Советская лунная афера
— Алексей Архипович, звоню, как договаривались. Я готов написать, как мы, то есть вы, собирались лететь на Луну.
— А я не готов! — ошеломил меня Леонов.
— Как? — опешил я.
— Да так! Думаете, мне делать нечего, как ковыряться в старых ранах! Все это оставило такие рубцы на сердце, что вспоминать не хочется.(из одного интервью)
В полдень 4 июля 1969 года Центральное телевидение СССР и Всесоюзное радио прерывают свои передачи. На экране заставка "Интервидение", на фоне панорамы Кремля и звучат первые ноты мелодии "Широка страна моя родная", спустя десять минут, прервав томительное ожидание, диктор Центрального телевидения Игорь Балашов зачитывает сообщение ТАСС: "В соответствии с программой освоения космического пространства, вчера 3 июля 1969 года в 23 часа 18 минут по московскому времени в Советском Союзе осуществлен запуск межпланетного космического корабля "Заря ". Космический корабль пилотирует экипаж в составе командира корабля Героя Советского Союза, полковника Леонова Алексея Архиповича и бортинженера Макарова Олега Григорьевича.
Целью полета космического корабля является дальнейшее исследование Луны и окололунного пространства в мирных целях, отработка бортовых систем межпланетного космического корабля и ракеты — носителя.
Все бортовые системы межпланетного космического комплекса работают нормально. Самочувствие космонавтов товарищей Леонова и Макарова хорошее".
Запуск "Зари" в центре внимания всех мировых средств массовой информации. Хотя в сообщении ТАСС цель полета определена очень обтекаемо, всему миру совершенно ясно — Советы готовятся осуществить высадку человека на Луну: у Алексея Леонова уже есть опыт работы в открытом космосе и нынешнюю космическую экспедицию он возглавил явно неспроста. Масла в огонь многочисленных комментариев подливает и вечерний выпуск информационной программы "Время". В репортаже с космодрома Байконур впервые показаны могучая ракета — носитель Н-1 и ее старт. Зрелище, мягко говоря, впечатляет.Во время телевизионного репортажа с борта корабля космонавты показывают миллионам телезрителей изображение удаляющейся Земли.
6 июля "Заря" выходит на орбиту вокруг Луны. Леонов в скафандре через космос перебирается в лунный модуль и отстыковывается от корабля. Ранним утром 7 июля 1969 года лунный модуль совершает посадку на Луну в одном из районов Моря Кризисов. Проверив свое снаряжение, Алексей Леонов открывает люк и по лестнице спускается на поверхность Луны. Он устанавливает на флагштоке красный флаг СССР . В эфире звучит гимн Советского Союза и обращение советского космонавта к народам мира.
После всех этих "протокольных" мероприятий космонавт приступает собственно к научным исследованиям. Прежде всего проводится забор образцов лунного грунта. Спустя 6 часов модуль стартует с Луны и состыковывается с "Зарей", где Алексея Леонова с нетерпением ждет Олег Макаров. После разделения посадочного модуля и орбитального корабля, "Заря" берет курс к Земле. 10 июля советские космонавты благополучно приземляются на территории Советского Союза…
Сознавая отставание от американцев в лунной гонке, Королёв предложил разделить лунную пилотируемую программу на четыре этапа.
1.Осуществление пилотируемого облёта Луны
2.Выход космического корабля на лунную орбиту
3.И наконец, саму высадку космонавта на Луну
Хитрость такого подхода заключалась в том, что для реализации первых двух этапов можно было обойтись более простыми и более быстро отработаными средствами.Для облёта Луны было достаточно ракеты Протон, для выхода на лунную орбиту можно было использовать упрощённый вариант лунного корабля, имеющего меньшую массу.
В то же время, на каждом этапе отрабатывались и элементы программы этапа следующего.
Так во время облёта Луны отрабатывался вход в атмосферу на 2й космической скорости, дальняя связь, навигация и отработка основных систем будущего лунного корабля. Во время второго этапа отрабатывалась работа криогенного блока Д во время нескольких запусков. Управление связкой космического корабля и блока Г на опорной орбите.
Для каждого этапа создавался свой космический корабль,
Для первого этапа Л1(11ф91), для второго Л2(11ф92) , для третьего ЛОК(11ф93) и ЛК(11ф94)
взрыв, который мог разрушить как ракету-носитель, так и сам стартовый комплекс.
6. 14 сентября 1968 года стартовал корабль 7К-Л1 №9, получивший название «Зонд-5». Через 67 мин после старта был включен двигатель блока Д, и корабль был выведен на лунную трассу. Полёт к Луне и её облёт 18 сентября на расстоянии около 1960 км прошел успешно, и через семь дней корабль впервые в мире вернулся к Земле со 2-й космической скоростью. Во время полёта было проведено фотографирование Земли с расстояния 85 тыс. км. Однако на этапе возвращения из-за ошибки была несвоевременно включена система автономного управления, что привело к заклиниванию двигателя силовой стабилизации. Специалисты группы управления и разработчики, используя единственно исправный оптический прибор — солнечный датчик 99К, практически 20 часов непрерывно выдавали последовательные разовые радиокоманды, раскачивая аппарат с одного борта на другой, чтобы результирующая тяга двух двигателей была направлена в сторону Земли. Поочередно включая малые двигатели ориентации УРМД системы исполнительных органов правого и левого борта корабля, они постепенно набирали необходимый корректирующий импульс, обеспечивающий попадание корабля в заданный коридор высот при входе в атмосферу Земли.
Тем не менее, посадка корабля в штатном районе в Казахстане оказалась невозможной, и было решено использовать вариант с приводнением в Индийском океане. 21 сентября 1968 года в 18 часов 54 минуты по московскому времени «Зонд-5» вошел в атмосферу Земли и в 19 часов 8 минут по московскому времени приводнился в акватории Индийского океана в точке с координатами 32 град. 38 мин ю.ш. и 65 град. 33 мин в.д. Таким образом, советский космический аппарат с живыми существами впервые в мире облетев Луну, успешно возвратился на Землю.
К космическому аппарату подошли суда АН и ВМФ СССР со средствами эвакуации спускаемого аппарата. Рано утром 22 сентября корабль был обнаружен Научно-исследовательским судном (НИС) АН СССР «Боровичи», и пришвартован к спущеной с корабля шлюпке. Только около 12 часов по московскому времени закончилась операция траления, и с третьей попытки СА был поднят на борт советского корабля экспедиционного океанографического судна (ЭОС) «Василий Головин».
3 октября 1098 года СА корабля был доставлен в Бомбей, откуда он был самолетом отправлен в Москву. Черепахи были извлечены из СА уже в Москве в цеху ЦКБЭМ и поступили в распоряжение ученых. Полёт был перенесен черепахами нормально, но по некоторым данным у одной из них из-за перегрузки, достигавшей 20 единиц, при приземлении вылез из орбиты глаз.
До начала полетов штатных кораблей 7К-Л1 на трассу по направлению к Луне, на орбиту были выведены два упрощенных (макетных) корабля 7К-Л1. Возвращение этих кораблей на Землю не планировалось, и информация о наличии на их борту «биологической нагрузки» отсутствует.
И лишь в сентябре 1967 года, когда начались запуски полноценных кораблей 7К-Л1, свое место в СА корабля могли занять черепахи, дрозофилы, личинки хрущаков (мучных червей), рассада, посевной материал, бактерии и другие «мелкие» пассажиры. Было выполнено девять попыток запусков корабля типа 7К-Л1 на лунную трассу. Так как советская программа подготовки пилотируемого облета Луны осуществлялась в обстановке строжайшей секретности, вышедшие на трассу корабли получили в открытой печати наименование «Зонд». О неудачных запусках вообще не сообщалось. Отсутствует ясность в вопросе о том, какая именно биологическая «начинка» была в СА каждого из запускаемых кораблей.
1. Первая попытка отправить полноценный корабль 7К-Л1 №4 на лунную трассу была предпринята 28 сентября 1967 года. Однако во время запуска первой ступени РН «Протон-К» из-за заводского брака не включился один из ЖРД. Вследствии этого на 95-й секунде полета сработала система аварийного спасения (САС), успешно возвратив СА на Землю. Это был первый в советской практике случай срабатывания САС на этапе выведения. Если в СА корабля находились живые организмы, они должны были вернуться на Землю невредимыми.
2. Старт корабля 7К-Л1 №5 состоялся 22 ноября 1967 года. Первая ступень отработала на этот раз нормально, но из четырех двигателей второй ступени на режим вышло только три. На 130-й секунде вновь сработала САС. Однако на этот раз из-за ложной команды высотомера на высоте 4.5 км включились РДТТ мягкой посадки. В каком состоянии оказался СА после посадки — неизвестно.
3. Во время третьего запуска корабля 7К-Л1 №6, состоявшегося 2 марта 1968 года, был достигнут относительный успех. Ракета-носитель отработала нормально, и корабль, получивший в печати официальное наименование «Зонд-4», был выведен на имитирующую облет Луны эллиптическую орбиту с высотой перигея около 330 тыс. км. При возвращении СА на Землю из-за неготовности системы ориентации спуск осуществлялся по баллистической траектории. В связи с возможной посадкой вне территории СССР на высоте 10 км СА был уничтожен системой аварийного подрыва объекта (АПО) над Гвинейским заливом.
4. Очередная попытка запустить корабль 7К-Л1 №7 была предпринята 23 апреля 1968 года. Первая ступень отработала без замечаний, но уже на этапе работы второй ступени из-за короткого замыкания в одном из блоков системы управления корабля прошла ложная команда «Авария системы автономного управления». Из-за этого на 195-й секунде полёта сработала САС, обеспечив нормальное возвращение СА на Землю.
5. Старт корабля 7К-Л1 №8 был намечен на 21 июля 1968 года. Но 14 июля, когда ракета-носитель с кораблем была уже установлена на стартовом комплексе, из-за нерасчетного режима наддува лопнул бак окислителя блока довыведения, и началась учетка керосина. Благодаря самоотверженным действиям специалистов и боевого расчета комплекса удалось предотвратить
7. 10 ноября 1968 года стартовал корабль 7К-Л1 №12, получивший после успешного выведения на траекторию полета к Луне, название «Зонд-6». 14 ноября корабль облетел Луну на расстоянии 2415 км от поверхности и два раза сфотографировал ее — с расстояния 9000 км и при максимальном сближении. При возвращении корабля произошла разгерметизация корпуса СА до 380 мм рт.ст. Отмечались и другие неисправности, однако это не помешало впервые совершить управляемый спуск в атмосфере Земли с использованием аэродинамического качества и совершить посадку на территории Советского Союза. Но уже на последнем этапе полёта из-за разгерметизации парашютного контейнера возник «коронный разряд», приведший к выдаче высотомером ложной команды на отстрел стренг парашютной системы на высоте 5300 метров.
СА корабля упал на территории космодрома Байконур в 16 км от стартовой площадки (подобных случаев не было ни до, ни после). Корпус СА при падении был смят и разорван, все биологические объекты на борту корабля погибли. Тем не менее из кассет фотоаппарата на борту СА удалось извлечь пленку и впервые получить высококачественные цветные снимки Земли и Луны из космоса.8. Во время очередного запуска корабля 7К-Л1 №13, состоявшегося 20 января 1969 года на 313-й секунде полета, незадолго до окончания работы второй ступени РН, произошло возгорание турбонасоса одного из ЖРД. Ступень была успешно отделена, однако на 500-й секунде полета прекратила работу ДУ третьей ступени. На 608-й секунде полета сработала САС, которая успешно возвратила СА на Землю.
9. Корабль 7К-Л1 №11, получивший название «Зонд-7», был запущен 8 августа 1969 года. 11 августа он выполнил облет Луны на расстоянии 1230 км от поверхности и несколько раз сфотографировал Землю и Луну. Полет прошел практически без замечаний, и 14 августа, выполнив успешный управляемый спуск в атмосфере Земли, СА приземлился южнее города Кустанай, не долетев до расчетной точки всего около 47 км. По некоторым сообщениям, в СА были размещены четыре черепахи, а не две, как до этого. Кроме того, в СА этого корабля впервые был размещен антропоморфный манекен ФМ-2 (по другим сообщениям — два манекена), предназначенных для радиологических исследований. Это был единственный полностью успешный полёт КК 7К-Л1 с посадкой на советской территории.
10. Последний запуск лунного корабля Л-1 №14 состоялся 20 октября 1970 года. Корабль, получивший обозначение «Зонд-8», 24 октября успешно облетел Луну на расстоянии около 1200 км. Однако при возвращении через Северный полюс из-за отказа солнечного датчика ориентации корабль перешел на баллистический спуск в Индийский океан и приводнился в 730 км к юго-востоку от острова Чагос. Поиск и спасение СА осуществлялся судами поисково-спасательной службы (ПСС) ВМФ. Корабль был обнаружен судном «Тамань», которое выловило его и доставило в Бомбей.
Таким образом, успешный полёт вокруг Луны с благополучным возвращением на Землю совершили три корабля: 7К-Л1 №9, 7К-Л1 №11 и 7К-Л1 №14. Еще один корабль — 7К-Л1 №12, благополучно облетел Луну, но из-за отказа парашютной системы был поврежден при посадке.
Корабль 7К-Л1 №8 так и не был запущен, а корабль 7К-Л1 №10 был переоборудован в упрощенный аналог лунного орбитального корабля (ЛОК), получивший название 7К-Л1С, который должен был быть использован в первом запуске ракеты Н-1
http://www.astronaut.ru/animals/text/2130.htm?reload_coolmenus
Сегодня считается загадкой, почему имея на декабрь 1968г отработаный корабль и подготовленные экипажи космонавтов СССР отказался от пилотируемого облёта Луны на две недели раньше американцев.Но на самом деле причина очевидна.
Само существование лунной пилотируемой программы в СССР было секретом.Осуществить пилотируемый облёт Луны означало признать её наличие и участие в лунной гонке с США, в то время как ракета Н-1 ещё не имела успешных испытаний, в отличии от Сатурна-5.Что автоматичеси ставило СССР в роль проигрывающего лунную гонку.Поэтому пилотируемый полёт Л-1 перенесли на март после намеченных на февраль испытаний Н-1 с КК Л-2.
и здесь давайте обратим внимание на самый таинственный космический корабль Советского Союза, который чаще проходит под наименованием Л1С и представлял из себя корабль Л1,к которому добавили дополнительныйный модуль с двигателями ориентации.В корабле так же применили новую систему управления,предназначенную управлять блоками Д и Г ракеты Н1
Для запуска этого корабля предназначались первые четыре запускаемые ракеты Н1.В случае успеха программы, во второй половине 1969ого советские космонавты должны были стать первыми людьми на орбите Луны.И вот, 19 февраля 1969г состоялся его первый испытательный запуск.
За 597 секунд полета ракета-носитель должна была вывести на орбиту ИСЗ высотой 304х287 км и наклонением 50°40' полезный груз, равный 70.56 т. В состав полезного груза входил беспилотный корабль 7К-Л1А массой 6900 кг, переходной отсек и штатные разгонные блоки "Г" и "Д".Далее планировалось, что с околоземной орбиты головной блок стартует к Луне и за трое с половиной суток, преодолев 380 тысяч километров, выйдет на окололунную орбиту. В течение двух суток лунный корабль должен был вращаться вокруг Луны, а затем вернуться к Земле. Коррекции траектории полета, выход на окололунную орбиту и старт с нее предполагалось выполнить за счет трех включений блока "Д".
Как известно, полёт закончился аварией в конце первой минуты полёта.
И вот дальше с советской лунной программой стали твориться довольно странные вещи.
1.Отменяются пилотируемые облёты Луны вообще.
2.Отменяются испытания на околоземной орбите первых трёх Лунных орбитальных кораблей и Лунных кабин.
3.Появляется проект автоматической доставки лунного грунта и в секрете на лето 1969г готовятся аж 5 аппаратов Е-8-5 к запуску.
4.Молодые космонавты, занятые в подготовке высадки на Луну, замещаются "стариками" Леоновым, Макаровым, Быковским и Рукавишниковым.В рамках подготовки ими отрабатываются действия по пилотированию лунного корабля (ЛК) при посадке на Луну и взлете с нее на вертолетных тренажерах Ми-4 и Ми-8, а также проводятся тренировки по переходу из лунного орбитального корабля (ЛОК) в ЛК и обратно в скафандре "Кречет".
4.Запуск очередной ракеты Н-1(№4) с Л2 отменён вообще и к следующему испытанию готовят совершенно новую ракету(№5) с весьма неожиданной полезной нагрузкой.
Во-первых , Л2 заменяют на корабль предыдущего этапа Л1 , тот самый №10.
Во вторых в качестве "довеска" ему добавляют лунную кабину (ЛК)
Странность такого решения в том, что корабль Л1 не был приспособлен для работы с Н-1.То есть выход его на опорную орбиту вместе со ступенью блок Г не имел смысла, у него не было двигателей ориентации для управления связкой во время разгона к Луне.Следовательно запуск к Луне должен был осуществляться без выхода на опорную орбиту.А это сужало окно запуска практически до секунд.
Потом, какой смысл было устанавливать на корабле лунную кабину, если её спуск на Луну в этом полёте был невозможен. Вполне хватило бы и габаритно-весового макета.
Втретьих запускать облётный корабль Л1 с помощью Н-1 вообще не имело никакого смысла.Для запуска Л1 вполне хватало Протона. И в то же время сам запуск Л1 не позволял отработать ничего нового и никак ни приближал высадку человека на Луне.
5. И ещё один момент.На испытательный запуск Н-1 3июля из Звёздного городка зачем-то прибывает целый отряд космонавтов…
Как же это всё понимать?
А что если..?
Да, что если взять и допустить крамольную мысль, что 3 июля 1969г было принято решение осуществить фальсификацию высадки космонавта на Луну?
Тогда всё начинает выглядеть в новом свете.
Высадка американцев на Луну предполагалась 20 июля 1969г.
Успешным запуском Н1 3 июля СССР автоматически рассекречивал советскую лунную пилотируемую программу и одновременно расписывался в поражении в лунной гонке.
Избежать этого можно было только одним отчаянным, бесчестным, но всё же способом — съимитировать высадку такого авторитетного космонавта, как Леонова, на Луну.
Естественный на тот момент отработанный корабль, это Л1, а единственно отработанная траектория полёта к луне это облётная. Именно это и определило выбор полезной нагрузки и программу настоящего полёта для ракеты в этом запуске..
Лунная кабина(ЛК) запускается для того, чтобы в полёте продемонстрировать её по телевидению, как модуль на котором Леонов будет якобы высаживаться на Луну.
Естественно после полёта космонавтам придётся предъявить доказательства пребывания на Луне, например лунный грунт .И тут мы вспоминаем аппараты Е-8-5 массовый запуск которых пришёлся именно на лето 1969го.
.В запуске 3 июля так же было впервые на Н-1 применена САС., которой например не было в предыдущем беспилотном запуске. И в самом деле, зачем в беспилотном запуске спасать капсулу корабля?
Или например в мемуарах этот эпизод постоянно подчёркивать?.
Итак 3 июля 1969г запуск Н-1 оказался неудачным.Через две недели СССР был вынужден признать первенство в лунной гонке за Соединёнными Штатами и в сентябре свернуть подготовку космонавтов к высадке на Луну, отменить подготовленный на сентябрь запуск Н-1., а в ноябре вообще распустить отряд лунных космонавтов..
И в то же время, сама программа полёта человека на Луну в конце 1969го внезапно обретает втолрое дыхание.На неё выделяется самый большой за всё время годовой бюджет 600 млн рублей..
Ставка делается на новую ракету Н-1М и новую программу Л-3М, а оставшиеся экземпляры Н-1 переориентируются. Н-1(№4) теперь должна отправить на Луну резервную лунную кабину, №6 провести суборбитальный запуск ГВМ, Начинаются испытания ЛК и блока Д на земной орбите
Про цели запуска 3 июля приказано забыть…