К 100-летию ЦАГИ: Не поплаваем, так взлетим…
Как помните в предыдущей записи Как достать курву-Америку, разработка в ЦАГИ сверхзвукового тяжелого гидросамолета в середине 50-х уперлась в необходимость обеспечения нужных взлетно-посадочных характеристик, которые трудно было достигнуть на его взлетных скоростях. В результате появилось несколько идей по повышению мореходности гидросамолета. Одна из них – использование для взлета подводных крыльев.
Надо сказать, что работы по водным крыльям в ЦАГИ велись еще с 1941 г., а в 1942 г. под Казанью уже «бегал» катер с «водными крыльями». В дальнейшем ЦАГИ выполнял работы по ним еще много лет. К середине 1950-х были разработаны так называемые крылья «струйного обтекания» КС – ноу-хау ЦАГИ, которые снижали ударные нагрузки при переходе из одной среды в другую (вода-воздух) — самое оно для гидросамолетов.
Но реально корабли на подводных крыльях не стали массовыми в нашем военно-морском флоте, хотя КБ Алексеева удачно работало по пассажирским судам.
Вот такое крыло КС и было решено использовать на будущем сверхзвуковом [стратегическом] гидробомбардировщике-торпедоносце-разведчике и что-то там еще.
Первоначально крыло КС отрабатывалось на моделях и летающей лаборатории Бе-8 – довольно известный самолет по книгам Шаврова, благо ему гидроавиация – родная:
Где-то в 1956 г. под Ленинградом самолет успешно прошел испытания с подводными крыльями КС, и было решено продолжить работы уже с первым нашим реактивным гидросамолетом Р-1 от КБ Бериева:
Только испытания модели выявили определенные проблемы в первую очередь с будущей «летающей лабораторией» — тяги двигателей не хватало. Первый же. Надо было думать дальше…