Средние ночные бомбардировщики Handley Page H.P.24 Hyderabad. Великобритания

1

 

После объявления Перемирия одновременно с роспуском эскадрилий тяжелых бомбардировщиков O/400 было произведено избавление Королевских ВВС от множества других машин, при этом некоторые самолеты были переделаны для коммерческого использования в качестве пассажирских (O/7 и O/10) или транспортных (O/11). Со временем Джордж Фолькерт (George Volkert) приступил к проектированию серии самолетов на основе авиалайнера, первый из которых имел обозначение H.P.16 (W.8), и когда Министерство авиации выпустило спецификации DoR (DoR Specification) №№4, 9 и 12 на дальний ночной бомбардировщик, торпедоносец-бомбардировщик береговой обороны и на транспортно-десантный самолет соответственно, Фолькерт передал на рассмотрение проекты, в основе которых был авиалайнер W.8.

Спецификация DoR №4 переписывалась несколько раз и вновь появилась в 1922 году в качестве спецификации 31/22, устанавливавшей требования к самолету для замены бомбардировщиков Vimy. К этому времени «Стар» Ричардс (временно выполнял обязанности главного конструктора) и К.Д. Холланд (C.D. Holland) на основе W.8 разработали проект самолета W.8D, адаптированного для перевозки экипажа из четырех человек и нагрузки в виде двух 550-фунтовых (249 кг) или четырех 112-фунтовых (51 кг) бомб (также Ричардс в соответствии с требованиями спецификации 41/22 подготовил чертежи «бомбардировщика-транспортного самолёта для Среднего Востока» W.9, который должен был оснащаться тремя двигателями Siddeley Jaguar и нести одну 550-фунтовую (249 кг) бомбу; однако он не стал представлять Министерству авиации данный проект).

Проект W.8D был принят Министерством авиации с рядом оговорок, и 13 января 1923 года Министерством был заказан единственный прототип (военный номер J6994), оснащенный двумя 450-сильными двигателями Napier Lion II. Новый бомбардировщик, получивший от компании обозначение H.P.24, нес в себе множество черт от своего коммерческого предшественника: неказистое однокилевое монопланное хвостовое оперение, трехстоечная бипланная коробка и двухколесные основные стойки шасси, каждая из которых имела собственную межколесную ось. Экипаж самолета состоял из двух пилотов, размещавшихся тандемом, переднего стрелка-бомбардира и стрелка в средней части фюзеляжа, который в зависимости от ситуации мог вести огонь из пулемета, расположенного в верхней или нижней позиции. В носовой стрелковой позиции находилась кольцевая установка Скарффа, размещенная ниже кабины пилотов с целью обеспечения им хорошего обзора.

Средние ночные бомбардировщики Handley Page H.P.24 Hyderabad. Великобритания

Схема среднего ночного бомбардировщика Handley Page H.P.24 Hyderabad

W.8D совершил первый полет в октябре 1923 года под управлением Артура Уилкоксона (Arthur Wilcockson) и в этом же месяце был доставлен в Мартлшем-Хит, где оставался там в течение пяти месяцев и прошел совместные испытания с тяжелым бомбардировщиком Virginia III (J6993) раннего выпуска [1].

После совместных испытаний была составлена производственная спецификация 15/24 и был выдан контракт на постройку пятнадцати самолетов (военные номера J7738 – J7752), получивших типовое наименование Hyderabad (H – в соответствии с начальной буквой имени компании Handley Page). На пути быстрого завершения данного производственного заказа стоял целый ряд внутренних проблем компании, и первый серийный самолет J7738 был передан заказчику лишь в декабре 1925 года. В том же месяце самолет был приписан расквартированной в Берчем-Ньютоне (Bircham Newton) 99-й бомбардировочной эскадрильи. В течение следующих шести месяцев за J7738 последовали одиннадцать других машин данного типа.

Средние ночные бомбардировщики Handley Page H.P.24 Hyderabad. Великобритания

Hyderabad J8806/«О» из состава 99-й эскадрильи во время посещения базы Королевских ВВС Крануэлл (RAF Cranwell), 1929 год. На снимке видно угловатое вертикальное оперение, введенное на части серийных машин. Данный самолет был оснащен двигателями Napier Lion VA (снимок музея Королевских ВВС; негатив № P013825)

В течение двух лет 99-я эскадрилья была единственной оснащенной Hyderabad-ами частью, и за это время в летных происшествиях были потеряны четыре самолета. Таким образом, в ожидании продолжения высокого уровня выбытия техники Министерством авиации в 1926 году была заказана вторая производственная серия – восемь самолетов, оснащенных 500-сильными двигателями Napier Lion VA, вращавшими четырехлопастные винты. Первый из этих самолетов – J8317 – был сильно поврежден в октябре во время аварии, произошедшей неподалеку от Лидса – почти сразу после того, как он прибыл в эскадрилью!

Когда в январе 1928 года в Аппер-Хейфорде 10-я эскадрилья (кадровая) проходила переформирование, возникли планы переоснащения, и был выдан новый контракт на 11 оснащенных двигателями Lion VA (спецификация 15/27) бомбардировщиков Hyderabad (военные номера J8805 – J8815). В то же самое время изготовленные ранее самолеты прошли на заводе компании Handley Page восстановительный ремонт, причем некоторые из них получили более мощные двигатели Lion. В январе 1928 года – после того как 10-я бомбардировочная эскадрилья получила свои первые шесть самолетов – в Министерстве авиации объявили, что эскадрилья будет сокращена до двух звеньев по четыре бомбардировщика Hyderabad. Один самолет из этой производственной партии – J8813 – был задержан компанией-производителем на первые пять месяцев для проведения летных испытаний запатентованных компанией Handley Page предкрылков, но он остался единственным Hyderabad-ом, который был оборудован таким образом.

К середине 1928 года, когда проводилась программа ремонта и приведения к требуемым техническим условиям, были выполнены два финальных производственных заказа на в общей сложности 11 самолетов. Считалось, что имеется достаточно бомбардировщиков Hyderabad, чтобы переоснастить эскадрильи 502 и 403 специального резерва. В июле того же года поступил приказ двум кадровым эскадрильям передать свои самые старые самолеты базировавшейся в Олдергрове (Aldergrove) 502-й эскадрилье (Ольстер [Ulster]), в которой они заменили устаревшие Vimy, а в 1929 году 503-я эскадрилья (графство Линкольн [County of Lincoln]), Уоддингтон (Waddington), получила совершенно новые самолеты окончательной серийной партии.

В декабре 1931 года бомбардировщики Hyderabad были объявлены устаревшими (исключение было сделано для небольшого количества восстановленных и ремоторизованных самолетов, которые в 503-й эскадрилье продолжали летать до 1933 года). Однако к этому времени на вооружение был принят усовершенствованный вариант – бомбардировщик H.P.33 Hinaidi, прототип представлял собой модифицированный Hyderabad J7745.

Средние ночные бомбардировщики Handley Page H.P.24 Hyderabad. Великобритания
Средние ночные бомбардировщики Handley Page H.P.24 Hyderabad. Великобритания

На двух данных снимках стандартного бомбардировщика Hyderabad (J7745) хорошо показаны низкорасположенная передняя стрелковая позиция и нижняя пулеметная позиция. Данный бомбардировщик Hyderabad подвергся существенным изменениям, чтобы стать прототипом Handley Page H.P.33/36 Hinaidi (снимки из коллекции Э. Дж. Джексона [A J Jackson])

Для компании Handley Page программа создания бомбардировщиков Hyderabad имела разочаровывающий характер. Несмотря на официальную классификацию, он никогда не был тяжелым бомбардировщиком; с точки зрения летных характеристик и полезной нагрузки это был средненький самолет. Аварийность Hyderabad-ов была высокой, хотя следует сказать, что хотя несколько самолетов было потеряно вследствие механических повреждений, технические службы постоянно совершенствовали свою работу и быстро восстанавливали и вновь вводили в строй поврежденные машины. Детальное изучение записей, сделанных в период с 1926 по 1931 год, показывает, что несмотря на упомянутые выше производственные заказы среднее количество боеготовых самолетов данного типа редко превышало семь машин и что в период с января 1928 года по декабрь 1931 года было время, когда на приколе стояли не менее десяти самолетов.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Handley Page H.P.24 Hyderabad

Назначение: средний/тяжелый ночной бомбардировщик (двухдвигательный трехстоечный биплан, созданный по требованиям спецификаций 21/22, 15/24, 18/26 и 15/27)

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Handley Page Ltd, Криклвуд (Cricklewood), Лондон

Экипаж: 4 чел.

Силовая установка: два двенадцатицилиндровых W-образных двигателя Napier Lion II, развивавших по 450 л.с. и вращавших четырехлопастные винты, или Napier Lion V (или VA), развивавших по 500 л.с. и вращавших двухлопастные винты

Конструкция: цельнодеревянная с фанерной и полотняной обшивкой

Размеры:

размах крыльев 75 фт 0 дйм (22,86 м)
длина 59 фт 2 дйм (18,03 м)
высота 168 фт 9 дйм (5,11 м)
площадь крыльев 1471 фт² (137 м²)

Вес:

пустого 8910 фнт (4042 кг)
взлетный 13 590 фнт (6164 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря с полным запасом топлива и без бомбовой нагрузки 109 миль/ч (175 км/ч)
практический потолок 14 000 фт (4267 м)
дальность полета 500 миль (805 км)

Вооружение:

стрелковое – одиночные пулеметы Lewis в носовой, центральной (в верхней части) и нижней частях фюзеляжа
бомбовое – две 1100-фунтовые (500 кг) бомбы на внешней подвеске

Прототипы:

J6994 – первый полет совершен в октябре 1923 года под управлением Артура Уилкинсона

Серийные:

в общей сложности изготовлены 44 бомбардировщика Hyderabad: 15 самолетов (J7738 –J7752) построены с двигателями Lion II, 19 с двигателями Lion VA (J8317 – J8324 и J8805 – J8815) и 10 с двигателями Lion V (J9031, J9032, J9034 – J9036 и J9293 – J9297; J9033 был завершен как Hinaidi)

История эксплуатации:

в период с января 1928 по март 1931 года Hyderabad-ы служили в составе 10-й бомбардировочной эскадрильи и с декабря 1925 по январь 1931 года – в составе 99-й эскадрильи. В составе 502-й эскадрильи (Ольстер) специального резерва Hyderabad-ы находились с июля 1928 года по декабрь 1931 года, в составе 503-й эскадрилье (графство Линкольн) с 1929 по 1933 год


  • [1] позднее К.Х. Барнс (C.H. Barnes) в своей книге Handley Page Aircraft since 1907, Putnam, London, 2nd Edition, page 186) написал, что J6994 показал «значительно более высокие характеристики с той же боевной нагрузкой». Следует отметить, что бомбардировщики Virginia были довольно большими самолетами, способными при той же мощности силовой установки нести почти в два раза большую бомбовую нагрузку, чем W.8D

источник: Francis К. Mason «The British Bomber since 1914»

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account