Строго засекреченный монстр Каспийского моря. Взгляд из Германии на историю крупнейшего экраноплана мира КМ-1 и его потомков. Ч1
Статья Гельмута Вальтера (Helmut Walther) «Das geheimnisvolle "Kaspi-Monster"» из журнала «FLUGZEUG CLASSIC» 5/2001 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в декабре 2016 года.
Предисловие редакции: Как можно перевезти много пассажиров и большой объём груза с высокой скоростью при одновременно низком расходе топлива? Гениальный русский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев полагал, что нашел решение этой задачи – экраноплан. Об этих удивительных летательных аппаратах, использовавших экранирующий эффект, возникающий вследствие близости летательного аппарата к поверхности воды, рассказывает Гельмут Вальтер.
В начале шестидесятых годов XX века Ростислав Алексеев приступил к постройке опытного образца летательного аппарата, который во время своего поступательного движения должен был использовать экранирующий эффект поверхности. При поступательном движении между коротким крылом летательного аппарата и поверхностью возникала своеобразная воздушная подушка, которая помогала летательному аппарату удерживаться на высоте 3-5 метров и при этом иметь достаточную устойчивость. Из-за малой высоты полёта данный летательный аппарат можно было использовать над открытыми водными пространствами, а так же над болотистой местностью и над участками суши с ровной поверхностью.
Еще в тридцатые годы XX века эффект экрана, возникающего на поверхности воды, был использован на летающей лодке Dornier Do X при пересечении ей Атлантического океана. Командир этой летающей лодки был очень приятно удивлён очень низким расходом топлива при полетах на малых высотах.
Позднее этот эффект использовал Александр Липпиш при испытаниях экспериментальных миниатюрных летательных аппаратов X-112 и X-113. Проекты гораздо более крупных экранопланов Липпиша не пошли дальше чертежной доски. В свою очередь Ростислав Алексеев в серии испытаний совершенствовал разработанный им экраноплан СМ (СМ – Самонесущая Модель). Наряду с первоначально фантастическими конструкциями (со свободно расположенными реактивными двигателями и с открытой кабиной) очень быстро возникли значительно увеличенные версии его больших проектов.
КМ-1 – «Каспийский монстр»
Экспериментальный экраноплан СМ-8 представлял собой изготовленный в масштабе 1:5 вариант экраноплана КМ-1. На СМ-8 были протестирована конструкция огромного КМ-1 (корабль-макет), общая длина которого составляла около 100 метров. В расположенном на берегу Каспийского моря сборочном цехе ОКБ Алексеева с 1965 года строилась летающая лодка с фюзеляжем аналогичной формы, огромным хвостовым оперением и с крупной моторной рамой, на которой располагались восемь реактивных двигателей ВД-9, и несущими поверхностями с поплавками на законцовках. Эти крупные узлы были объединены в конструкции экраноплана КМ-1. Из-за своих больших размеров этот летательный аппарат, использовавший при движении экранирующий эффект поверхности, во время своего первого контакта с водой, состоявшегося в 1966 году, был больше похож на корабль – спуск на воду произошел со слипа. Позднее работы с корпусом проводились в сухом доке – еще одна аллюзия с корабельной тематикой.
Вопреки различным обозначениям, с которыми экраноплан КМ-1 был виден в течение нескольких лет, был изготовлен только один пригодный для полетов экземпляр. Второй экземпляр экраноплана КМ-1 служил исключительно для статических испытаний.
На моторной раме группами по четыре размещались восемь турбореактивных двигателей ВД-7, разработанных в ОКБ-36 под руководством Владимира Добрынина. Размах моторной рамы, представлявшей собой переднее горизонтальное оперение схемы «утка», был равен примерно 24 метра. На выхлопных соплах двигателей силовой установки располагались большие полукруглые направляющие поверхности. Их задачей было изменение направления потока раскалённых газов, выходивших из сопел во время взлёта.
Длина хорды крыла была равна примерно 20 метров, размах крыла – около 40 метров. Хвостовое оперение было Т-образной формы с большим углом поперечного V стабилизатора, имевшего размах около 40 метров. На вертикальном оперении располагались еще два турбореактивных двигателя ВД-7, которые служили только для обеспечения экраноплану поступательного движения. Располагались эти двигатели настолько высоко, что в них не могли попасть водяные брызги. Еще одним средством, обеспечивавшим защиту от попадания воды в двигатели экраноплана, были аэродинамичные защитные экраны, установленные перед воздухозаборниками двигателей. В точке пересечения горизонтального и вертикального оперений размешался радар.
В конце карьеры КМ-1 эти двигатели в исследовательских целях размешались на пилоне, расположенном над кабиной экипажа. Этот самый большой среди всех когда-либо строившихся экранопланов в течение пятнадцати лет часто основательно перестраивали.
Фюзеляж экраноплана по своей форме представлял собой сильно увеличенный корпус летающей лодки. В кабине экипажа в одном ряду располагались сиденья для командира экипажа (слева), второго пилота (справа) и бортинженера (между ним), который при необходимости занимался обслуживанием десяти реактивных двигателей. Далее в кабине располагались стенды с испытательным оборудованием и рабочие места инженеров-испытателей.
Вследствие больших размеров экраноплана, его приходилось выводить из порта в открытое море при помощи портового буксира. При взлёте этот летательный аппарат был скрыт огромным облаком водяных паров и брызг, возникавших от работающих рядом друг с другом восьми турбореактивных двигателей. После набора скорости экраноплан чаще всего перемещался на высоте примерно 5 метров, что позволяло максимально использовать экранирующий эффект. Максимальная высота полёта никогда не превышала 30 метров.
Первый полёт экраноплана состоялся 18 октября 1966 года. Благодаря наличию экранирующего эффекта расход топлива у КМ-1 был равен только ¼ расхода топлива сопоставимого по размерам самолёта, вследствие чего он считался очень экономичным. В 1973 году КМ-1 завершил рекордные полеты, причем был достигнут фантастический по тем временам вес 544 тонны. Поскольку всё, что было связано с экранопланами, в СССР держалось в строжайшем секрете, то данный рекорд официально не мог быть заявлен.
Экраноплан КМ-1 развивал максимальную скорость до 500 км/ч, при этом каждый из двигателей силовой установки развивал максимальную тягу равную приблизительно 13 тонн. Для защиты двигателей экраноплана от брызг и других воздействий агрессивной морской среды участок экраноплана, в котором они находились, был изготовлен из материала с высокими антикоррозионными свойствами. Специально доработанные турбореактивные двигатели НК-8 заменили установленные на хвостовом оперении ВД-7.
Во время многочисленных испытательных полётов КМ-1 летал с разными бортовым номерами, среди которых были, например, «04», «07» и «08». Вследствие этого до нашего времени продержались предположения о том, что было построено до 10 экранопланов КМ-1. Однако это было бы слишком накладно для военных статей бюджета СССР шестидесятых годов XX века. В действительности же был построен только один летный экраноплан КМ-1, у которого в целях секретности и дезинформации потенциального противника во время испытаний периодически меняли нанесённый на киль номер.
В 1980 году во время разгона КМ-1 во время взлёта под управлением недостаточно опытных пилотов этот летательный аппарат потерпел катастрофу. Считается, что до наших дней сохранились лишь элементы второго КМ-1, изначально предназначавшегося для статических испытаний.
экспериментальный летательный аппарат СМ-8 представлял собой уменьшенную в масштабе 1:5 версию экраноплана КМ-1
«Каспийский Монстр» во время второй фазы испытаний. Экраноплан КМ-1 на полной скорости движется над самой поверхностью воды
гигантский экраноплан КМ-1 во время четвертой фазы испытаний; «Корабль-макет» мчится на скорости 500 км/ч на крейсерской высоте полета 5 метров
схема с выполненным в масштабе сравнением размеров четырех экранопланов ОКБ Р. Е. Алексеева. Сверху вниз: почти 100-метровый КМ-1; «Лунь», длина которого больше реактивного самолета; продольный разрез экраноплана «Спасатель» и экраноплан А-90
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: ОКБ Алексеева КМ-1
Назначение: экспериментальный экраноплан
Экипаж: 3 чел.
| На момент первого полета | После последовавших изменений конструкции |
Силовая установка: |
|
|
тип двигателя | ВД-7 | ВД-7 |
тяга, кгс | 10×13000 | 10×13000 |
общая тяга, кгс | 130000 | 130000 |
Размеры: |
|
|
длина, м | 92,4 | до 104 |
размах крыла, м | 37,8 | до 40 |
высота, м | 21,8 |
|
Вес: |
|
|
полезной нагрузки, кг | 300000 |
|
максимальный взлётный, кг | 495000 |
|
Летные характеристики: |
|
|
максимальная скорость, км/ч | 500 |
|
экономическая скорость, км/ч | 430 |
|
высота полёта над экраном, м | 4-14 |
|
дальность полёта, км | 1500 |
|