Первые послевоенные годы разработкой и совершенствованием различных систем ракетного оружия для всех видов вооруженных сил занимались ученые и инженеры США, Советского Союза и ряда других стран. Успехи в ракетостроении, достигнутые Советским Союзом в начале 50-х годов, поставили на повестку дня вопрос о вооружении ракетным оружием как надводных кораблей, так и подводных лодок.
Дальность стрельбы ракетами, в несколько раз превышавшая дальность полета самого крупнокалиберного артиллерийского снаряда, в сочетании с основным качеством подводной лодки – скрытностью, позволяла при успешном решении задачи установки баллистических ракет на лодке получить принципиально новый вид корабля – подводный стратегический ракетоносец.
26 января 1954 года Совет Министров СССР, рассмотрев предложения руководителей ВМФ, кораблестроительной промышленности и разработчиков ракетного оружия, принял постановление «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным (так писали в официальных документах того времени – прим. автора) вооружением». Работа получила условное наименование «Волна».
Выполнение работы поручалось целому ряду организаций промышленности различных министерств и Военно-Морского Флота. Главным конструктором проекта подводной лодки, на которой впервые в мире предстояло «прописать» баллистическую ракету, был назначен начальник и главный конструктор ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит»), будущий академик АН СССР Николай Никитич Исанин, ответственным за создание первой морской ракеты – главный конструктор ОКБ-1 НИИ-88, будущий академик и всемирно известный ракетостроитель Сергей Павлович Королев.
В теме «Волна» впервые в истории кораблестроения и ракетной техники предстояло исследовать и решить ряд совершенно новых и сложнейших вопросов.
Для выполнения экспериментальной темы «Волна» правительство назначило очень сжатые сроки. Был определен обширный круг научно-исследовательских организаций, производственных предприятий и воинских частей, которые привлекались к решению этой огромной задачи. Во главе их стояли талантливые ученые, организаторы и командиры: С. П. Королев (в дальнейшем В. П. Макеев), Е. В. Чарнко, Н. А. Пилюгин (в дальнейшем Н. А. Семихатов), Э. И. Эллер, В. Ф. Печурин, А. М. Исаев, Е. Г. Рудяк, Е. П. Егоров, Н. И. Боравенков, Ф. И. Новоселов, Л. А. Коршунов и многие другие.
Постановлением правительства головными исполнителями были утверждены (кроме С. П. Королева и Н. Н. Исанина): по автономной системе управления стартом и полетом ракеты – главный конструктор НИИ-885 Министерства радиопромышленности Н. А. Пилюгин; по бортовым гироприборам ракеты и счетно-решающим приборам определения момента старта и выработки данных для системы управления ракетой – главный конструктор НИИ-49 Министерства транспортного и тяжелого машиностроения В. Ф. Печурин; по навигационному оборудованию подводной лодки – главный конструктор МНИИ-1 Э. И. Эллер; по корабельной пусковой установке для ракет – главный конструктор ЦКБ-34 Министерства оборонной промышленности Е. Г. Рудяк.
Необходимо было разработать и изготовить стартовую установку для транспортировки и пуска ракеты, шахту для ее размещения, комплекс корабельных систем предстартовой подготовки и обслуживания, систему приборов контроля состояния ракеты и бортовую систему ее управления в «морском» исполнении, системы определения момента старта и наведения ракеты в условиях сложной качки, навигационные приборы с повышенной точностью выработки данных и способностью транслировать их в систему управления ракеты, а также много других систем и устройств.
В качестве первой баллистической ракеты, которую предстояло доработать с учетом специфики ВМФ и установить на подводную лодку, была предложена армейская ракета Р-11 класса «земля-земля», получившая в процессе доработки индекс Р-11ФМ. Необходимо было проверить взаимодействие всех штатных элементов комплекса «ракета-корабль» путем практического пуска ракет с подводной лодки.
Первоначально предусматривалось последовательное выполнение работ по этапам – после отработки конструкций на предыдущем переходить к следующему. Надо отдать должное смелости и уверенности организаторов работы Н. Н. Исанина и С. П. Королева, веривших в высокий творческий потенциал своих сотрудников, когда они, невзирая на мнение ряда как гражданских, так и военных специалистов, не веривших в реальность размещения баллистических ракет на подводных лодках, развернули работы по всем этапам параллельно.
Не ожидая результатов испытаний на наземных стендах, в положительности которых, по-видимому, он не сомневался, Н. Н. Исанин отдал распоряжение начать работы по проекту переоборудования выделенной для испытаний подводной лодки Б-67 проекта 611, построенной в 1953 году на заводе №196.
В августе 1954 года технический проект переоборудования, получивший номер В611, был представлен в Министерство транспортного и тяжелого машиностроения и Главное управление кораблестроения ВМФ, а в сентябре рассмотрен и утвержден без замечаний.
Проект предусматривал установку двух вертикальных ракетных шахт в носовой части четвертого отсека подводной лодки за счет демонтажа одной группы аккумуляторных батарей и жилых помещений старшинского состава. В связи с изменением положения центра водоизмещающих объемов (центра величины) и центра тяжести корабля потребовалась частичная переделка балластных цистерн и перебалластировка лодки, а также переделка систем гидравлики, воздуха высокого давления, топливной системы. В связи с новым назначением корабля проект предусматривал демонтаж палубных артиллерийских установок и запасных торпед. Это, в свою очередь, позволило отказаться от торпедопогрузочного люка и использовать первый отсек для размещения личного состава.
Исключение одной группы аккумуляторных батарей уменьшило запасы электроэнергии и, соответственно, дальности плавания в подводном положении и исключило возможность работы главного гребного электродвигателя на полной мощности, сократив тем самым скорость полного подводного хода.
В четвертом отсеке на свободных местах, рядом с шахтами ракет, разместили приборы гироазимутгоризонта «Сатурн», предназначавшегося для определения параметров качки и рыскания лодки, счетно-решающие приборы «Доломит» (для наведения бортовых гироскопических приборов ракет и определения момента старта), приборы предстартового контроля и управления процессом старта, а также агрегаты питания вновь устанавливаемой аппаратуры.
В конце 1954 года завод начал получать рабочие чертежи на новые конструкции корабля, а начиная с марта 1955 года, по завершении выпуска рабочих чертежей, стала поступать и эксплуатационная документация.
В конце августа 1955 года (через год после разработки технического проекта) все монтажные работы были закончены, а еще через две недели были завершены и заводские ходовые испытания. В первую очередь произвели вывеску и кренование в подводном положении, так как необходимо было проверить правильность расчетов по статике корабля, определить фактическую величину остойчивости.
Опытное кренование полностью подтвердило результаты расчета, корабль мог безопасно плавать при любых спецификационных состояниях нагрузки и любой погоде.
Для проведения летно-конструкторских испытаний ракет приказом министра судостроительной промышленности была назначена комиссия, председателем которой стал Н. Н. Исанин, заместителем, ответственным за комплекс ракетного оружия, – С. П. Королев.
В ночь с 14 на 15 сентября первая ракета была погружена на подводную лодку, а в 17 ч 32 мин по московскому времени 16 сентября 1955 года произошел первый в мире пуск баллистической ракеты с борта подводной лодки. Командовал кораблем капитан 2 ранга Федор Иванович Козлов.
Сигнал «Пуск» по радио передавался на эсминец сопровождения и далее на береговые телеметрические посты. Через несколько минут в 250 км от места старта в пустынной тундре в заданном квадрате полигона раздался взрыв. Через некоторое время на эсминец и подводную лодку, возвращавшиеся в базу, пришла радиограмма:
«Работа выполнена на отлично!».
Все участники испытаний ликовали. До самого последнего момента все они находились в предельном напряжении, и только сейчас ненадолго можно было расслабиться, и, подведя первый итог упорной, напряженной 20-месячной работы, уверенно сказать:
«Установка баллистических ракет на подводные лодки и стрельба ими, безусловно, возможны!»
В 1995 году на научно-технической конференции, посвященной 40-летнему юбилею первого пуска ракеты с подводной лодки, все выступавшие справедливо считали 16 сентября 1955 года датой рождения нового класса кораблей – ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.
Успешный ход работ по созданию атомной энергетической установки для подводных лодок и первенца отечественного атомного подводного флота, лодки проекта 627 (созданного СКБ-143, ныне СПМБМ «Малахит»), наличие отработанного комплекса баллистических ракет для вооружения подводных лодок (выполненного ЦКБ-16, с 1974 года входящего в СПМБМ «Малахит») позволили ЦКБ-18 в короткий срок разработать проект первой отечественной атомной подводной лодки с баллистическими ракетами Р-13 (проект 658, главный конструктор С. Н. Ковалев), который объединил в себе энергоустановку атомной подводной лодки проекта 627 и комплекс ракетного оружия ПЛ проекта 629.
После восьми пусков ракет (к сожалению, один оказался неудачным и закончился аварийным сбросом ракеты) главные конструкторы Н. Н. Исанин и С. П. Королев приняли решение прекратить испытания и подготовили отчет и предложения ВМФ и Министерству судостроительной промышленности (МСП) принять корабль в опытную эксплуатацию, в течение которой провести транспортные испытания двух ракет с последующим их пуском. Это было необходимо для того, чтобы убедиться в их надежности во время автономного плавания корабля в различных метеоусловиях, при многократных погружениях и всплытиях, под воздействием физических полей корабля, работы электромеханизмов, средств радиосвязи и радиолокации.
Отчет и предложения были тщательно рассмотрены и в решении ВМФ, МСП, МОП и МРП, датированном 6 января 1956 года, было отмечено:
«1. Отчет комиссии… утвердить. 2. Провести на ПЛ Б-67 пр. В611 длительные (транспортные) испытания ракет Р-11ФМ и пусковых установок с последующими пусками ракет. 3. С целью накопления необходимого опыта эксплуатации ПЛ с ракетным оружием, их боевого использования и подготовки личного состава переоборудовать по пр.АВ611 четыре строящиеся ПЛ пр.611 и одну из находящихся в строю ВМФ».
Успешные пуски ракет после автономного плавания в условиях зимнего штормового Баренцева моря с корабля, которым теперь командовал (вместо ушедшего на повышение Ф.И.Козлова) капитан 2 ранга Н. Н. Гуляев, еще раз подтвердили правильность технических решений, принятых конструкторами ракеты и корабля.
Зная о желании командования ВМФ иметь несколько кораблей с ракетным оружием для подготовки личного состава будущих подводных ракетоносцев, ТТЗ на которые уже формировались в институтах ВМФ, начальник и главный конструктор ЦКБ-16, еще до выхода решения о переоборудовании подводных лодок по проекту АВ611, организовал работу по корректировке чертежей проекта В611 на серию. К концу 1956 года корректировка, учитывавшая все замечания и доработки, сделанные в процессе переоборудования и испытаний подводной лодки «Б-67» проекта В611, была выполнена, а в начале 1957 года заводам №402 в Молотовске и №202 во Владивостоке (проводившему работы в кооперации с заводом №199) были высланы и рабочие чертежи.
ВМФ выделил для переоборудования по проекту АВ611 четыре лодки, находившиеся в постройке в разной степени готовности на заводе №402 и имевшие заводские номера 404, 209, 210 и 515, а также одну ПЛ из состава ТОФ (Б-62, заводской №632).
Столь оперативная разработка документации позволила строителям завода №402 (директор Е. П. Егоров, главный строитель К. И. Коробцов, ответственные сдатчики И. С. Бахтин, М. Я. Баженов, П. В. Лапшинов, Е. А. Колодочкин) сдать все четыре корабля флоту в том же году. Этому во многом способствовала и группа технической помощи ЦКБ, возглавляемая будущим заместителем главного конструктора В. И. Сафроновым. Под его руководством на заводе при постройке и испытаниях кораблей активно работали ведущие специалисты бюро: Л. В. Чернопятов, Н. М. Плющев, Я. С. Кноблер, Н. П. Седунов, В. М. Ланговой, В. В. Зенкевич, С. А. Дементьев, Я. А. Тув, Г. М. Томашевич, А. Т. Костюков, М. Ф. Логинов, О. Н. Надирадзе. В соответствии с правилами головной корабль серии (Б-73, заводской №404) испытывался погружением на предельную глубину. Председателем комиссии по проведению этой ответственной операции являлся старший инженер корпусного отдела ЦКБ-16 (будущий заместитель главного конструктора проектов 661 и 701) Б. Е. Пукшанский.
Работы по переоборудованию корабля на Дальнем Востоке шли значительно хуже. Завод №202 (директор Е. И. Неделько, главный инженер А. В. Паденков, главный строитель А.С.Касьянов) не мог самостоятельно изготовить стаканы ракетных шахт и сами шахты. Он должен был получить их по межзаводской кооперации от завода №199 в Комсомольске-на-Амуре, который задержал поставки. В связи с этим «Дальзавод» не смог закончить переоборудование в 1957 году и сдал свой корабль только в сентябре 1958 года.
Большую помощь заводу оказывали специалисты ЦКБ. В группе технической помощи под руководством А. А. Иоффе работали: В. Н. Нестеров, И. И. Петренко, Л. И. Маслова, Г. А. Рагинкин, В. П. Стручева, Н. И. Чикина.
Успешное окончание экспериментальной отработки первого ракетного комплекса на ПЛ Б-67 позволило главному конструктору приступить к разработке технического проекта новой океанской подводной лодки с ракетным оружием, ТТЗ на создание которой Н. Н. Исанин получил еще в мае 1954 года.
Переоборудованные подводные лодки с их ограниченными автономностью, скоростью и дальностью подводного хода, имевшие всего две ракеты, а также неудовлетворительные средства навигации, рассматривались специалистами ВМФ только как временное явление. Флоту нужны были настоящие океанские ракетоносцы. Еще в мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 задание на проектирование новой большой океанской подводной лодки с ракетным вооружением.
ТТЗ предусматривало максимальную унификацию новой ПЛ со строившимися и проектировавшимися в то время лодками.
Эскизный проект корабля (получивший индекс 629), представленный в июне 1955 года, показал полную несостоятельность предложенного ТТЗ, в первую очередь по основному оружию подводной лодки – баллистическим ракетам, дальность полета которых (250 км) не обеспечивала возможность выполнения подводной лодкой своей основной задачи – нанесения ракетного удара по объектам в глубине территории противника.
Рассмотрев предложения командования ВМФ и главных конструкторов лодки и ракеты Н. Н. Исанина и С. П. Королева, Совет Министров СССР постановлением от 25 августа 1955 года поставил новую задачу: наряду с разработкой ракеты Р-11ФМ создать для использования с ПЛ проекта 629 и с первого отечественного атомного ракетоносца проекта 658 (ТТЗ на который только что было выдано ЦКБ-18) ракету с дальностью полета не менее 400-600 км. В январе 1956 года ТТЗ на комплекс ракетного оружия увеличенной дальности стрельбы Д-2 для вооружения подводных лодок было утверждено Главкомом ВМФ. Одновременно было утверждено и новое ТТЗ на подводную лодку проекта 629 с измененными требованиями по составу и характеристикам ракетного и торпедного оружия, радиоэлектронного вооружения, автономности, обитаемости, живучести, защите.
Несмотря на такую коренную ломку требований к кораблю, Н. Н. Исанин сумел организовать работу коллектива бюро так, что уже в конце марта 1956 года, то есть в ранее договоренный срок, технический проект был представлен в Москву. Однако проект имел серьезные «белые пятна», поскольку сроки выполнения технических проектов системы управления баллистической ракеты и самой ракеты правительством были установлены, соответственно, во втором и третьем кварталах 1957 года.
Учитывая значительное отставание ракетчиков, Н. Н. Исанин предложил начать строительство подводных лодок проекта 629 первоначально с ракетами Р-11ФМ, максимально унифицировав элементы ракетных комплексов и заложив в проект габариты ракетных шахт, учитывавшие предварительные массогабаритные характеристики новой ракеты.
Принятие этого предложения позволило уже в октябре 1957 года начать строительство подводных лодок сразу на двух заводах: в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Менее чем через год головные корабли сошли на воду. В 1959 году на воду спустили еще четыре корабля на Севере и два на Дальнем Востоке.
В связи со значительно более широкой программой испытаний головных кораблей, они подошли к сдаче одновременно с серийными, спущенными в 1959 году, в конце которого Военно-Морской флаг был поднят на пяти первых океанских ракетоносцах на Северном флоте и двух – на Тихоокеанском. Первые три корабля (заводские номера 801, 802 и 131), заложенные в 1957 году и имевшие на вооружении ракеты Р-11ФМ, в два ближайших после сдачи года за короткое время были модернизированы на судоремонтных заводах под ракеты Р-13 комплекса Д-2 и в дальнейшем ничем не отличались от кораблей более поздней постройки.
С 1959 по 1961 год Северное машиностроительное предприятие сдало флоту 15 подводных лодок проекта 629 и одну по проекту 629Б, а завод им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре с 1959 по 1962 год передал ВМФ семь кораблей проекта 629.
Успешное решение задачи вооружения подводных лодок баллистическими ракетами и такой их большой недостаток, как надводный старт, заставлявший подводную лодку во время пуска ракет терять свое самое важное качество – скрытность, поставили на повестку дня вопрос о создании баллистических ракет с подводным стартом.
По предложению командования ВМФ Совет Министров СССР в 1956 году принял постановление о проведении экспериментальных работ с целью определения возможности создания баллистических ракет, способных стартовать из-под воды, и при успешном завершении работ – создании баллистической ракеты с подводным стартом. Постановлением предусматривались также основные этапы работы и ее исполнители. Главными исполнителями определялись в основном те же коллективы, что и в теме «Волна»: НИИ-88, СКБ-626, НИИ-49, МНИИ-1, НИИ-1, ЦКБ-16, ЦКБ-34 и завод «Большевик». Руководителем экспериментальных работ был назначен главный конструктор КБ-10 НИИ-88 Е. В. Чарнко, создание средств для обеспечения испытаний (погружающегося стенда и подводных лодок) было поручено ЦКБ-16 и его начальнику и главному конструктору Н. Н. Исанину.
Работы по этой теме планировались, как и по теме «Волна», в три этапа, но содержание их было другим. Первый этап предусматривал «бросковые» испытания макетов ракеты со специального погружаемого стенда. Второй – «бросковые» испытания макетов ракеты с движущейся в подводном положении специально переоборудованной лодки проекта 613. Третий – прицельные пуски ракет на полную дальность с движущейся в подводном положении ПЛ.
В течение 1956 года специалисты ЦКБ-16 разработали оригинальное сооружение – погружаемый стенд, участвовали совместно со специалистами ВМФ в разработке схемы нового полигона и разработали чертежи для переоборудования серийной подводной лодки С-229 проекта 613 под опытовый корабль.
Уже в декабре 1956 года со стенда, построенного по чертежам ЦКБ-16 в Николаеве на заводе №444 (строитель и ответственный сдатчик В. П. Кожущенко), был произведен первый пуск макета баллистической ракеты с твердотопливным стартовым двигателем. В следующем году экспериментальные пуски макетов ракет из-под воды были продолжены, но теперь с жидкостными двигателями.
Параллельно с изготовлением стенда Черноморский судостроительный завод переоборудовал по проекту В613 среднюю ПЛ С-229 проекта 613. 1 июля 1957 года переоборудованный корабль был предъявлен председателю комиссии по проведению испытаний капитану 1 ранга Р.Ф.Макаренкову и его заместителю и техническому руководителю работ Е. В. Чарнко. В этом же году с двигавшейся в подводном положении ПЛ С-229 были успешно проведены пуски макетов баллистических ракет с твердотопливными стартовыми двигателями.
Положительные результаты первых двух этапов испытаний обусловили принятие в январе 1958 года решения комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) о проведении третьего этапа испытаний – пуска опытных баллистических ракет из-под воды на полную дальность полета и переоборудовании для этой цели ПЛ Б-67 (проект В611) по проекту ПВ611.
В течение первых месяцев 1958 года специалисты ЦКБ-16 под руководством главного конструктора В.В.Борисова и ЦКБ-34, руководимые главным конструктором Е. Г. Рудяком, создавшие первую пусковую установку для старта ракет из-под воды, выдали заводу необходимую документацию, что позволило Северному машиностроительному предприятию уже в сентябре 1958 года предъявить переоборудованный по проекту ПВ611 корабль комиссии, назначенной Главкомом ВМФ.
Однако первая ракета для подводного старта была поставлена на корабль только через год – в августе 1959 года. Пуск ее оказался неудачным. Выявилась необходимость серьезной доработки бортовых систем управления, на которую ушел еще год. Первый успешный пуск доработанной опытной ракеты С4.7 на полную дальность полета с движущейся в подводном положении лодки был произведен 10 сентября 1960 года.
Проведенные испытания дали богатейший практический материал для всех участников работы, экспериментально подтвердив возможность подводного пуска ракет с ПЛ. Это позволило промышленности и ВМФ в течение ближайших лет разработать морские баллистические и крылатые ракеты различного назначения и создать мощный подводный ракетно-атомный флот – основу обороноспособности страны.
С 1954 года, когда впервые перед коллективом ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») поставили ответственную задачу – создания первой подводной лодки с баллистическими ракетами, по 1974 года, когда по приказу министра судостроительной промышленности, с целью дальнейшей специализации проектных бюро, не только проектирование серийных подводных ракетоносцев, но и отработка новых
ракетных комплексов для них были переданы в ЦКБ МТ «Рубин», специалистами ЦКБ-16 были отработаны и приняты на вооружение ВМФ: первый в мире комплекс с баллистической ракетой в морском исполнении Р-11ФМ для надводного пуска с подводных лодок, установленный на подводных лодках проектов В-611, АВ611 и на трех первых кораблях проекта 629;
- комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13 с надводным стартом и увеличенной дальностью полета, установленный на дизель-электрических лодках проекта 629 и атомных подводных лодках проекта 658;
- первый комплекс ракетного оружия Д-4 с ампулизированной ракетой с подводным стартом Р-21, установленный на дизель-электрических ПЛ проекта 629А и атомных ПЛ проектa 658М;
- универсальный комплекс Д-5 с малогабаритными баллистическими ракетами для стрельбы по береговым и морским движущимся целям Р-27 и Р-27К, установленный на дизель-электрической лодке проекта 605 и атомных подводных лодках проектов 667А и 667АУ;
- комплекс ракетного оружия Д-9 с баллистической ракетой дальнего действия Р-29, установленный на дизель-электрической ПЛ проекта 601, атомных ПЛ проектов 701, 667Б, 667БД;
- комплексы противокорабельных крылатых ракет: «Аметист» с ракетой П-70, установленный на атомных ПЛ проектов 661 и 670, и «Малахит» с ракетой П-120, установленный на атомных ПЛ проекта 670М.
Заслуги коллектива бюро в укреплении обороноспособности страны были высоко оценены правительством: за создание первых подводных лодок с ракетным вооружением начальнику и главному конструктору бюро Н. Н. Исанину в 1959 году была присуждена Ленинская премия, в 1963 году «За заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок, оснащенных этим вооружением…» бюро было награждено орденом Ленина, его начальник и главный конструктор Н. Н. Исанин удостоен звания Героя Социалистического Труда, а 76 сотрудников были награждены орденами и медалями; в 1964 году за участие в создании первого комплекса Д-4 с баллистической ракетой с подводным стартом Н. Ф. Шульженко, сменившему Н. Н. Исанина на посту начальника и главного конструктора бюро была присуждена Ленинская премия, а большая группа сотрудников награждена правительственными наградами. В 1968 году за участие в создании комплекса Д-5 главному инженеру бюро В. И. Ефимову была присуждена Государственная премия.
Уже после объединения ЦПБ «Волна» (бывшего ЦКБ-16) с не менее славным коллективом СПМБМ (СКБ-143), создателем первых атомных подводных лодок проектов 627, 627А и всех последующих советских многоцелевых атомных лодок, под именем СПМБМ «Малахит» 45 человек из бывшего ЦКБ-16 были награждены правительственными наградами за участие в создании комплекса ракетного оружия Д-9 с баллистической ракетой дальнего действия и подводной лодки проекта 701.
Благодаря большой творческой и оперативной работе коллектива бюро по отработке большинства комплексов ракетного оружия для подводных лодок был проложен путь к созданию мощного атомного ракетного подводного флота нашей страны.