12

Авианосец «Красный авиатор».

Усиление позиций в СССР «Молодой школы» было вызвано не в последнюю очередь инцидентом на КВЖД, показавшим, в частности, необходимость наличия на Дальнем Востоке военно-морских сил, способных оказывать давление на Китай, с целью защиты советских интересов в регионе.

Оптимальным и относительно дешевым средством решения проблемы могли стать авианосцы, способные решать не только задачи завоевания господства на море, но и наносить эффективные удары по береговым объектам и сухопутным войскам противника на большом удалении от береговой черты.

Так как состояние промышленности в начале 30-х гг. не позволяло строить новые авианосцы с нуля, было предложено начать с перестройки недостроенного линейного крейсера «Измаил», что вызвало горячие споры в руководстве ВМС. Линкорное лобби не оставляло надежд о возможности достройки «Измаила» в качестве артиллерийского корабля, поэтому в качестве объектов для перестройки им предлагались линейный корабль «Полтава» и даже тихоходное учебное судно «Комсомолец». Тем не менее, произведенные расчеты показали, что достройка «Измаила» в качестве авианосца обойдется не дороже, чем перестройка «Полтавы», и не намного дороже перестройки «Комсомольца». В итоге победил здравый смысл – авианосец «Измаил», получивший новое название «Красный авиатор», был утвержден к достройке.

Разработка проекта была произведена очень быстро, что явно сказалось на его качестве. Только стремлением ограничить объем и стоимость работ можно объяснить сохранение в корпусе корабля барбетов орудийных башен, что значительно стеснило проектантов, хотя и удалось расположить внутри барбетов цистерны авиационного топлива и боезапас для палубных самолетов, включавший бомбы и 450-мм торпеды.

В качестве прототипа был выбран только что вступивший в строй английский авианосец «Глориес», что вызвало большое сходство силуэтов этих кораблей. Авианосец имел два ангара: носовой – для истребителей, которые должны были взлетать с короткой носовой палубы, и кормовой, выполненный двухъярусным. Носовой и верхний кормовой ангары соединялись узким коридором по левому борту, через который не могли пройти истребители И-15 (впоследствии И-15-бис и И-153), не имевшие складывающихся крыльев, но который позволял транспортировать разведчики-торпедоносцы Р-5Т от носового самолетоподъемника в кормовой ангар после посадки. Лифтов имелось два, по одному в носовом и кормовом ангарах. Средняя часть надстройки в районе рубки-острова была занята дымоходами котельных отделений, выведенными в две тесно расположенные дымовые трубы. В итоге авиационное вооружение «Красного авиатора», несмотря на все старания расположить самолеты в ангарах компактнее, не превышало 45 машин.

Артиллерийское вооружение нового корабля состояло из 20 130-мм 55-калиберных орудий, причем амбразуры четырех носовых казематов были заделаны для улучшения мореходности. Впрочем, возможно, что причиной такого решения было отсутствие достаточного количества 130-миллиметровок. Зенитное вооружение включало 8 102-мм 60-калиберных орудий и несколько пулеметов, к которым позднее добавились шесть 45-мм полуавтоматов.

Достроечные работы начались на Балтийском заводе летом 1930 года, а весной 1933 авианосец вышел на ходовые испытания. Максимальная достигнутая скорость составила 28,1 узла.

Целых пять лет авианосец оставался в составе Морских Сил Балтийского моря, совершив за это время девять походов до Мурманска и обратно, причем дважды оставался там на зимовку. Эти плавания позволили получить бесценный опыт эксплуатации палубных самолетов, в частности выяснилась полная бесперспективность носовой взлетной палубы: летчики-истребители предпочитали взлетать с верхней, что было гораздо безопасней, и в итоге истребители были перебазированы в кормовой ангар.

В конце 1938 года планировалось начать модернизацию «Красного авиатора», проект которой включал установку противоторпедных булей, удлинение полетной палубы в нос и установку новых спаренных 102-мм артустановок со стабилизированными постами наведения, но Хасанский конфликт перечеркнул эти планы. Авианосец был срочно отправлен на Дальний Восток в сопровождении тяжелых крейсеров «Киров» и «Куйбышев», а также лидеров «Сокрушительный», «Сильный», «Стремительный» и «Строгий», имея в ангарах 24 бомбардировщика-торпедоносца Р-5Т и 18 истребителей И-15-бис.

Советские авианосцы Великой Отечественной войны. Часть 1

Дальнейшие планы модернизации сорвала уже Великая Отечественная война. В январе 1941 – июле 1942 «Красный авиатор» в составе эскадры Тихоокеанского флота совершил переход из Петропавловска-Камчатского в Мурманск, причем во время стоянки в Нью-Йорке на него были установлены восемь спаренных автоматов «Бофорс» и девять одноствольных 20-мм «Эрликонов». Одновременно старая авиагруппа корабля была заменена на новую, состоящую из американских палубных самолетов. Она включала 12 торпедоносцев «Девастейтор», 17 пикирующих бомбардировщиков «Доунтлесс» и 16 истребителей «Уайлдкет».

Советские авианосцы Великой Отечественной войны. Часть 1

Наличие авианосца в составе советской эскадры позволило эффективно прикрыть транспорты конвоя PQ-17 и благополучно довести до советских портов 23 из них.

В августе 1942 года в составе Северного флота было сформировано первое авианосное ударное соединение, состоящее из «Красного авиатора» и нового авианосца «Громов».

В декабре 1943 года торпедоносцы «Эвенджер» с «Красного авиатора» и «Громова» добились трех торпедных попаданий в немецкий линкор «Шарнхорст», благодаря чему тот снизил ход и был без труда добит английским линкором «Дюк оф Йорк», причем по крайней мере одно попадание было достигнуто пилотами «Красного авиатора».

Но год спустя «Красный авиатор» получил два торпедных попадания от немецкой подводной лодки и после десятичасовой агонии затонул. Причиной гибели столь крупного корабля всего от двух торпед была признана недостаточная глубина противоторпедной защиты и общая ветхость корпуса авианосца, находившегося на плаву уже 29 лет.

При катастрофе погибло около ста моряков из состава экипажа авианосца, насчитывающего более двух тысяч человек. Все пилоты авиагруппы были спасены и впоследствии составили костяк авиагруппы авианосца «Чкалов».

Подписаться
Уведомить о
guest

109 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account