СПМ-3 «Медведь»: MRAP, русская версия.

0

 На ресурсе был коротенький цикл стаей под названием "БТР независимой Украины". Замечу, что в данных статьях рассматривались не совсем БТР, а, скорее, машины построенные по идеологии MRAP. В России разработана машина аналогичного назначения, известная под обозначением СПМ-3 (специальная полицейская машина) и именем собственным "Медведь".

СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия.

Но сперва немного о самой концепции MRAP (мine resistant, ambush protected, «защищенный от мин и нападения из засады»). Предпосылки к их созданию весьма и весьма серьезные: в Ираке и Афганистане 63% смертей происходили по причине подрыва. 

MRAP — это нечто среднее между бэтээром и бронированным грузовиком: броневик, построенный на серийных «грузовых» агрегатах, очень хорошо защищенный и тяжелый (чем тяжелее машина, тем меньше последствия при взрыве), с большим клиренсом и днищем V-образной формы (чтобы взрывная волна и осколки ушли в стороны). 

По сути в данном случае американцы заимствовали опыт и инженерные решения из ЮАР, где подобные боевые машины используют с середины 80-х годов.

СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия.

Южноафриканский Casspir — одна из первых «фугасозащищенных» бронемашин. 
Этот экземпляр служит в полиции Перу

Собственно говоря, программа MRAP была принята с подачи тогдашнего президента США, Дж. Буша младшего, после того, как выяснилось ненадежность кустарных и полукустарных мероприятий по повышению защищенности штатного армейского транспорта. Программа развивается полным ходом, например, в 2007 году Пентагон заказал десять тысяч машин MRAP на общую сумму около $10 млрд, а общее количество броневиков планируется довести до 20 тысяч. 

Наиболее массовой машиной является MaxxPro фирмы Navistar International (ниже на фото представлен наиболее защищенный её вариант, MaxxPro Plus).

СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия.

Использование машин, построенных по идеологии MRAP позволило резко сократить число потерь (соответственно, ввиду низкой эффективности, снизилось и количество выставленных партизанами мин), к примеру за 2008 г. из-за подрывов погибло всего 8 солдат американских оккупационных сил. Тем не менее, в большой бочке меда не обошлось без своей ложки дегтя: во-первых эти бронемашины весьма и весьма массивны:соответственно большой расход топлива,  не очень хорошая проходимость по грязи (в интернете есть инфа о том, что в некоем подразделении за вечер завязли пять броневиков сразу); к тому же водители зачастую не могут справиться с управлением перетяжеленными машинами с высоким центром тяжести: только за половину 2007 произошло 66 аварий MRAP, включая перевороты, в которых погибло пять человек (сравните со смертностью от подрывов). Во-вторых дороговизна и самих броневиков, и их доставки (для сравнения, примерная стоимость машины 500 тыс. $; доставка в ИРАК самолетом 750 тыс. $; доставка морским транспортом дешевле, но занимает 1.5 месяца).

Тем не менее, овчинка стоит выделки: еще раз позволю себе сказать о резком снижении количества погибших от подрывов солдат.

Ну и теперь перейдем непостредственно к "Медведю". Предпосылки создания данной машины, в общем-то, те-же самые, что и у пиндосов. Если кто не в курсе — посмотрите на поисковиках новостных сайтов, введя слова "Дагестан", "Кавказ" и "Теракт". Взрывали, взрывают и продолжают взрывать. 

К сожалению, имеющаяся в распоряжении как армейских частей, так и у частей ВВ техника в основном не рассчитана на минную угрозу. Более того, даже разрабатываемая в 90-х годах техника этот фактор почему-то не учитывала.

Например, такая машина, как КАМАЗ-43269, он-же БПМ (боевая пограничная машина), он-же "Выстрел".

СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия.

К сожалению при таких плюсах, как простота и относительная дешевизна (в качестве базы взято шасси серийного грузовика), неплохая бронезащита и довольно мощное вооружение, имелись недостатки как конструктивные (неудобные люки для посадки/высадки десанта — боковые, по типу люков БТР-60; правда имеются кормовые люки), так и производственные (низкое качество изготовления бронекорпусов, ненадежная трансмиссия). Все это привело к тому, что на данный момент еденичные экзепляры состоят на вооружении спецподразделений московской ФСИН. Кроме того, 16 машин были приобретеы Казахстаном, и тоже показали себя не с лучшей стороны.

Недостатки Выстрела решила учесть компания ВПК, принадлежащая холдингу Русские машины (она выпускает обычные бронетранспортеры и броневик Тигр). Новейшая модель СПМ-3 (специальная полицейская машина), созданная в рамках программы «БТР-ВВ» (для Внутренних войск).

СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия.

 

В отличие от камазовского Выстрела, БТР-ВВ построен не на шасси грузовика, а «с нуля» с использованием отдельных готовых агрегатов. Двигатель — ярославский, 330-сильный, трансмиссия — от Урала, независимая торсионная подвеска и колеса — от БТР-90. Бронекузов — несущий и, как полагается, с V-образным днищем. При этом за счет отсутствия жестких мостов клиренс больше, чем у американских аналогов.

http://trucks.autoreview.ru/archive/2008/10/bronevik/psd/DSCN3973_750.jpg

Днище — V-образное, подвеска — независимая, от БТР-90. А клиренс — 50 сантиметров!

Хотя кузов отделан и оборудован еще на скорую руку, видно, что экипажу здесь удобнее, чем в Выстреле: машина, по сути, представляет собой «бронемикроавтобус» на десять человек. Да и водительское место более привычное, нежели в Выстреле, а передняя панель позаимствована у Тигра.

  СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия. СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия.

Кроме того, запланирована установка различных «систем» — от кондиционера в придачу к простецкой «фэвэушке» (фильтро-вентиляционной установке) до системы пожаротушения колес.

СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия.

«Бочонок» — это ФВУ, фильтро-вентиляционная установка

 

Отсутствие бойниц (которых, заметим, нет и у американских аналогов) создатели аргументируют требованиями заказчика — МВД. Но вот с утверждением, что бойницы не нужны, поскольку из них невозможно вести прицельный огонь, мы готовы поспорить! Зато тут есть пулемет — НСВ Утес калибра 12,7 мм с дистанционным управлением (и прицелом, применяемом на Т-90; см. фото слева), а в перспективе может устанавливаться и более мощный Корд калибра 14,5 мм. (на картинке справа вариант СПМ-3 с башней от БТР-80; почему КПВ 14.5 мм. перепутали с "Кордом" 12.7 мм. отдельный вопрос к авторам журнала "Авторевю" — прим. doktorkurgan)

СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия. СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия.

 

Что касается защиты, то каждый борт равен по толщине двум бортам БТР. Конечно, от крупнокалиберного пулемета броня не защитит (хотя это есть в планах), но выдерживает выстрелы из снайперской винтовки СВД даже самой мощной бронебойно-зажигательной пулей Б-32 — правда, с расстояния 100 метров (хотя по ГОСТу дистанция обстрела должна равняться 5—10 метрам).

СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия. СПМ-3 "Медведь": MRAP, русская версия.

По имеющейся информации, СПМ-3 выдерживает подрыв на фугасе мощностью 6 кг. в тротиловом эквиваленте (примерно соответствует мощности противотанковой мины — ТМ-57, к примеру, содержит 6.5-7.0 кг. взрывчатки; 100 мм. артиллерийскому снаряду либо 2 минометным минам калибра 120 мм.). Кроме этого, кнструкторы утверждают, что по результатам проведенных испытаний машина будет доработана, в результате устойчивость к подрыву будет увеличена (мощность взрывного устройства до 10 кг. в тротиловом эквиваленте, а это уже примерно соответствует 122 мм. гаубичному снаряду).

Кроме того, по результатам испытаний выявлена неплохая проходимость машины по снегу и грязи.

 

 

ТТХ:

Колесная формула4х4
Экипаж+десант, чел.2+8
Длина (мм.)5900
Ширина (мм.)2500
Высота (мм.)2600
Дорожный просвет (мм.)500
Полная масса ( кг.)12000
Грузоподъемность ( кг.)2000
Снаряженная масса (т)10000
ДвигательЯМЗ-7601
Мощность, л.с.330
Коробка передачмеханическая
Подвесканезависимая, торсионная
Макс. скорость, км/ч90
Возможные модификации
    • Легкий БТР 
    • Командный автмобиль 
    • Санитарный 
    • Специальная полицейская машина 
    • Машина химзащиты 

Основной материал и фотки взяты отсюда:

http://trucks.autoreview.ru/archive/2008/10/bronevik/ статья "Неукротимая планета"

http://www.military-informer.narod.ru/MRAP-SPM3.html

Ну и до кучи видеоролик:

 

 

Tags:

doktorkurgan
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account