Средний танк Stridsvagn Strv m/42. Швеция

1

С танковой историографией времен Второй Мировой Войны сложилась парадоксальная ситуация. Если танки Германии, СССР, США, Англии, Японии и даже Франции разбираются до самых бредовых бумажных проектов. То танков, не воевавших стран, как будто и не существовало. Как не трудно догадаться, это совсем не так. Просто, по даже серийным танкам таких стран, как Испания, Швейцария и Швеция, мало кто проводит исследования. А если и проводят, то их потом ни где не публикуют, руководствуясь принципом – а кому это будет интересно? Этот пробел я и попытаюсь устранить в этой статье.

Средний танк Stridsvagn Strv m/42. Швеция

В конце 1930-х гг. представители шведской армии обратили внимание на танк Lt vz.38, разработанный в Чехословакии в 1936 г. Конечно, на тот момент он являлся одной из лучших машин в своём классе, незначительно уступая танкам типа советского БТ по скорости и вооружению. Этот факт, впрочем, совсем не смутил скандинавских заказчиков, которые в 1938 г. заказали первую партию из 50 танков экспортного варианта TNHS (AH-IV-S), а на следующий год была запланирована поставка танков TNHP. Однако тут грянула война и заказанные танки были получены только к 1942 г. Чтобы заполнить образовавшуюся недостачу армия поручила фирме Landsverk построить серию из 100 танков L-60-SII, вооруженных 37мм орудиями Bofors m\38. Машины получили обозначение Strv m\40 и должны были поступить на вооружение в 1941 г., однако из-за проблем с поставкой танковых пушек их производство задержалось до декабря 1942 г.

Средний танк Stridsvagn Strv m/42. Швеция

Первая серийная модель оснащалась 144-сильным двигателем и обозначалась как Strv m/40L.

Следующая модификация Strv m/40K появилась в 1943 г., когда армия заказала ещё 200 танков, которые отличалась усиленным до 50 мм бронированием и, как следствие, большим весом, достигавшим 10,9 т, а также более мощным 162-сильным двигателем. Танки m\40K были получены к сентябрю 1944 г. и переданы полку Р2. В последствии одна машина получила 57-мм противотанковую пушку m\43 (Pvkv II), но серийно эта модификация не строилась.

Средний танк Stridsvagn Strv m/42. Швеция

В 1942 году, под впечатлением от войны в Европе и СССР, появился Strv m/42 с усиленным вооружением. По сравнению с m/40 он имел удлиненное шасси, в котором вместо четырех было шесть опорных катков на борт. Вооружение состояло из 75-мм пушки и двух спаренных курсовых пулеметов калибра 8 мм. Третий 8-мм пулемет устанавливался в передней части корпуса. Боевая масса танка составляла 22,5 т, а скорость по дороге достигала 45 км/ч. В состав экипажа входили четыре человека. В 1956 – 1958 годах танк подвергся модернизации, чтобы принять башню с новой длинноствольной 75-мм пушкой, и получил обозначение Strv 74H или Strv 74V (в таком виде оставался на вооружении ВС Швеции до конца 70-х годов, когда на смену ему пришел Ikv 91).

Средний танк Stridsvagn Strv m/42. Швеция

ТТХ (в российских источниках танк классифицируется как средний)

Компоновка танка традиционная

Боевая масса — 22,5 тон

Экипаж — 4 человека

Размеры

Длинна корпуса — 6250мм

Ширина корпуса — 2340мм

Высота — 2585мм

Клиренс — 400мм

Бронирование (эквивалентное)

Лоб корпуса — 55мм

Борт корпуса — 40мм

Маска орудия — 80мм

Вооружение

Основное — нарезная 75мм пушка "Bofors"

Вспомогательное — 3 пулемета 8мм Karlskrona Ksp m/39

 

Танк оснащался либо спарковым двигателей Scania-Vabis L-603 мощностью 160 л.с. каждый (суммарно 320 л.с.) с электротрансмиссией (Strv m/42TH и Strv m/42TM, суммарно 225 единиц, удельная мощность — 14,2 л.с./т.), либо двигателем Volvo A8B мощностью 380 л.с. с гидравлической трансмиссией (Strv m/42EH, выпущено 57 единиц, удельная мощность — 16,9 л.с./т. ).

В ходовой части была использована индивидуальная торсионная подвеска

Скорость по шоссе (для Strv m/42EH) — 45км/ч

Преодоление подъема — 35град.

Преодоление стенки — 0,9м

Преодоление рва — 2,2м

Средний танк Stridsvagn Strv m/42. Швеция

На основе Strv m\40 были созданы ПТ-САУ Pvkv m\43 (вооруженная 75мм L50.5) и ЗСУ Lvkv fm\43 (вооруженная 2-мя 40мм Bofors 60\L; двигатель был заменен на Scania L603).

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account