Справочник Российского Импкраторского Флота мира МЦМ-7 (продолжение эскадренные броненосцы).
Линейные корабли типа «Андрей Первозванный» — 2 единицы.
«Андрей Первозванный» Новое адмиралтейство 28.02.1906-5.05.1907-10.10.1909
«Рождество Христово» Балтийский завод 7.03.1906-2.04.1907-12.05.1910
Водоизмещение нормальное 16 715, полное 18 700 тонн, 142,6 x 24,38 x 8,53/8,88 (м), 2 ПМ, 25 ПК, 18 367 л.с., 19.5 узла, максимальный запас 2550 тонн угля, дальность 4000 миль/12 узлов. Бронирование: пояс 75-229-75 мм, верхний пояс 125 мм, ПТП 38 мм, башни 254 мм, крыша башен 51мм, палуба 38 мм, скос 51мм мм, боевая рубка 229 мм. Вооружение: 4х2 305/40(80 снарядов на ствол), 16х105/55 (225 снарядов на ствол), 2х1 75/50 (переделаны для зенитной стрельбы весной 1915 г.), 2х1 37/30(переделаны в зенитные в октябре 1914 года). Радиотелеграф: 2 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (250 миль) и вспомогательная станция 0.2 кВт Мор.Вед. обр.1911 года(50 миль). Экипаж 931 человек.
Первые дредноуты РИФ, построены с учетом опыта русско-японской войны. Изначально были заложены, как усовершенствованные броненосцы типа «Бородино». Церемония закладки кораблей проведена в конце 1904 года, но темп работ был крайне низок из-за привлечения заводских специалистов к задаче восстановления боеспособности кораблей, прорвавшихся во Владивосток. Другая часть рабочих была массово задействована на подготовке к походу 2 ТОЭ. Ситуация значительно усугубилась беспорядками зимы-весны 1905 года. В итоге к весне 1905 года работы далее формирования днищевого набора не ушли. Распоряжением морского министра работы были прекращены, ввиду необходимости учесть полученный боевой опыт. Фактически, это вылилось в разработку совершенно нового проекта. Установленные на эллингах конструкции были разобраны осенью 1905 года. Новый технический проект броненосца морской министр утвердил в начале 1906 года. Официальные церемонии закладок состоялись соответственно 28 февраля и 7 марта 1906 года. При перезакладке регент распорядился корабль Балтийского завода именовать «Рождество Христово». Стапельный период составил для «Андрея Первозванного» 14 месяцев, для «Рождества Христова» 13 месяцев. Достройка же и обретение боеготовности сильно затянулись. Не успели вовремя поставить артиллерию ПМК, часть брони и других агрегатов и механизмов. Пришлось переделывать вентиляцию. В итоге полноценно приступить к боевой подготовке корабли смогли только весной 1911 года. В августе 1912 года «Андрей Первозванный» взял Императорский приз за лучшую стрельбу. На следующий год, летом, корабли участвовали в совместных маневрах с Германским флотом.
Линейные корабли типа «Евстафий» — 2 единицы.
«Евстафий» Николаевское Адм-во, Николаев 10.11.1904 — 21.10.1906 — 15.5.1911
«Иоанн Златоуст» Лазаревское Адм-во, Севастополь 31.10.1904 — 18.4.1906 — 19.3.1911
Водоизмещение 12850 тонн, 2 ПМ, 22 котла, 16 узлов, 1100-1530 тонн угля, 2100/9 миль/уз. Бронирование: борт 178мм-229мм, башни ГК 254мм, каземат 127мм, палуба 38мм-63мм, рубка 229мм. На 1 января 1914 года вооружение корабля было следующим: 2×2 305/40, 6×1 203/50, 12×1 152/45, 4х1 75/50 зенитных, 2×1 37/70 зенитных автомата Маклена. Радиотелеграф: 8 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (600 миль) на флагманском «Ефстафии», на «Иоанне» — 2 кВт Мор.Вед.обр.1911 года (250 миль).
Корабли вступили в строй в 1911 году, но в течении года вплоть до весны 1912 года на кораблях устранялись недоделки. В 1912 году приступили к интенсивной боевой подготовке, приняли участие в маневрах и стрельбах Черноморского флота. Стоит отметить, что в ходе строительства было принято решение о сокращении количества 75мм орудий ПМК и ликвидации торпедных аппаратов. Взамен в верхнем каземате устанавливалась еще пара 203мм орудий. Зимой 1912-1913 гг. оборудованы новым усовершенствованным ПУАО «Гейслера» ("совмещение стрелок"). Летом 1913 года с корабля были демонтированы все оставшиеся 75мм орудия противоминного калибра. В декабре 1914 года на корабли установлены 4х1 75/50 аэропушки на зенитных станках. Освидетельствованы стволы 305мм орудий. В октябре 1914 года на крыльях мостика установлены 2х1 37/30 зенитных автомата Маклена.
Линейные корабли типа «Бородино» — 5 единиц.
«Бородино» Новое Адмиралтейство 11.05.1900 — 27.08.1901 — 27.08.1904
«Орел» Галерный остров 20.05.1900 — 6.07.1902 — 12.1904
«Император Александр III» Балтийский завод 11.05.1900 — 21.07.1901 — 20.06.1904
«Князь Суворов» Балтийский завод 26.08.1901 — 12.09.1902 — 27.06.1904
«Слава» Балтийский завод 19.10.1902 — 16.08.1903 — 03.1905
Водоизмещение 15275 тонн, 2 ПМ, 20 котлов, 17 уз., 1235 тонн угля, 3200/10 миль/узлов. Бронирование: борт 102-194мм, ПТЗ 43мм, башни ГК 63-254мм, башни СК 30-152мм, каземат 76мм, палуба 70-89мм, рубка 51-203мм. Вооружение на 1 января 1914 года: 2×2 305/40, 6х2 152/45, 10х105/40, 4х1 75/50 зенитных(установлены на всех кроме «Александра III», который имел 2х1 75мм орудия, орудия переделывались для зенитной стрельбы осенью-зимой 1914-1915 г-в), 2×1 37/30 зенитных автомата Максима (На всех кроме «Славы», который получил 2х1 37/70 зен.авт.Маклена и «Александра III» который получил 4х1 37/30 зен.авт.Максима, все автоматы устанавливались осенью 1914 г.). Радиотелеграф: 2 кВт Мор.Вед. обр.1909 года (200 миль) кроме «Славы», на ней 8 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (600 миль).
Корабли приняли активное участие в Русско-Японской войне. Первым встал в капремонт, в ходе которого выполнялась и модернизация «Суворов». Техпроект модернизации разработан в МТК в течении 1906 года. Ремонт и модернизация выполнялась на вновь построенном в течении РЯВ «Дальзаводе». Срезана часть надстроек. Установлены противоминные орудия 105/40. Заменены тяжелые мачты с боевыми марсами на легкие шестовые. Сняты торпедные аппараты и минное оборудование. После ремонта котлов на них установлены экономайзеры. На башнях главного калибра угол возвышения доведен до 25 град. «Суворов» вошел в строй летом 1909 года. «Бородино» прошел ремонт с осени 1908 по лето 1910 года. «Александр III» и «Орел» прошли капремонт и модернизацию с осени 1910 по весну 1912 года. С осени 1911 года начаты работы на «Славе» окончившиеся в марте 1913 года. На крыльях мостика кораблей монтировались 2х37/30 автомата Максима или Маклена с 1911 по 1914 гг. К осени 1914 года их стали переделывать для зенитной стрельбы.
Линейный корабль «Цесаревич»
«Цесаревич» Форж и Шантье, Тулон 26.7.1899 — 10.2.1901 — 21.8.1903
Водоизмещение 13105 тонн, 2 ПМ, 20 котлов, 18 уз., 1350 тонн угля, 5500/10 миль/узлов. Бронирование: борт 120-249мм, ПТЗ 40мм, башни ГК 63-254мм, башни СК 30-152мм, палуба 38-69мм, рубка 254мм. На 1 января 1914 года вооружение корабля было следующим: 2×2 305/40, 6х2 152/45, 8х105/40, 2х1 75/50 зенитных (с весны 1915 г., 2×1 37/30 автомата Максима с осени 1914 г.. Радиотелеграф: 2 кВт Мор.Вед. обр.1909 года(200 миль).
Корабль принял активное участие в Русско-Японской войне. В течении 1906-1907 гг. принял интенсивное участие в боевой подготовке, маневрах и стрельбах Тихоокеанского флота. Выведен в резерв осенью 1907 года и встал на капремонт. Освидетельствованы орудия главного калибра. При участии специалистов фирмы «Форж и Шантье» разработан по Техзаданию МТК проект модернизации. Срезана часть надстроек. Для башен главного калибра угол возвышения доведен до 25 град. Взамен прежних 75мм орудий установлены новые противоминные орудия 105/40. Заменены тяжелые мачты с боевыми марсами на легкие шестовые. Сняты торпедные аппараты и минное оборудование. Вошел в строй летом 1909 года. Зимой 1913-1914 гг. корабль оборудован новым усовершенствованным ПУАО «Гейслера» ("совмещение стрелок"). Весной 1913 года на крыльях мостика смонтировано 2х37/30 автомата Максима(позднее переделаны для зенитной стрельбы). В 1915 году корабль получил переделанные для зенитной стрельбы 75мм орудия.
Линейный корабль «Ретвизан»
«Ретвизан» Крамп, Филадельфия 17.07.1899 — 10.10.1900 — 12.1901
Водоизмещение: 12900 тонн, 2 ПМ, 24 котла Никлосса, 17-18 узлов, 2000 тонн угля, 5500/10 миль/узлов. Бронирование: борт 51-229мм, переборки 178мм, башни ГК 229мм, каземат 152мм, палуба 51-76мм, рубка 254мм. . На 1 января 1914 года вооружение корабля было следующим: 2×2 305/40, 16×1 152/45, 4х1 75/50 зенитных с зимы 1914-1915 г-в, 2×1 37/30 автомата Максима с осени 1914 г. Радиотелеграф: 8 кВт Мор.Вед. обр.1911 года(600 миль) и вспомогательная станция 2 кВт Мор.Вед. обр.1909 года(200 миль).
Корабль принял активное участие в Русско-Японской войне. В течение 1906-1907 гг. принял интенсивное участие в боевой подготовке, маневрах и стрельбах Тихоокеанского флота. Весной 1908 года принял участие в демонстрации у корейского побережья. Летом 1908 года в составе ТОФ принял участие в больших маневрах проводившихся на акватории Японского, Желтого, Охотского морей. Осенью в составе отряда ТОФ нанес визит в Шанхай и Циндао. Затем ввиду снижения военной опасности командующим ТОФ утверждено решение о производстве капитального ремонта силами «Дальзавода» и оборудовании корабля в качестве флагманского. Заменены тяжелые мачты с боевыми марсами на легкие шестовые. Телескопические трубы заменили на обычные цилиндрические. Сняты торпедные аппараты и минное оборудование. Отремонтированы на ОСЗ стволы орудий главного калибра с заменой внутренней трубы. Проведена замена котлов Никлосса, на котлы Бельвиля-Долгоненко. Вступил в строй в мае 1910 года и сразу принял участие в боевой подготовке флота. Зимой 1911-1912 гг. корабль оборудован новым усовершенствованным ПУАО «Гейслера» ("совмещение стрелок"). В 1912 году на крыльях мостика смонтировано 2х37/30 автомата Максима, в 1915 году станки 75 мм орудий силами артцеха «Дальзавода» переделаны для зенитной стрельбы. Осенью 1914 года 37 мм пушки также переделали для зенитной стрельбы.
Линейный корабль «Пантелеймон»
«Пантелеймон» Николаевское Адмиралтейство 25.09.1898 — 13.09.1900 — 20.05.1905
Водоизмещение 12600 тонн, 2 ПМ, 22 котла, 16 узлов, 1100 тонн угля, 3000/9 миль/уз. Бронирование: борт 178мм-229мм, башни ГК 254мм, каземат 127мм, палуба 38мм-63мм, рубка 229мм. На 1 января 1914 года вооружение корабля было следующим: 2×2 305/40, 6×1 203/50, 12×1 152/45, 4х1 75/50 (переделаны для зенитной стрельбы в начале 1915 г.), 2×1 37/70 зенитных автомата Маклена (установлены в декабре 1914 года). Радиотелеграф: 2 кВт Мор.Вед. обр. 1909 года(200 миль).
В ходе РЯВ среднекалиберная артиллерия демонтирована и отправлена на Дальний Восток. В 1906-1907 гг., корабль получил 12х152/45. Затем в течение 1906-1910 гг. принял интенсивное участие в боевой подготовке, маневрах и стрельбах Черноморского флота. В 1911-1913 гг. капитально отремонтирован и перевооружен в мастерских Севастопольского порта. Отремонтированы стволы главного калибра. Тяжелые мачты с боевыми марсами, заменены на более легкие шестовые. Снята часть 75мм противоминных орудий. Весной 1913 года корабль вновь приступил к интенсивной боевой подготовке. Корабль оборудован новым усовершенствованным ПУАО «Гейслера» ("совмещение стрелок") в ходе ремонта. 75мм пушки переделали в зенитные весной 1915 года.
Линейные корабли типа «Полтава» — 2 единицы.
«Полтава» Новое Адмиралтейство 7.05.1892 — 25.10.1894 — 18.8.1896
«Севастополь» Галерный островок 22.03.1892 — 25.05.1895 — 11.10.1898
Водоизмещение 12460 тонн, 2 ПМ, 12 котлов, 14-15 уз., 1050 тонн угля, 3200/10 миль/узлов. Бронирование: борт 254-368мм, башни ГК 51-254мм, башни СК 25-127мм, палуба 63-76мм, рубка 178-229мм, траверса 127-229мм. Вооружение на 1 января 1914 года: 2×2 305/40, 4×2 152/45, 8×1 75/50, 2х1 75/50 зен.(установлены в апреле 1914), 2×1 37/30 зенитных автомата Максима(станки переделаны для зенитной стрельбы в сентябре 1914 года). Радиотелеграф: 2 кВт Мор.Вед. обр. 1909 года (200 миль).
В 1906 году оба корабля перешли на Балтику. Приняли активное участие в подавлении мятежей в Свеаборге и Кронштадте. С осени 1906 по весну 1907 года прошли средний ремонт на Кронштадтском пароходном заводе. Тяжелые мачты с боевыми марсами заменены на облегченные шестовые. В принципе корабли требовали капитального ремонта после интенсивного участия в боевых действиях, но было принято решение поддерживать их в боеспособном состоянии до вступления в строй новых линейных кораблей. Корабли, как правило, на зиму уходили в Средиземное море. С кораблей были сняты мелкокалиберные орудия, торпедные аппараты, а также бортовые 152мм орудия. В течении 1907-1910 гг. приняли интенсивное участие в боевой подготовке, маневрах, стрельбах и походах Балтийского флота. После вступления в строй линейных кораблей типа «Андрей Первозванный», корабли встали в капитальный ремонт, который продолжался до весны 1913 года. Корабли получили новые котлы. Механизмы были капитально отремонтированы. Заменены полностью расстрелянные стволы главного калибра. Капитально отремонтированы с заменой всей электрической части башни среднего калибра. Корабли были оборудованы новым усовершенствованным ПУАО «Гейслера» ("совмещение стрелок"). Снята броня каземата. Вплоть до апреля 1914 года входили в состав резервной бригады ЛК БФ. Летом 1913 года МГШ рекомендовал усилить оборону Русского Севера. После чего оба корабля встали в ремонт, с целью подготовки к службе в Арктике. Ушли на Север в конце апреля 1914 года. 14 мая встали на якорь в Романове-на-Мурмане.
Линейный корабль «Три Святителя»
«Три Святителя» Николаевское Адмиралтейство, 4.09.1891 — 31.10.1893 — 07.1895 гг.
Водоизмещение 13320 тонн, 2 ПМ, 14 котлов, 16 уз., 850 тонн угля, 2430/6 миль/узлов. Бронирование: борт 406мм-457мм, каземат 152мм, башни ГК 406мм, палуба 76-102мм, рубка 76-305мм. Вооружение: 2×2 305/40, 10×1 47/43, 10×1 37/28, 6 381мм НТА. На 1 января 1914 года вооружение корабля было следующим: 2×2 305/40, 14×1 152/45, 2х1 75/50 (переделаны в зенитные зимой с 1914 на 1915 гг.), 2×1 37/70 зенитных автомата Маклена (установлены в декабре 1914 года). Радиотелеграф: 2 кВт Мор.Вед. обр.1909 года (200 миль).
В ходе РЯВ среднекалиберная артиллерия была демонтирована и отправлена на Дальний Восток. В 1906-1907 гг., корабль получил 10х152/45. В течении 1906-1911 гг. принял интенсивное участие в боевой подготовке, маневрах и стрельбах Черноморского флота. В 1911-1913 гг. капитально отремонтирован и перевооружен на Севастопольском Адмиралтействе. Отремонтированы стволы главного калибра. Тяжелые мачты с боевыми марсами, заменены на более легкие шестовые. Корабль оборудован новым усовершенствованным ПУАО «Гейслера» ("совмещение стрелок"). В 1913 году корабль вновь приступил к интенсивной боевой подготовке. Осенью 1914 года корабль получил опытные автоматы Маклена.
Линейный корабль «Cисой Великий»
«Сисой Великий» Новое Адмиралтейство 26.07.1891 — 20.05.1894 — 18.08.1896
Водоизмещение: 10500 тонн, 2 ПМ, 12 котлов, 14-15 уз., 3200/10 миль/узлов. Бронирование: борт 203мм-406мм, каземат 127мм, башни ГК 254-305мм, палуба 51-76мм, рубка 152-229мм, траверса 229мм. Вооружение на 1 января 1914 года: 2×2 305/40, 10×1 152/45, 2×1 37/30 автомата Максима (переделаны для зенитной стрельбы в январе 1915 года) . Радиотелеграф: 5 кВт Мор.Вед. обр.1907 года(500 миль).
В ходе ночного сражения в заливе Анива 14 сентября 1905 года поврежден торпедой с японского миноносца. После заключения перемирия 3 октября приведен во Владивосток и встал в доковый ремонт до 17 декабря 1905 г. В 1906 году корабль перешел на Балтику в составе особого отряда Великого Князя Александра Михайловича. Принял активное участие в подавлении мятежей в Свеаборге и Кронштадте. С осени 1906 по январь 1909 года прошел капитальный ремонт на Кронштадтском пароходном заводе. Тяжелые мачты с боевыми марсами заменены на облегченные шестовые. С корабля были сняты мелкокалиберные орудия, торпедные аппараты. Корабль получил новые котлы. Механизмы были капитально отремонтированы. В течении 1909-1912 гг. принял интенсивное участие в боевой подготовке, маневрах и стрельбах Балтийского флота. В 1912 году, корабль встал в ремонт, который продолжался до лета 1913 года. Отремонтированы с заменой внутренней трубы расстрелянные стволы главного калибра. Корабль оборудован новым усовершенствованным ПУАО «Гейслера» ("совмещение стрелок"). В конечном итоге судьбу корабля определило предложение МГШ об организации флотилии Северного Ледовитого океана. Данное решение было утверждено императором 5 мая 1913 года. В ходе ремонта корабль получил дополнительную систему парового отопления для плавания во льдах. Линейный корабль перешел в Романов-на-Мурмане в августе 1913 года.
Начало справочника.