15

Содержание:

Историческая справка

Предпосылкой к появлению программы EMIL стало получение шведской разведкой информации о советском тяжелом танке ИС-3 в марте 1950 года. Шведским бронетанковым войскам, значительно устаревшим в плане оснащения, тогда срочно потребовалась машина, способная на равных бороться с новым потенциальным противником. Изначально проект представлял собой продолжение развитии идеи танка Lansen, однако в январе 1951 года KATF получила подробную информацию о разработке французского среднего танка AMX M4. Шведы сильно заинтересовались концепцией машины с дифференцированным бронированием, качающейся башней и автоматом заряжания. С оглядкой на эти характеристики Landsverk, Bofors и KATF начали совместную разработку новой машины, получившей обозначение EMIL. Эскизный проект был готов уже к началу сентября. Он представлял собой машину 30-тонного класса с малыми габаритами, сильной лобовой броней и вооруженную 120-мм орудием с длиной ствола 40 калибров, предназначавшимся для стрельбы мощными кумулятивными боеприпасами.

​Эскизный проект EMIL, сентябрь 1951 года - Шведский барабанщик | Военно-исторический портал Warspot.ru

Дальнейшие работы были нацелены на доводку конструкции и усиление характеристик. Были предложены еще два варианта вооружения — 105-мм орудие с длиной ствола 67 калибров и 150-мм орудие с длиной ствола 40 калибров. Постепенно оформились три пути развития танка, отличавшиеся нарастающими вооружением, бронированием, массой и габаритами —  Е1, Е2 и Е3. В итоге утвердили самую тяжелую версию танка — Е3, имевшую 105-мм и 150-мм орудия на выбор.

​Макет EMIL E3, итог мозгового штурма, состоявшегося в 1952 году. На макете танк изображен со 150-мм пушкой - Шведский барабанщик | Военно-исторический портал Warspot.ru

Вскоре работа над гигантом затянулась. Постепенно отбраковали 105-мм орудие из-за недостаточной мощности, однако и дела с оставшейся 150-мм пушкой были плохи. Bofors испытывала проблемы с ее боеприпасами и системами стабилизации. Больше шведы ждать не могли. Путь в жизнь новому танку был фактически закрыт, однако на том же шасси проектировалась самоходная установка, что мотивировало продолжать работу. В 1956 году проект переименовали в KRV, то есть Kranvagn. Годом позже наконец закончилась сборка первого образца шасси. После краткосрочных испытаний танк, так и не получивший башни, оказался не нужен. Так закончилась 9-летняя погоня шведов за идеальным охотником на советские тяжелые танки. В это же время конструктор Свен Берге начал работу над новыми концептами перспективных машин, из которых наибольший приоритет отдали проекту Strv S —  танку 30-тонного класса с низким профилем и 105-мм орудием. Позднее, в 1963 году, этот проект превратился в легендарный Strv 103. Однако, если приглядеться к начальным характеристикам Strv S, можно увидеть в них отражение раннего концепта EMIL —  та же весовая категория, схожие вооружение, защищенность, подвижность и размеры. Выделялось лишь отсутствие башни. Получается, что 13 лет работы привели шведов к тому, с чего они начинали в далеком 1951 году. А что, если бы шведы придерживались изначально заданных характеристик EMIL? Стараясь ответить на этот вопрос, я решил воссоздать модель перспективного танка.

Разработка в 1951-53 годах

Новый проект EMIL в перспективе сохранял массу и подвижность среднего танка при бронировании и вооружении тяжелого, что не могло не радовать. Предполагалось, что машина будет действовать исключительно на территории Швеции, поэтому конструкторы старались придать танку низкий профиль и большие углы склонения орудия. Также было решено заменить родной 8-цилиндровый дизельный двигатель на американский бензиновый AOS-895 из-за затягивания работ над шведским аналогом. Постепенно вносились изменения в конструкцию башни и автомата заряжания. В кормовой нише размещались два барабана, в которых количество унитарных боеприпасов уменьшили до 6 в каждом. Предполагаемая скорострельность проектируемого орудия составляла 8.8 выстрелов в минуту. Обуславливалось это большой массой 120-мм выстрелов и установкой механизма выброса стреляных гильз для уменьшения задымления небольшого боевого отделения.

Сборка опытного образца и испытания

К концу 1953 года танк окончательно утвердили под заводским обозначением EMIL 1. Сборка первого опытного образца началась в 1954 году на предприятии Landsverk и закончилась в начале 1955 года. Это был первый шведский танк, который создавали с нуля с 1944 года. Месяц спустя Bofors предоставила качающуюся башню с автоматом заряжания и новое 120-мм орудие с длиной ствола 40 калибров, получившее обозначение 12 cm Akan L/40 m/55. При длине корпуса в 5.6 метров, ширине в 3 метра и общей длине танка 7.4 метров высота машины составляла скромные 2.1 метра.

EMIL 1 на заводском дворе

На заводских испытаниях новейшая пушка смогла пробить кумулятивным боеприпасом 140-мм бронеплиту, установленную под углом 30 градусов к вертикали на дистанции в 1000 метров. Общая вместимость кассеты в кормовой нише составила 12 боеприпасов, при их отстреле требовалось перезарядить барабаны через откидываемый кормовой башенный люк. Весь боекомплект танка составил 28 снарядов, выстрелы вне автомата заряжания располагались в корпусе в подбашенной укладке. Доступ к ним осуществлялся через люки механика-водителя и наводчика. Общий вес каждого выстрела составлял около 20 килограммов. Вместе с установленной башней танк стал весить уже 32 тонны. Наводка орудия по горизонтали осуществлялась массивным приводом башни, расположенном в подбашенном кольце, а по вертикали при помощи приводов верхней части башни в секторе от -10 до +10 градусов. Дополнительным вооружением являлись двое спаренных с основным орудием пулеметов akan m/39 под патрон 12.7*99мм с общим боекомплектом 1500 патронов. Что касается бронирования машины, то оно недалеко ушло от эскизных этапов разработки. Единственной усиленной частью стала нижняя лобовая деталь башни, получившая толщину в 180-мм. Это позволяло машине держать любые боеприпасы советских средних танков Т-54 и тяжелых ИС-3 при стрельбе от рельефа местности. С американским мотором удалось развить максимальную скорость в 48 км/ч по шоссе вперед и 15 км/ч назад. Запас хода при этом равнялся примерно 300 километрам. Экипаж танка равнялся 3 человек и состоял из механика-водителя, наводчика и командира. В целом, машина показала достаточно хорошую надежность, поэтому Управление обороны Швеции рекомендовало танк к принятию на вооружение. Весной 1955 года EMIL 1 получил армейское обозначение Strv 121 (танк со 120-мм орудием, первый) и началась подготовка к серийному производству машин.

Серийное производство

Первый серийный Strv 121 сошел с конвейера Landsverk 7 октября 1955 года. Это был настоящий прорыв шведской танковой промышленности. За 5 лет усердных работ шведы сумели с нуля создать один из лучших танков своего времени. Предполагаемый государственный заказ составил сразу 450 машин. Производство разделили между фирмой Bofors, отвечавшую за башни, орудийные системы и механизмы заряжания, и Landsverk, производившую корпуса и проводившую окончательную конвейерную сборку. Один полностью снаряженный танк обходился стране в 670 тысяч крон. Для сравнения, Британия предлагала Centurion Mk.3 по цене в 845 тысяч крон, а французы AMX 13 по цене в 700 тысяч крон. Шведские танки не предполагались на экспорт, поэтому единственным их оператором оставалась сама Швеция вплоть до конца 1973, когда место многократно модернизированного Strv 121 занял другой танк, разработка которого происходила под индексом Strv A.

Галерея

Послесловие

На настоящий момент это не последняя статья про альтернативное шведское танкостроение, я планирую выпускать еще по мере готовности моих 3д моделей. Так как Strv 103 у «моей» Швеции больше не существует, открывается огромный временной промежуток для новых танковых фантазий. Следующая статья скорее всего будет посвящена развитию Strv A или альтернативе Ikv 91. Можете предложить еще идеи в комментариях.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account