Эдуард Евдокимовский. Советские суперэсминцы. Лидеры типа «Минск»

16

Лидер эсминцев «Минск» должен был войти в состав так называемого «Большого сталинского флота», состоящего из кораблей основных боевых классов, по своим характеристикам не уступа­ющих иностранным аналогам. Для этого в 30-е годы в СССР были впервые созданы корабли, являв­шиеся одними из лучших в мире по скорости хода и вооружению. Однако помериться силами с немецкими или японскими «одноклассниками» им не довелось – главными противниками совет­ских кораблей в Великой Отечественной войне стали мины и авиация противника. В этой статье мы расскажем о создании и боевом пути головного корабля проекта 38 – лидера эсминцев «Минск».

Эдуард Евдокимовский. Советские суперэсминцы. Лидеры типа "Минск"

Содержание:

Предпосылки к созданию

Планы по восстановлению морского флота, после гражданской войны пребывавшего в плачевном состоянии, возникли в СССР в начале 20-х годов. Уже тогда предпринимались попытки по созданию проектов новых эсминцев и лидеров, которые по основным параметрам (скорости и вооружению) должны были превосходить знаменитые «Новики». Увы, сильно разрушенная промышленность не позволяла начать строительство новых кораблей, поэтому дальше эскизов дело тогда не пошло. Однако теоретическая работа продолжала вестись, и во второй половине 20-х годов в СССР была выработана новая доктрина морской войны. Главную роль в ней играли малые силы – катера, подлодки, эсминцы. При этом эсминцам стала отводиться роль носителей как можно более сильной артиллерии, в то время как удары торпедами должны были наносить торпедные катера и подлодки.

Эдуард Евдокимовский. Советские суперэсминцы. Лидеры типа "Минск"

Схема лидера проекта 38. (Качур П.И., Морин А.Б. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР. – СПб.: Остров, 2003)

Техническое задание и проектирование

В 1927 году началось проектирование эсминцев нового типа. Уже через год в требованиях к новым проектам калибр главного вооружения возрос до 130 мм при числе стволов не менее четырёх-пяти, а в качестве одной из возможных задач будущих эсминцев обозначалась «возможность боя с легкими крейсерами противника». Исходя из этого, водоизмещение кораблей решили не огра­ни­чивать, а одним из компонентов вооружения будущего эсминца стал гидросамолёт.

В итоге техническое задание на новый лидер (по сути, проектируемый корабль им и являлся) включало в себя вооружение из пяти 130-мм орудий с большими углами возвышения, два 100-мм орудия, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, скорость не менее 40 узлов и дальность плавания не менее 6 часов полного хода при водоизмещении в 2000 т. 1 ноября 1928 года это техническое задание утвердили, что стало отправной точкой в создании нового лидера.

Уже в марте 1929 года проект корабля, созданный конструкторским бюро Кораблестроительной секции Научно-технического комитета управления ВМС РККА (НТКМ) под общим руководством Ю. А. Шиманского, был отправлен на рассмотрение моряков. Вскоре проект был возвращён разработ­чикам с требованием усилить вооружение и повысить скорость хода. Требования военных к будущему лидеру постоянно повышались, и в итоге в конце 1930 года проект представлял собой корабль водоизмещением в пределах 2100–2600 т. Его вооружение состояло из пяти новых 130-мм орудий, двух 76-мм зенитных орудий, двух 37-мм зенитных автоматов, восьми 533-мм торпедных труб, 20 глубинных бомб, 80 мин заграждения (в перегруз) и гидросамолёта, при скорости хода 42 узла. Со временем от гидросамолёта на борту отказались.

В дальнейшем разработку проекта поручили Бюро специального проектирования судов (БСПС) под руководством В. А. Никитина. Ответственным исполнителем был назначен инженер-корабле­строитель П. О. Трахтенберг, главная энергетическая установка разрабатывалась под руковод­ством А. В. Сперанского – опытного специалиста, принимавшего участие ещё в создании эсминцев типа «Новик». 7 декабря 1930 года общий проект лидера был утвержден. Согласно проекту, получившему индекс 1, в 1932 году начиналось строительство трёх кораблей для Чёрного и Балтийского морей (будущие «Ленинград», «Москва», «Харьков»). Следующая серия лидеров строилась по несколько измененному проекту, получившему индекс 38, и включала в себя корабли «Минск», «Баку» и «Тбилиси». Головной корабль серии – «Минск» – был заложен в октябре 1934 года.

Устройство лидера

Лидеры проектов 1 и 38 были очень близки по своему устройству и внешнему виду. Проект 38 отличался от предшественника более полными обводами кормы, наличием кронштейнов гребных валов (это уменьшило кавитацию гребных винтов) и слегка изменённой носовой надстройкой. Помимо этого, инженеры убрали стрелу для гидросамолёта и отменили возможность его разме­щения на корабле. Лидеры проекта 38 должны были нести усиленное зенитное вооружение – три 76,2-мм орудия вместо двух, однако третье орудие было установлено лишь на «Тбилиси». Итальян­ская система управления огнём главного калибра (фирмы «Галлилео») была заменена на отечест­венную «Мина» с центральным аппаратом стрельбы ЦАС-2.

Внешний вид корабля говорил о том, что он строился для достижения высокой скорости: острые обводы, сильно наклонённый форштевень, выраженный полубак, транцевая корма. Две дымовые трубы имели разные размеры, причём первая труба значительно отстояла от носовой надстройки, чтобы дать место для размещения 130-мм артустановки.

Три главных паровых котла размещались каждый в своём котельном отделении и приводили в действие три турбозубчатых агрегата (ТЗА), каждый из которых работал на свой вал. Силовая установка – механическая, трёхвальная, с тремя двухкорпусными турбозубчатыми турбинами мощностью по 22 000 л.с. каждая. Две турбины располагались побортно в носовом машинном отделении, ещё одна находилась в кормовом МО. Нормального запаса топлива в 210 т мазута при полном ходе хватало примерно на 300 миль плавания, при экономическом ходе – на 780 миль. Полного запаса в 600 т хватало на 835 и 2100 миль соответственно.

Артиллерийское вооружение состояло из пяти 130-мм установок Б-13 1-й серии (Б-13-Iс), располо­женных по диаметральной плоскости корабля. По две из них были установлены линейно-возвы­шенно в носу и корме, пятая устанавливалась между носовой надстройкой и первой дымовой трубой. Боезапас состоял из 150 выстрелов на ствол (200 в перегрузку), масса снаряда составляла 33,5 кг, максимальная дальность стрельбы – 139 каб (25,6 км). Каждое орудие защищалось противо­пульным щитом коробчатой формы, имевшим 13 мм в толщину.

Зенитное вооружение корабля состояло из двух 76,2-мм установок 34-К (досягаемость по высоте – 9,5 км, масса снаряда – 6,61 кг, скорострельность – до 20 выстрелов в минуту) установленных на кормовой надстройке, двух 45-мм установок 21-К на носовой надстройке и шести (по другим данным, четырёх) 12,7-мм пулемётов ДК.

Система управления огнём «Мина» с центральным аппаратом стрельбы ЦАС-2 создавалась специально для малых кораблей (эсминцев и лидеров) на основе итальянской системы фирмы «Офиччини Галилео». Отечественный прибор управления стрельбой был существенно упрощён, но, тем не менее, позволял вести точную стрельбу на большие расстояния, пользуясь показаниями двух командно-дальномерных постов Б-42, оснащённых четырёхметровыми дальномерами. Система «Мина» позволяла артиллерии главного калибра вести огонь даже по временно скрыва­ющейся морской цели.

Торпедное вооружение состояло из двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов Н-7, распо­ложенных в диаметральной плоскости корабля. Использовались парогазовые торпеды 53-38 (вес боевой части составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1615 кг). Боезапас корабля состоял из 16 торпед, из них 8 размещались в погребе, остальные – в торпедных аппаратах. Для управления торпедной стрельбой также использовался прибор «Мина», позволявший производить залпы, а также пускать торпеды по одной с интервалами от 0,5 до 3 сек.

Основные технические характеристики лидера «Минск» приведены в таблице в конце этой статьи.

Строительство и испытания

«Минск» был заложен 5 октября 1934 года в Ленинграде на судостроительном заводе им. А. Жданова. Через год его корпус спустили на воду. Несмотря на давление «сверху», строительство лидера шло со скрипом. Для ускорения сдачи корабля к достроечным работам был привлечен экипаж. Монтаж основных систем и механизмов завершился к концу 1937 года, ещё раньше, в том же году, начались швартовые испытания. Наконец, 9 мая 1938 года «Минск» своим ходом напра­вился в море на заводские ходовые испытания. Скорость на испытаниях при номинальной мощ­ности оказалась меньше проектной – около 40 узлов, при форсаже удалось достичь проектных 40,5 узла. Выявились и другие недостатки – недостаточная прочность корпуса, плохая управляемость на малом и среднем ходу, чрезмерная валкость, унаследованные от исходного проекта 1. В том же году на ещё не сданном флоту лидере произошло ЧП – во время шторма корабль сорвало с якорей и ударило кормой о форштевень крейсера «Киров». В результате на лидере были повреждены корма и винты, а его командира капитана 3-го ранга А. Н. Петрова сняли с должности. 10 ноября 1938 года «Минск» был сдан флоту, а в феврале следующего года началась его официальная служба.

Лидер эсминцев «Минск» до войны

Лидер эсминцев «Минск» до войны

Начало службы

Вступив в строй, «Минск» под командованием капитана 3-го ранга А. В. Волкова приступил к выпол­нению плановых задач по боевой подготовке, показав неплохие результаты на учебных стрельбах. Лето прошло в учебных походах и отработке совместного плавания с другими кораблями Балтий­ского флота.

Первую боевую задачу «Минск» получил 18 сентября 1939 года – за день до этого СССР начал операцию по присоединению польских территорий. 19 сентября лидеры «Минск» и «Ленинград» с эсминцами вышли в море на поиск польских подлодок. Не встретив противника, корабли вернулись в базу, при этом несколько раз с них обстреливали эстонские самолёты-разведчики, пролетавшие неподалёку.

После заключения пакта о взаимопомощи между СССР и Эстонией, в октябре 1939 года корабли Балтийского флота перебазировались из Кронштадта в Таллин. 12 октября «Минск» с эсминцами «Гордый» и «Сметливый» вошел в гавань Таллина.

Участие в советско-финской войне

В середине ноября 1939 года, в преддверии войны с Финляндией, «Минск» был возвращён в Крон­штадт для приведения в боевую готовность. Лидер вошел в отряд кораблей особого назначения, предназначавшийся для занятия островов в Финском заливе, в составе 2-го дивизиона эсминцев («Гневный», «Гордый», «Грозящий»).

Первой боевой операцией, в которой участвовал «Минск», стало выявление местонахождения финской береговой батареи на острове Кильписаари. 6 и 7 декабря лидер вместе с эсминцами «Карл Маркс» и «Володарский» безуспешно обстреливал остров, пытаясь выяснить, где находятся огневые точки финнов.

На следующий день «Минск» принял участие в операции против шестиорудийной 254-мм батареи Сааренпя на острове Бьёрке, обеспечивая охранение тральщиков и эсминцев 3-го дивизиона. На этот раз финны обстреляли «Минск», взяв его в «вилку», однако попаданий не добились. Лидер ответил огнём из своих орудий, потратив 14 снарядов. В результате боя советским морякам удалось установить приблизительное местонахождение финской батареи.

12 декабря было решено повторить разведку боем. Лидеры «Минск», «Ленинград» и эсминец «Стерегущий» должны были отвлечь береговые батареи противника от эсминцев 3-го дивизиона и канонерских лодок, поддерживавших огнём части 7-й армии. В условиях семибалльного шторма задача была выполнена, потерь и повреждений на кораблях не имелось. Всего на обстрел этой батареи корабли Балтийского флота выходили шесть раз, по ней было выпущено 417 305-мм и 596 130-мм снарядов. Обстрелы оказались малорезультативными, подавить батарею так и не удалось, хотя были достигнуты попадания в командный пункт и убежища личного состава.

Деятельность надводных сил Балтийского флота прекратилась в начале двадцатых чисел января 1940 года в связи с сильным обледенением Финского залива. В последний раз «Минск» выходил в море 20 января на поиски подлодки С-2, подорвавшейся 3 января на финской мине. Проведя в море двое суток, лидер вернулся в базу в условиях сильнейшего обледенения – толщина ледового покрова доходила до полуметра!

Межвоенный период

Летом 1940 года «Минск» в составе отряда лёгких сил Балтийского флота принимал участие в многочисленных учениях и боевой подготовке. 18 июля он прибыл в Ригу и встал прямо напротив президентского дворца, демонстрируя советское военное присутствие президенту и парламенту Латвии. После образования Латвийской ССР лидер ушел в базу для ремонта, а затем участвовал в крупных учениях Балтийского флота по отработке обороны устья Финского залива.

Лидер «Минск» в Рижской гавани, 1940 год.

Лидер «Минск» в Рижской гавани, 1940 год.

В период осенних штормов на Балтике дала знать о себе недостаточная прочность корпуса, присущая лидерам проектов 1 и 38. Во время перехода из Кронштадта в Таллин «Минск» попал в сильный шторм. Во время следования против волны со скоростью 30 узлов и при встречном ветре в 8–9 баллов на полубаке лидера образовались гофры, что послужило причиной для капитального ремонта с усилением носовой части, продлившегося всю зиму 1940–1941 годов. Весной лидер приступил к учениям, а 17 июня 1941 года перешел в новую базу флота – Таллин.

Участие в Великой Отечественной войне

С началом боевых действий «Минск», согласно довоенным планам, вышел в море для постановки минного заграждения на линии Ханко – Осмуссар. Такие постановки выполнялись регулярно и продлились до конца июля при отсутствии соприкосновения с противником (за исключением авиации). На лидере установили временную размагничивающую систему, регулярно проводили учебные стрельбы, участвовали в конвоировании транспортов.

Тем временем фронт приближался к Таллину – 7 августа немецкие войска вышли к побережью Финского залива. Боевые корабли Таллинской военно-морской базы были включены в систему сухопутной обороны. 40 моряков с «Минска» отправились на берег, чтобы принять участие в боях с немцами. 22–23 августа, действуя совместно с «Ленинградом», лидер выпустил по вражеским батареям свыше 1000 снарядов главного калибра. Однако наступление немцев продолжалось – несмотря на героическое сопротивление защитников Таллина, стало ясно, что город обречён и падёт со дня на день.

26 августа начались обстрелы кораблей немецкой полевой артиллерией, и в тот же день, наконец, было получено разрешение на эвакуацию военно-морской базы и войск 10-го стрелкового корпуса в Кронштадт. Началась подготовка к печально известному Таллинскому переходу.

«Минск» был включен в состав отряда прикрытия, включавшего в себя также эсминцы «Скорый» и «Славный», 2 подлодки, 4 торпедных катера, 4 малых охотника, 5 базовых тральщиков, а также посыльное судно. Задача отряда состояла в прикрытии транспортных судов из состава органи­зованных конвоев на переходе от острова Кери до острова Вайндло. На борту лидера находился запасной командный пункт Балтийского флота во главе с начальником штаба флота контр-адмиралом Ю. А. Пантелеевым.

Корабли вышли из Таллина вечером 28 августа, при этом по ошибке были обстреляны советские торпедные катера, намеревавшиеся присоединиться к отряду – к счастью, попаданий никто не добился. В целом, основной угрозой при переходе были не надводные силы, а мины и авиация противника. Практически сразу после выхода в море тральщики, шедшие в голове отряда, начали подсекать немецкие мины. Вечером, около 20–21 часа, близким взрывом мины был поврежден эсминец «Славный», который, однако, смог продолжить поход. Не избежал подрыва и «Минск» – примерно в 21:40 в его правом параване, на расстоянии 10–12 м от борта, взорвалась мина. Из-за повреждения обшивки внутрь корпуса поступило до 500 т воды, однако непосредственной угрозы гибели для корабля не возникло. Тем не менее, повреждения оказались серьёзными – встали машины, заклинило руль, вышло из строя всё навигационное оборудование. Тем временем траль­щики продолжали движение и вскоре скрылись из виду – взрыв на них не заметили, а приказаний остановиться никто не передал, хотя с концевого тральщика видели, что лидер сильно отстал. Обездвиженный и потерявший управление «Минск» остался на минном поле. Ночевать в таком месте было очень опасно, поэтому на эсминец «Скорый» было передано указание взять лидер на буксир. При попытке выполнить этот приказ «Скорый» подорвался на мине и через несколько минут затонул – из его экипажа спаслось только 78 человек, командир и комиссар отказались покинуть тонущий корабль.

После гибели «Скорого» «Минск» встал на якорь на ночёвку. С его борта были посланы радио­граммы с приказом ушедшим тральщикам вернуться, но сделать это смог только один из них (Т-210). Остальные были задержаны приказом командующего флотом, чтобы усилить оборону крейсера «Киров». В итоге единственный тральщик, вернувшийся к отряду прикрытия, наутро должен был вести за собой семь кораблей.

За ночь на «Минске» смогли запустить машины, осушить часть затопленных отсеков и поставить новый параван взамен перебитого. Утром 29 августа Т-210 протралил место стоянки, выловив ещё две мины, и пошел с тралом во главе отряда. «Минск» со скоростью 12 узлов пошел в кильватере за лидером «Ленинград». Вскоре начались авиационные атаки, которые успешно отражались зенитным огнём. В 10:20 на «Минске», наконец, получили ответ от командующего флотом на просьбу вернуть тральщики, в котором он сообщал, что навстречу отряду прикрытия от острова Родшер движутся шесть тихоходных тральщиков и сторожевой корабль. Поскольку места основных минных заграждений отряд прикрытия уже миновал, его командир расстался с Т-210, чтобы не стеснять быстроходные корабли при уклонении от атак авиации, и вместе с «Ленинградом» и эсминцем «Сметливый» отряд отправился в Кронштадт. Через два часа «Минск» присоединился к крейсеру «Киров», а в 17:16 встал на якорь на Кронштадтском рейде. Поскольку лидер имел подводные повреждения, на следующий день его поставили на ремонт в док Кронштадтского морского завода.

Ремонт занял почти месяц, 23 сентября «Минск» вошёл в строй. Этот день был выбран немецким командованием для очередной массированной бомбардировки кораблей в Кронштадте (два предыдущих налёта состоялись 21 и 22 сентября). Воспользовавшись хорошей погодой, немцы провели пять дневных атак, в которых приняло участие около 100 пикировщиков Ju 87 и бомбар­ди­ровщиков Ju 88. По «Минску» нанесли удар шесть пикировщиков, которые добились попаданий двух 50-кг бомб в корму. Ещё одна (250-кг) бомба, пробив вывешенную за борт шлюпку, разорвалась в воде рядом с корпусом в районе 3-го котельного отделения.

На фото. Вверху: попадание бомб в «Минск» 23 сентября. Внизу: потерявший ход лидер ведут на буксире в гавань Кронштадта. Виден крен на левый борт, позади шлейф от вытекающего топлива.

На фото. Вверху: попадание бомб в «Минск» 23 сентября. Внизу: потерявший ход лидер ведут на буксире в гавань Кронштадта. Виден крен на левый борт, позади шлейф от вытекающего топлива.

В результате на «Минске» возник пожар, оказались затопленными котельное отделение №3 и часть других отсеков. Из-за того, что в действии находился лишь один котёл №2, погасший из-за полу­чен­ных повреждений, корабль лишился хода и электроэнергии, поскольку штатный дизель-генератор №4 был снят для ремонта ещё в 1940 году. Котёл №1, не получивший повреждений, командир «Минска» капитан 2-го ранга П. Н. Петунин разжигать запретил, опасаясь, что дым привлечёт внимание немецких самолётов (хотя корабль, находившийся в тесной гавани при идеальной видимости, и без того был как на ладони). В результате неуправляемый «Минск» сел кормой на мель рядом с берегом. Экипаж вел борьбу за живучесть, но принятые меры оказались недостаточными для того, чтобы выровнять крен и осушить затопленные отсеки. К лидеру подошел буксир и повел его за собой в Военную гавань Кронштадта. Попытка запустить котёл №1 была сделана лишь в конце буксировки, но через 15 минут из-за поломки питательного насоса давление пара снова упало.

Воду из отсеков начали откачивать подошедшие спасательные суда и буксиры, но в 21:30 после­до­вал новый авианалёт. В 40 м от кормы «Минска» разорвалась 250-кг бомба, что привело к новым повреждениям обшивки, а образовавшаяся волна раскачала корабль и затопила уже осушенные отсеки. Через полчаса «Минск» сел на грунт на глубине 8,5 м – над водой остались только трубы, мачты и часть надстроек. Всего за день из экипажа корабля погибло 7 человек, было ранено 35.

Лидер «Минск», потопленный у Военной гавани Кронштадта

Лидер «Минск», потопленный у Военной гавани Кронштадта

Главные механизмы «Минска» пострадали мало, поэтому было принято решение вернуть корабль в строй. Осенью-зимой были проведены подготовительные работы по заделке пробоин, а непосред­ственно судоподъёмные работы начались летом 1942 года. 25 августа лидер был поднят на поверх­ность и введён в сухой док. Ремонт предстоял большой и сложный, поэтому полностью вернуть кораблю боеспособность можно было только в Ленинграде на судостроительном заводе им. Жданова. Однако провести корабль на буксире по Морскому каналу на виду у противника было невозможно, поэтому перед рабочими и моряками поставили задачу обеспечить «Минск» возмож­ностью дать собственный ход. Работа по подготовке лидера к переходу заняла ровно 60 суток, за которые на нём были введены в действие котлы №1 и №2, смонтирована система парового отоп­ле­ния, отремонтированы дизель-генератор, электроаппаратура, система освещения и силовые сети. Внутренние помещения были очищены от ила и нефти, разлившейся из повреждённых цистерн. 26 сентября «Минск» вышел из дока и стал готовиться к ходовым испытаниям и переходу в Ленинград, но несчастья продолжали преследовать его.

После возвращения с ходовых испытаний лидер встал посередине Средней гавани Кронштадта, однако из-за сильного ветра начал дрейфовать кормой на Петровскую пристань. Чтобы отвести корабль подальше от пристани, на него прибыл дежурный по рейду капитан 3-го ранга М. Г. Иванов. Уже после того, как корабль отошел от пристани на безопасное расстояние, машины застопорили, а затем перевели одну из турбин в положение «малый назад». Однако вместо торможения корабль начал набирать скорость и врезался в гранитный причал, разрубив себе носовую часть. Как ока­за­лось, во время ремонта кто-то перепутал контакты электрического датчика тахометра средней турбины, поэтому команды с мостика приходили в машинное отделение в инвертированном виде – если на мостике давали команду «ход вперед», то в машинном отделении принимали «ход назад» и наоборот. Интересно, что во время ходовых испытаний эта ошибка осталась незамеченной.

Восстановительный ремонт занял десять суток, после чего «Минск» ещё дважды выходил на испы­тания (3 и 5 ноября), после чего, наконец, был принят в состав флота. Переход в Ленинград был назначен на 9 ноября, для чего на борт лидера прибыл командующий эскадрой Балтийского флота вице-адмирал В. П. Дрозд. Поскольку немцы тогда занимали южный берег Финского залива, и весь путь от Кронштадта до Ленинграда простреливался их артиллерией, переход на ремонт оказался нетривиальной задачей. В обеспечении перехода были задействованы 11 катеров-дымо­завес­чиков, для ударов по вражеским позициям привлекалась авиация, а также крупнокалиберная артиллерия линкора «Марат» и кронштадтских фортов.

Во время перехода ночью «Минск» был обнаружен немецкими наблюдателями, и по нему открыла огонь артиллерийская батарея. К счастью, прямых попаданий удалось избежать, и «Минск» благо­получно дошёл до места назначения – к Выборгской набережной напротив завода «Русский дизель». Ремонт проводился в очень сложных условиях и в сжатые сроки – к началу кампании 1943 года лидер предстояло ввести в боевой состав флота. Ремонтным работам мешал противник, периодически обстреливая место расположения корабля, что вызывало потери среди работников завода и экипажа, приводило к возникновению новых повреждений. И всё же, несмотря на все трудности, задача по восстановлению лидера была выполнена в срок. Во время ремонта на «Минске» восстановили третий котёл, а также заменили электропроводку, все навигационные приборы, радиооборудование и приборы управления стрельбой. Орудия главного калибра были заменены на новые, более совершенные Б-13–2с со щитами обтекаемой формы, зенитную артил­лерию существенно усилили за счёт установки шести 37-мм автоматов 70-К (при этом устарев­шие 45-мм установки 21-К сняли).

Прибор управления стрельбой главного калибра «Мина» был модернизирован для повышения точности огня. 22 июня 1943 года, после проверки работы системы размагничивания, «Минск» полностью обрёл боеготовность. Начались учения и тренировки личного состава, и вскоре «Минск» был включён в систему артиллерийской защиты Ленинграда. 3 июля он занял позицию между Финляндским и Володарским мостами, 30 июля – огневую позицию у Невского лесопарка. В сентябре на корабль взамен получившего ранение С. И. Рабиновича прибыл новый командир – капитан 3-го ранга Г. Н. Моторов.

Лидер «Минск» на Неве, 1945 год.

Лидер «Минск» на Неве, 1945 год.

​После снятия блокады Ленинграда в 1944 году лидер вновь ремонтировался на заводе им. Жданова. Ремонт завершился 28 августа, но из-за высокой минной опасности в море «Минск» не выходил, как и другие корабли эскадры Балтийского флота. Остаток года экипаж лидера провёл в учёбе и тренировках. Май 1945 года «Минск» встретил в Ленинграде, где незадолго до того он принял участие в первомайском параде. После войны лидер проходил долговременный ремонт, а в 1949 году был переклассифицирован в эсминцы. В 1951 году в статусе учебного судна «Минск» был передан Высшему военно-морскому инженерному училищу им. Ф. Э. Дзержинского. В 1953 году он стал несамоходным учебным судном, через год был переименован в «Чорох», а в 1957 году в УТС-14. 3 апреля 1958 года бывший «Минск» исключили из списков флота и превратили в плавучую мишень. В том же году корабль был потоплен при испытании крылатых ракет в Финском заливе у острова Малый Тютерс.

Учебный корабль «Чорох», фото 1955–1956 годов.

Учебный корабль «Чорох», фото 1955–1956 годов.

Подводя итоги, стоит отметить, что конструкторам лидеров проектов 1 и 38 удалось достичь задан­ных параметров – получившиеся корабли развивали высокую скорость и имели мощное артил­ле­рий­ское вооружение. Расплачиваться за это пришлось прочностью чрезмерно облегчённого корпуса, а также запасом топлива. Тем не менее, лидеры проектов 1 и 38 были воплощением дости­жений советской кораблестроительной мысли межвоенного периода и стали хорошей школой для многих конструкторов. Неудачи применения этих кораблей в боевой обстановке всецело явля­ются следствием просчётов в подготовке личного состава, неудовлетворительного планирования боевых операций и слабой ремонтно-технической базы советского ВМФ.

Основные технические характеристики лидера «Минск»:

ДЛИНА НАИБОЛЬШАЯ, М

127,5

ШИРИНА НАИБОЛЬШАЯ, М

11,7

ОСАДКА ПРИ ПОЛНОМ ВОДОИЗМЕЩЕНИИ, М

4,14

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ НОРМАЛЬНОЕ / ПОЛНОЕ, Т

2237 / 2597

МОЩНОСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ, Л. С.

66 000

МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, УЗ

40,5

БОЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ, УЗ

26

ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ХОДОМ, МИЛЬ

2100

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ, КОЛИЧЕСТВО ОРУДИЙ – КАЛИБР, ММ

5 – 130-мм орудий Б-13–1с

ЗЕНИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ, КОЛИЧЕСТВО ОРУДИЙ – КАЛИБР, ММ

2 – 76,2-мм орудия 34-К

2 – 45-мм орудия 21-К

6 – 12,7-мм пулемётов ДК

ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ, КОЛИЧЕСТВО АППАРАТОВ – КАЛИБР, ММ

2×4 – 533-мм аппарата Н-7

ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ, ГЛУБИННЫЕ БОМБЫ

34 – ББ-1

40 – БМ-1

ЭКИПАЖ, ЧЕЛ

250


Источник – http://warspot.ru/10204-sovetskiy-superesminets

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account