2

После официальной публикации Морских договоров от 1928-го (Вашингтонский) и от 1930-го (Лондонский) годов, стало очень просто выработать ТТТ на большие советские крейсера, возможность строить которые сформировалась у страны (в данной АИ) к середине 30-х.

Советский "убийца вашингтонцев" с ветвистыми итальянскими корнями

Реальноисторические проекты «убийц вашингтонцев», апофеозом которых стала закладка мегалитических «Кронштадтов»,  достаточно хорошо известны. Я хочу предложить нечто иное, возможно более простое, менее дорогостоящее и раньше реализуемое. Тут главное не жадничать, а лишь постараться найти способ решить простую дилемму: крейсер должен быть сильнее любого «вашингтонца» (т. е. крейсера водоизмещением 10 тыс. т. вооружённого 203 мм пушками), но при этом быть не слишком большим, дорогим и технологически сложным.

Окрылённые успехом строительства (с активной итальянской помощью) лёгких крейсеров («Кондотьери-В» использовался в качестве образца), командование РККФ предложило руководству Советского государства расширить рамки сотрудничества с Италией для строительства уже крейсеров тяжёлых. Таких, о которых могли только мечтать страны, либо подписавшие, либо соблюдающие международные ограничения.

После долгих и бурных обсуждений, в руководстве РККФ, ЦКБС и Судостроительном наркомате, параметры тяжёлого советского крейсера согласовали такие:

Стандартное водоизмещение порядка 13-15 тыс. т.

Бронезащита, обеспечивающая приличную зону свободного маневрирования под огнём 203 мм орудий противника. Т. е. не менее 140 мм.

Вооружение ГК, обеспечивающее гарантированное поражение бронезащиты крейсеров противника, рассчитанной в лучшем случае на защиту от снарядов калибра 203 мм. Т. е. порядка десяти дюймов (254 мм).

Скорость, обеспечивающая отрыв от более сильных кораблей противника (линейных крейсеров прежде всего) т. е. не менее 34 узлов.

Затратно (во всех смыслах) пыжиться с получением более крутых параметров посчитали излишним, поскольку тех самых «вашингтонцев» и их ещё менее сильных предшественников в мире хоть пруд пруди, а вот быстрых и мощных настолько, что их надо бояться, новых боевых кораблей, и ради которых стоило бы изгаляться – мало. В первой половине 30-х, в буквальном смысле можно по пальцам пересчитать. Так какой смысл выдумывать, а потом мучительно (для нашей промышленности того времени) строить не нужную в 99 % случаев вундервафлю, ради которой придётся затормозить или вовсе отменить массу других, более нужных программ? Притом, ещё неизвестно что получится в итоге – если вообще получится…

Чтоб сэкономить на разработке, в качестве основы, хорошенько поторговавшись с итальянцами (получившими за счёт СССР не малую выгоду от казалось провального проекта «Кондотьери-В»), прикупили полный пакет документации итальянского тяжёлого крейсера «Тренто» – проект не слишком удачный и довольно старый – но зато именно потому очень дешёвый и… главное – уже дважды исправленный в последующих итальянских крейсерах типов «Зара» и «Больцано», раздобыть за бесценок нужную документацию по которым, у расслабившихся, болтливых итальянцев было проще, чем отнять конфету у ребёнка.

Их ведущие фирмы, явно соскучившиеся по заказам на комплектующие для тяжёлых крейсеров (Италия вынужденно прекратила их закладку придерживаясь «Римского трактата» от 1931 г. – являвшегося чем-то вроде приложения к НЕ подписанному ни Италией, ни Францией Лондонскому договору и согласно которому, Франция и Италия имели право построить только по 7 ТКРов), с готовностью размещали на своих предприятиях заказы из СССР. Одновременно конструктора Италии и СССР начали увлечённо работать над проектом, который во многом перекликался с первыми набросками «Зары» (200 мм броня, 14 000 т. водоизмещение) — который мог стать первым в мире крейсером – «убийцей вашингтонцев», если бы не те самые ограничения…

Советский "убийца вашингтонцев" с ветвистыми итальянскими корнями

(Тяжёлые крейсера Италии типов «Тренто», «Зара» и «Больцано»)

Переработать «Тренто» в то, что нам нужно, имея итальянскую помощь и полную информацию обо всех внесённых в его конструкцию изменениях при проектировании «Зары» и «Больцано», было не сложно. По сути, исходником для проектирования нового крейсера был уже даже не официально купленный проект «Тренто» (от него остались только общие архитектурные решения внутренней планировки да гладкопалубный корпус, но и у того для улучшения мореходности переделали носовую оконечность, сделав форштевень выше), а гибрид всех трёх типов итальянских тяжёлых крейсеров, от каждого из которых просто взяли лучшее и вооружили  полученного «Франкенштейна» десятидюймовой артой. Естественно увеличив на требуемую величину водоизмещение.

А чтоб вся эта красота не выпирала дальше разумных пределов из пропорций того же «Тренто», корабль из четырёхбашенного сделали трёхбашенным.

Силовую установку использовали так же итальянскую. Поскольку самые мощные ТЗА стояли на «Зарах» (благодаря которым они были двухвальные, в отличие от четырёхвальных «Тренто»), мы покупаем и ставим на своем «убийце» четыре таких ТЗА! Хотя, за год с момента окончания строительства последнего ТКР «Больцано», итальянцам удалось получить ТЗА с большей агрегатной мощностью (использовались в строящихся КРЛ типа «Кондотьери» С и D), решили остановиться на уже хорошо проверенных агрегатах. (В РИ, СССР для своего «Кирова» купил в Италии новейшие ТЗА с чрезвычайно высокой агрегатной мощностью, но качество тех ТЗА оказалось отнюдь не идеальным). Решили – пусть будет четыре хорошо отработанных ТЗА, чем три сомнительных.

Самыми паропроизводительными котлами из всех итальянских ТКР обладал «Больцано» (на более новых КРЛ имелись и более паропроизводительные, но для нас надёжность важнее). Десяти штук типа «Ярроу» от компании «Ансальдо» хватало на 150 000 л. с. мощности СУ. Для сравнения, у тех же «Тренто» и «Триеста» для их 120 000 л. с. требовались аж 12 «горшков». У нас будет 12 котлов той же конструкции, что стояли на «Больцано», размещённых по схеме «Тренто» (двумя группами 8 котлов в носовой и 4 в кормовой). Таким образом, мы получим номинальную мощность СУ не менее 180 тыс. конесил (на форсаже, кратковременно, более 200 тыс.), с которыми наш крейсер водоизмещением в 14 тыс. т. будет разгоняться до 34 узлов.

Что так же важно – ТЗА и котлы «Больцано» при большей мощности и паропроизводительности, были компактнее и легче чем котлы «Тренто», поэтому общий вес СУ нашего крейсера будет не критично больше веса СУ того же «Тренто».

Тем не менее, за эту благодать всё равно придётся расплатиться тем самым внутренним объёмом (под два лишних ПК), что был сэкономлен на одной башне ГК. А несколько увеличенная геометрия корпуса (в сторону увеличения длины конечно) пойдёт на компенсацию соответствующего удлинения цитадели, толщина брони которого будет как у «Зары», ну и, разумеется, несколько возросшей массы ГК. У нас вообще почти всё бронирование (и толщина и схема) будут копировать «Зару». А чего нам стесняться? «Зара» – это, наверное, лучший ТКР 30-х в мире. Единственными исключениями будут замена обширного, тяжёлого и не очевидно необходимого сплошного 30-мм верхнего бронепояса на локальные (только там где это особенно нужно) противоосколочные 20 мм щиты, да бронезащиту траверсов мы несколько уменьшим (в целях не только экономии веса, но и стандартизации используемого бронепроката), поскольку наиболее вероятны попадания в них по касательной.

Но, не всё у нас будет сугубо итальянским. 254 мм пушки и двухорудийные башни главного калибра закажем шведскому концерну «Бофорс», изготовившему недавно четыре такие же (но с менее мощной 105 мм бронезащитой) для пары финских ББО. Пушки этих башен имели угол возвышения в 50 гр. благодаря чему стреляли дальше, чем 12-дюймовые орудия наших линкоров, а их широко расставленные стволы не подвергали взаимному вредному воздействию газов снаряды в залпе, повышая точность стрельбы. А чтоб сэкономить деньги, время, массу и не усложнять конструкцию, соглашаемся на то, что стволы в башнях будут в общей люльке с заряжанием на фиксированном угле возвышения (предполагалось избавиться от этих недостатков позже, собственными силами, уже после освоения выпуска шведских образцов на отечественных заводах – что было важно, поскольку Швецию не считали в СССР надёжным поставщиком.

Советский "убийца вашингтонцев" с ветвистыми итальянскими корнями

(Двухорудийные башни с 254 мм орудиями от шведской фирмы «Бофорс» изготовленные для финских ББО)

Позже, к заказу ГК присовокупили и зенитные автоматы. У Бофорса они к середине 30-х уже дюже хорошие.  Особенно на стабилизированных платформах. На нашем крейсере, будет шесть спаренных установок, размещённых двумя треугольниками. Каждый треугольник (батарея) с собственным директором с которого они наводятся дистанционно. Причём из шести установок четыре стабилизированные. Без стабилизаторов только две – те, которые установлены на башнях ГК.

В качестве универсальной артиллерии использовали то, что уже было освоено нашей промышленностью (в АИ разумеется) – спаренные 100-мм установки Минизини. Они конечно уже не так чтоб эффективны против самолётов (на дистанции менее 5 км в дело во всю вступят МЗА, а в зазоре от 5 до 8 км и более, из стомиллиметровки без радиовзрывателей попасть можно только если очень повезёт), но для того чтоб понервировать пилотов, заставить их маневрировать теряя скорость, создавая тем самым наиболее благоприятные условия для стрельбы МЗА, они ещё вполне годятся. Тем более они полезны для расстрела разной миноносной мелкоты, на которую тратить дорогущие десятидюймовые снаряды рука не поднимется. Конечно, на то у нас будут эсминцы и лёгкие крейсера, но и им было бы неплохо помочь огнём, одновременно прикрывая бортом. В общем, на всякий такой случай, на крейсере имеются четыре двухорудийные установки. На итальянских ТКР-ах, их было первоначально аж по восемь (в каждой весу добрых 15 тонн!). Так что чистая экономия 60 т. Позже, по паре миниЗин, итальянцы со своих крейсеров сняли, заменив их на дополнительные МЗА. Управление огнём Минизинь на нашем «киллере» сведено побортно в два малых (такие же как у малокалиберных зениток) КДП с трёхметровой базой (на рисунке те, что расположены на грот мачте).

Так же в состав вооружения включены два гидросамолёта (каждый в собственном бортовом ангаре) с катапультой, расположенной как на «Больцано» между трубами, и два противолодочных пневматических бомбомёта (это всё итальянское).

От торпедных аппаратов отказались по той же причине, по которой их не было на «Зарах» — эти ТКР считались главной ударной силой и вспомогательным вооружением жертвовали ради более нужного – тем более что в качестве торпедоносцев при ТКРах неизменно находился целый дивизион эсминцев.

Договор с Италией о техническом содействии в постройке ТКРов был заключён в 1933 году, а закладка первого крейсера «убийцы-вашингтонцев» состоялась ранней весной 1935 года. Осенью, к головному добавились ещё два однотипных корабля. Поскольку эталонные образцы итальянского и шведского оборудования (включая СУ и вооружение) были заказаны заранее (договоры на поставки комплектующих начали заключать сразу после подписания договора – в 1933-ем), сроки постройки крейсеров зависели исключительно от оперативности нашей промышленности в освоении тиражирования тех самых образцов. А это тоже было и сложно и не очень скоро. Поэтому вступили в строй все три тяжёлых крейсера только поздней осенью 39-го.

Советский "убийца вашингтонцев" с ветвистыми итальянскими корнями

Ещё в процессе постройки, узнавшие о ТТХ строящихся в СССР кораблей благодаря многочисленным утечкам информации из итальянских фирм, англичане начали оказывать на руководство СССР сильное давление с целью склонить его к присоединению к Лондонскому договору. Давили не только на Москву, но и на Рим и на Стокгольм. Тем не менее, за своё согласие СССР запросил цену, которую англичанам пришлось уплатить.

Советский Союз получил равную Италии и Франции квоту на постройку крупных боевых кораблей, причём семь «законных» ТКРов СССР имел право иметь в европейской части страны. На Дальнем востоке силы ВМФ СССР вообще никак не регламентировались до тех пор, пока Япония в полном объёме не присоединится к Лондонскому договору. Таким образом, СССР мог спокойно продолжать строить своих «убийц вашингтонцев» для ТОФа.

Однако, чем ближе к концу 30-х, тем меньше и меньше страны, прежде придерживавшиеся рамок договоров, его соблюдали. Поэтому, в тактическом плане, по ещё довоенному штатному расписанию, все три корабля были зачислены в состав Балтийского флота и составляли в его структуре тяжёлую крейсерскую дивизию, в которую помимо бригады из трёх тяжёлых крейсеров входили 8 новых эскадренных миноносцев поделённых на два дивизиона.

После начала ВМВ, совпавшего с началом ходовых испытаний крейсеров, когда стало окончательно ясно кто на Балтике хозяин, дивизия  трудно (частично в зачёт всё тех же сдаточных испытаний), но благополучно перебазировалась на Север, где в Мурманске и Архангельске спешно достраивали «линкорные» сухие доки, а у той же Германии прикупили и один док плавучий (для кораблей водоизмещением до 15 тыс. т.), для размещения в главной базе Северного флота.

В начале декабря 1939-го года, ещё не в полной боеготовности, все три крейсера были включены в состав Северного флота, став его главной ударной силой к концу следующего 40-го года.

Зная о наличии в составе Северного флота бригады «киллеров», немцы не рисковали посылать в советскую зону ответственности ни свои тонкокожие «карманники» (даже при их замечательных 283 мм орудиях), ни «хипперы» – эти «вашингтонцы-переростки» с такой же никакой против десятидюймовок бронёй и всё теми же 203 мм пушками.

 

«Тренто» 1929 г.

 

«Зара» 1931 г.

 

«Больцано» 1933 г.

«Москва» 1939 г.

Размерения

197х20,6х6,8

182,7х20,6х5,9

196,9х20,6х6,8

200х21х6,8

Водоизмещение

10 511

11 870

10 890

14 000

Тип СУ

4 ТЗА 12 ПК

2 ТЗА 8 ПК

4 ТЗА 10 ПК

4 ТЗА 12 ПК

. Мощность СУ

120 000

95 000

150 000

180 000

Скорость макс

34

32

36

34,5

Дальность

4 160

5 360

4 432

4 500

Бронирование:

Пояс

Траверсы

Палуба

Боевая рубка

Башни ГК

 

70

40-60

20-50

100

80

 

150-100

120-90

70-60+20

150

150

 

70

50-60

20-50

100

80

 

150-100

100

70+20

150

150

Вооружение:

ГК

УК

МЗА

ТА

Катап/самол.

 

8 (4х2) 203

12 (6х2) 100

4 (4х1) 40

8 (4х2) 533

1/2

 

8 (4х2) 203

12 (6х2) 100

8 (4х2) 37

1/2

 

8 (4х2) 203

12 (6х2) 100

8 (4х2) 37

8 (4х2) 533

1/2-3

 

6 (3х2) 254

8 (4х2) 100

12 (6х2) 40

1/2

 

Подписаться
Уведомить о
guest

104 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account