м.

Система управления рулями — смешанная, состоит из жетских тяг и тросов. В систему управления включены гидравлические бустеры, обеспечивающие в полете нормальные нагрузки на рычаги управления. Управление закрылками — гидравлическое.

Но, к сожалению, проект не был осуществлен. Во-первых, КБ сильно загрузили запуском в серию летающей лодки Бе-6, ее конструктивным совершенствованием, разработкой и внедрением новых модификаций. Во-вторых, появились уже чертежи реактивной летающей лодки Р-1, совершившей первый полет в 1952 г. Стало со всей очевидностью ясно — время тихоходных летающих лодок-гигантов прошло, и функции океанских патрульных самолетов будут выполнять машины с реактивными двигателями.

Источник: Константин Удалов "Судьба российской принцессы" Крылья Родины 02/2001.
 

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account