Уважаемые коллеги , на сайте часто затрагивается тема ПРО . Я нашёл информацию и решил её выложить для , так сказать , более близкого знакомства .
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Система ПРО А-135, комплекс 5Ж60П "Амур-П", ракета 5Я26 / ПРС-1 — ABM-X-3A / SH-08
Система ПРО А-135 / РТЦ-181, комплекс 5Ж60 "Амур", ракета ПРС-1 / 53Т6 — ABM-3A GAZELLE / SH-08М
Ракета ПРС-1М / 53Т6М
Атмосферная высокоскоростная противоракета второго эшелона системы ПРО А-135. Разработка ракеты велась ОКБ "Новатор" под руководством Льва Люльева (позже — главный конструктор Павел Камнев) начиная с 1967 г. для системы объектовой ПРО С-225. После заключения Договора по ПРО в 1972 г. аванпроект системы ПРО А-135 перепроектирован НТЦ ЦНПО "Вымпел" (главный конструктор — А.Г.Басистов). В состав системы ПРО вместо комплекса ПРО С-225 введен ближний эшелон с ракетами 5Я26 системы С-225. Соответственно, ракета 5Я26 введена в состав стрельбового комплекса "Амур" системы А-135. В конце 1973 г. проект системы ПРО А-135 с ракетами ПРС-1 / 53Т6 (новый индекс 5Я26) утвержден заказчиком — МО СССР.
До 1978 г. ракета 5Я26 была создана и с 1973 г. проходила испытания в составе опытного комплекса ПРО С-225. Первый бросковый пуск ракеты в рамках испытаний для комплекса "Азов" системы С-225 проведен на площадке №35 ("Этилен", в/ч 03145) 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган 27 ноября 1973 г. Заводские испытания ракеты на средствам комплекса "Азов" системы С-225 начаты в 1978 г. В июле 1979 г. на 35-й площадке средствами комплекса "Амур-П" системы А-135 произведен первый бросковый пуск противоракеты ближнего перехвата ПРС-1 / 53Т6 (SH-08). 18 июня 1982 г. две противоракеты системы 53Ж60П "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган совершили перехват баллистических ракет РСД-10 / SS-20(запущена с полигона Капустин Яр) и БРПЛ Р-29 (запущена с ПЛАРБ Северного Флота). Опытные работы и испытания продолжались в 1983-1987 г.г. Государственные испытания противоракеты 53Т6 завершены в марте 1984 г.
Позиция противоракет 53Т6 / ABM-3A GAZELLE системы ПРО А-135 около пос.Лыткарино, 16 ПУ (http://www.panoramio.com).
Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в пуске 26.10.2010 г., 35-я площадка полигона Сары-Шаган (фото — Михаил Ходаренок,http://vpk-news.ru).
Памятник ракете 5Я26 / ПРС-1 в ТПК комплекса "Азов" в Приозерске, полигон Сары-Шаган (http://tetraedr.com)
Заводские полигонные испытания комплекса А-135 с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено в т.ч. 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч.4 в замкнутом контуре управления). В 1984 г. противоракета ПРС-1 / 53Т6 введена в состав системы ПРО А-135.С середины 1980-х годов (по западным данным) ракеты 53Т6 начали заменять ABM-1 системы ПРО Москвы. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (в т.ч. проведено 5 пусков 53Т6). После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца — январь-июль 1988 г. (в т.ч. выполнено 3 пуска 53Т6).
Государственные испытания серийных ракет 53Т6 с комплекса "Амур-П" в рамках испытаний московской системы А-135 начаты в 1989 г. (4 пуска 53Т6). При испытаниях системы ПРО было уделено значительное внимание оценке эксплуатационных, конструктивных и надежностных характеристик, оценке помехозащищенности (использовался специальный помеховый комплекс). Проведены транспортные и ресурсные испытания ракет, транспортных и установочных машин, исследовано воздействе газовой струи стартующих ракет на элементы стартовой позиции и их взаимное влияние при пусках с интервалом 1 секунда. Проведены испытания хранением двух ракет 53Т6 в горизонтальном положении сроком 10 лет.
Серийное производство на заводе №8 (Завод им.Калинина, г.Екатеринбург, входит в НПО "Алмаз-Антей") и постановка ракет на стартовые позиции системы ПРО А-135 начаты в 1990 г. Комплектация системы А-135 ракетами завершена в 1992 г. и 17 февраля 1995 г. система ПРО А-135 принята на вооружение ВС России.
В начале 1990-х годов на комплексе «Амур-П» проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения 53Т6, увеличения маневренности, а также оснащения новой (неядерной ?) боевой частью по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков 53Т6).Система управления и наведение — РЛС с ФАР "Дон-2Н" типа PILL BOX (г.Софрино Московской обл., обзор 360 град. по азимуту). Полигонный образец РЛС — "Дон-2НП" (полигон Сары-шаган). Более подробно — см.А-135.
Автопилот ракеты 53Т6 — 5А13
Автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция противоракет 53Т6 — 23Д6
ПРС-1 (из описания системы ПРО С-225) — система управления радиокомандная, ответчик (ответственные конструкторы В.И.Толстиков и В.И.Долгих) и автопилот (ответственный конструктор П.М.Кириллов) на борту ракеты разработки ЦКБ "Алмаз". На этапе бросковых испытаний на ракету устанавливалось программное устройство (программник) разработки ОКБ "Новатор" в совокупности с наклонной ПУ программник заменял собой автопилот. С момента выдачи команды "Включение подготовки противоракеты (ПР)" в ЦВК С-225 производятся операции: "обнуление по дальности", выдача текущих команд склонения ПР, определение времени выдачи команды "Пуск", счет обратного времени до выдачи команды "Пуск". Запоминание последнего значения команд склонения производится по сигналу "Пуск принят" — данные значения команд склонения исполняются автопилотом ПР во время работы двигателя, когда радиосвязь с ПР отсутствует. По той же команде ЦВК С-225 запоминает последнее значение "обнуленной дальности". При поступлении сигнала "Отрыв" запускается счетчик полетного времени ПР. После отсечки двигателя устанавливается радиосвязь с ответчиком ПР: по сигналу ответчика определяются координаты ПР, передача команд наведения и других команд происходит по каналу станции передачи команд (СПК). Корректировка траектории полета ракеты осуществляется газодинамическими рулевыми двигателями, вектор тяги которых направлен перпендикулярно продольной оси ПР.
Антенны приемника команд и ответчика расположены попарно по 2 шт на корпусе ракеты, экранирование антенн от плазмы, возникающей при полете ракеты в атмосфере, происходит выпрыском фреона или аналогичной по свойствам жидкости.
Управление ракеты на начальной стадии полета — газодинамическое с помощью впрыска в сопло основного двигателя продуктов сгорания из камеры РДТТ. На конечной стадии полета — газодинамическое с ипользованием импульсных микродвигателей направленных перпендикулярно продольной оси ракеты (вероятно расположены в районе центра масс отделяемой части ракеты).
Базирование — шахтная ПУ с ТПК (транспортно-пусковой контейнер) разработки ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.Бармина (разработка начата в декабре 1971 г.). Защитное устройство раздвижного типа. Строительство ШПУ начато под Москвой в 1980 г. В 1982 г. велся монтаж оборудования, готовность — 1985 г. ШПУ подобна ШПУ 8ПО84 (?).
Скорость отстрела крышки ШПУ — 0.4 с
Защитное устройство ШПУ ракеты 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE, испытательный пуск 26.10.2010 г., 35-я площадка полигона Сары-Шаган (фото — Михаил Ходаренок, http://vpk-news.ru).
Подготовка к испытательному пуску ракеты 53Т6 GAZELLE, 35-я площадка полигона Сары-Шаган, 11.10.2007 г. (http://kursakov.narod.ru). По западным данным, к 1990 г. велись НИОКР мобильной модификации с ПУ на базе 6-осного шасси МАЗ-547 аналогичного ПУ БРСД "Пионер" SS-20 (либо речь о ТЗМ ?).
При транспортировке и хранении ТПК с обоих торцов закрывается крышками и имеет сестему термообогрева подключаемую к транспортеру и после установки в шахте. При установке ракеты в шахтную ПУ транспортировочные заглушки на торцах ТПК заменяются на гибкие разрывные мембраны.Транспортно-заряжающая машина 5Т92 на шасси МАЗ-543М производит установку ТПК в пусковую шахту.
Транспортная машина 5Т93 на шасси МАЗ-543М для транспортировки ТПК с ракетами и установки ТПК на заряжающую машину. Машина оборудована системой подогрева ракеты для зимнего времени года. Существует как минимум два варианта машины 5Т93.
Ракета 53Т6
Конструкция — тип корпуса — несущий конус; корпус выполнен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов с прочноскрепленными коническими зарядами твердого топлива специфической формы. Согласно информации с Balancer, корпус ракеты выполнен из титана и имеет керамический наконечник. Отделяемая ступень со стартово-разгонным РДТТ, отделяемая управляемая БЧ с газодинамическими рулевыми двигателями, направленными перпендикулярно к оси ракеты. Старт ракеты газодинамический на собственном двигателе. Есть информация об использовании ПАД при старте — не подтверждена либо в разных модификациях ракет используются разные типы старта. Двигатели — стартово-маршевый РДТТ 5С73 на смесевом высокоэнергетическом топливе с высоким удельным импульсом, горение топлива происходит со скоростью близкой к скорости звука ("управляемый взрыв"). Управление направлением движения газодинамическое с помощью впрыска в сопло основного двигателя продуктов сгорания из камеры сгорания. На отделаемой управляемой ГЧ — с ипользованием импульсных микродвигателей направленных перпендикулярно продольной оси ракеты (вероятно расположены в районе центра масс ракеты). Двигатель ракеты 53Т6 разработан ОКБ-16 — Казанским КБ двигателестроения (позже КБ "Союз") главного конструктора П.Ф.Зубца, ведущий конструктор — И.Х.Фахрутдинов. Техническое задание на создание двигателей для ракет 53Т6 / ПРС-1 и ракеты ЗРК 9М82 поступило в 1969-1970 г.г. Вероятно, двигатель разделен на стартовую часть с одним составом топлива и маршевую часть с топливом другого типа.
Тип заряда твердого топлива — канально-щелевой (предположительно).
Длина двигателя без сопла — не менее 7 м (данные оценочные)
Тяга двигателя — 650-750-1000 т (данные оценочные)
Время работы РДТТ — 4 с
ТТХ ракеты:
Длина — ок.12 м
Диаметр — ок. 1.7-1.8 м
Масса — 10000 кг
Масса ГЧ — 500-700 кг (оценочно)
Масса БЧ — 150 кг (оценочно)
Дальность действия — 80-100 км
Высота поражения — 5000-30000 м
Скорость:
— 10-14 М (по одним данным)
— 5200-5500 м/с (по др.данным)
— 4000 м/с (по др.данным)
Скороподъемность — 30000 м высота за 5-6 с
Время разгона до максимальной скорости — 3-4 с (по разным данным)
Время выхода из шахты с момента запуска — 0.2-0.4 с
Максимальные перегрузки:
— 210G продольная
— 90 G поперечная
Гарантийный срок хранения — не менее 10 лет, возможно, с продлением до 15-20 лет по итогам дополнительных испытаний и доработок.
Типы БЧ:
— ядерная БЧ с боевым блоком АА-84 мощностью 10 кт. БЧ с системой подрыва разработана в КБ-11 под руководством С.Г.Кочарянца, ядерный боевой блок с начинкой из плутония-239 — ВНИИЭФ (г.Арзамас -16) под общим руководством Ю.Б.Харитона.
— осколочная БЧ направленного типа, возможно, аналогична ЗУР 9М83 и возможно разрабатывалась по теме ОКР "Самолет-М", 1990 г. или позже. Так же возможно, что такая БЧ применяется на модификации ПРС-1М.
Моификации:
ПРС-1 / 53Т6 — атмосферная противоракета среднего радиуса действия; главный конструктор — Лев Люльев.
ПРС-1М / 53Т6М — атмосферная противоракета среднего радиуса действия, модернизированный более поздний вариант ПРС-1; главный конструктор — Павел Камнев; по неподтвержденным сомнительным данным "М" = "мобильная".
54Т6 — опытная модификация; автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 24Д6;
59Т6 — опытная модификация, применение с мобильной ПУ 23Е6, полигонная ПУ — 17Ж6;
66Т6 — опытная модификация, применение с мобильной ПУ 33Е6;
39В6 — опытная модификация, применение с мобильной ПУ 34Е6;
Комплекс ПРО ABM-3 GAZELLE (рисунок, Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988)
Шахтные пусковые установки ракет 51Т6 и 53Т6 (использован рисунок НПО "Вымпел", репродукция с китайского военного журнала,http://paralay.iboards.ru, фотографии и рисунки, версия 27.04.2010 г.).
Предположительный разрез и устройство противоракеты ПРС-1 / 53Т6 / ABM-3 GAZELLE. Рисунок создан на базе проекций ракеты Sprint с использованием материалов статьи по 53Т6 на нашем сайте. СУД — система управления двигателем с импульсными РДТТ поперечной тяги, конус — керамический носовой конус (с) 08.08.2010 г.
Статус — СССР / Россия
— 1987 г. — на вооружении состоит 32 ПУ (по западным данным);
— 1988 г. — суммарное производство 500 шт и планировалось производство еще 3 000 шт. (по западным данным);
— 1990-1992 г.г. — размещено 68 ПУ (по отечественным данным), стартовые позиции размещены рядом с населенными пунктами Лыткарино (16 ПУ), Сходня (16 ПУ), Королев (12 ПУ), Внуково (12 ПУ) и Софрино (12 ПУ) вокруг Москвы; поставки ракет на позиции системы ПРО А-135 завершены в 1992 г.
Позиции противоракет 53Т6 около пос.Лыткарино, 16 ПУ, 01.10.2009 г. (http://maps.google.com)
Позиции противоракет 53Т6 около пос.Сходня, 16 ПУ, защитное устройство одной из шахт открыто, 13.07.2009 г. (http://maps.google.com) более подробно здесь militaryrussia.ru/blog/topic-350.html
Система А-135 ракета 51Т6 — ABM-4 GORGON Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 — ABM-4 GORGON / SH-11
Система ПРО А-135 / РТЦ-181 / "Амур" / 5Ж60, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 — ABM-4 GORGON Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района / Москвы — развитие комплекса ПРО А-35. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 — системы А-35М велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько до его отстранения в 1975 г. Параллельно с Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения начаты группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова по указанию министра В.Д.Калмыкова в конце 1968 г. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ. В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР — 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" — А.Г.Басистов. Проработка системы в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".
Постановление СМ СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Проект системы А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершен аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения — НИИРП — Минрадиопрома СССР), аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор — А.Г.Басистов). Разработка противоракеты А-925 / 51Т6 поручена МКБ "Факел", главный конструктор — П.Д.Грушин.
Памятник — габаритно-электронный макет ракеты 51Т6 — перед КПП дивизии ПРО в Софрино, Подмосковье, 03 марта 2010 г. (фото АлександЕр, http://fotki.yandex.ru).
Памятник ракете 51Т6 и транспортная машина комплекса ПРО перед КПП дивизии ПРО в Софрино, Подмосковье, 6 мая 2007 г. (http://maps.google.com).
Памятник ракете А-925 в г.Приозерске (без стартовой ступени), полигон Сары-Шаган (http://kursakov.narod.ru).
Установка ракеты 51Т6 в ТПК 81Р6, Подмосковье (http://www.ljplus.ru)
Создание системы ПРО А-135. После заключения Договора по ПРО (в июне 1972 г.) начато перепроектирование системы ПРО и стрельбового комплекса "Амур" под размещение всех средств на площади диаметром 100 км, комплексы С-225 были исключены из состава системы, а ракеты, создававшиеся для этих комплексов — будущие 53Т6, конструкторский индекс ПРС-1, были включены в ближний эшелон системы А-135. Разработкой откорректированного проекта руководил А.Г.Басистов Эскизный проект системы А-135 в 1973 г. предложен МО СССР и с некоторыми замечаниями одобрен в конце 1973 г. В том же 1973 г. главным конструктором системы ПРО А-135 назначен А.Г.Басистов )с октября 202 г. — Ю.Ф.Воскобоев).
В качестве РЛС с ФАР системы рассматривались следующие варианты:
— РЛС «Дон-2Н» (РТИ, гл.конструктор В.К. Слока),
— РЛС «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г. Бурлаков),
— РЛС «Истра-2» (НИИРП, гл.конструктор Г.В. Кисунько).
В 1974 г. после подписания Протокола к Договору по ПРО под руководством А.Г.Басистова разработан третий вариант проекта системы ПРО А-135. В 1975 г. состоялось обсуждение проекта системы в МО СССР, проект отправлен на доработку с некоторыми замечаниями. В 1975 г. А.Г.Басистов назначен генеральным конструктором СКБ-2 ЦНПО "Вымпел" — проектировщика систем ПРО г. Москвы (до самой кончины 16.09.1998 г.), первым заместителем А.Г.Басистова по системе А-135 назначен М.Г.Минасян. Эскизный проект системы ПРО А-135 с устранением замечаний заказчика разработан в 1976 г. В состав системы по эскизному проекту были включены (по сути — в состав стрельбового комплекса "Амур"):
— командно-вычислительный пункт;
— система передачи данных и связи;
— стрельбовой комплекс в составе многофункциональной РЛС "Дон-2Н" и стартовых позиций 51Ж6 противоракет двух эшелонов; технические позиции подготовки ракет.
Разработка технического проекта и создание системы ПРО А-135 — 1976-1989 г.г. Система создавалась в качестве двухэшелонной системы с дальними противоракетами 51Т6, представлявшими из себя развитие противоракет системы ПРО А-35 и средними противоракетами 53Т6 разработки МКБ "Новатор", главный конструктор Лев Люльев, создававшимися в рамках проекта универсального комплекса С-225 КБ-1. Объекты системы ПРО проектировались разнесенными друг от друга на расстояние до 100 км. В системе А-135 предполагалось использование противоракет с ядерными БЧ. Строительство полигонного образца "Амур-П" начато в 1976 г. Постановление СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135 в Подмосковье вышло 7 июня 1978 г. Строительство объектов системы ПРО А-135 начато в 1980 г. и завершено в 1983 г.
В 1984-1987 г.г. производилась доработка систем для сопровождения маневрирующих баллистических целей (в связи с размещением БРСД "Першинг-2" в Европе). По состоянию на лето 1986 г. на объектах системы ПРО А-135 велся монтаж оборудования, на РЛС "Дон-2Н" шёл монтаж автономного источника энергоснабжения, велось строительство шахтных ПУ ракет 53Т6 по графику и с отставанием от графика ракет 51Т6.
Ракета ПРО А-925 / 51Т6. Разработка заатмосферной ракеты А-925 начата в МКБ "Факел" под общим руководством П.Д.Грушина, ведущий конструктор — В.А.Ермоленко (с 25.09.1991 г. — генеральный конструктор В.Г.Светлов) в декабре 1971 г. одновременно с завершением аванпроектов системы ПРО А-135 и стрельбового комплекса "Амур". Эскизный проект ракеты защищен в конце 1973 — начале 1974 годов. Переработанный проект принят в 1976 г. Окончательный проект принят в 1978 г., серийное производство велось на ММЗ "Авангард". Первый бросковый пуск ракеты А-925 произведен на полигоне Сары-Шаган в марте 1979 г. В декабре 1979 г. — первый пуск в составе комплекса "Амур-П". Серийное производство ракет начато на московском машиностроительном заводе "Авангард" в 1980 г. Поставка ракет в состав московской системы ПРО А-135 начата в 1990 г. и завершилась в 1992 г.
Ракета ПРО ПРС-1 / 53Т6. Разработка атмосферной ракеты ПРО средней дальности 53Т6 велась МКБ "Новатор", главный конструктор Лев Люльев, на базе и с использованием результатов работы по ракете 5Я26 системы ПРО С-225. Ракета системы ПРО А-135 описана в отдельной статье — 53Т6.
Полигонный комплекс А-135 "Амур-П". Решение о создании полигонного образца системы ПРО А-135 — "Амур-П" 5Ж60П для испытаний компонентов и системы вцелом принято в 1974 г. Строительство и развертывание полигонного комплекса системы ПРО — 1976-1979 г.г. В состав комплекса входят РЛС ДРЛО "Дон-2НП" (полигонный образец), командно-вычислительный пункт 5К80П с ЭВМ "Эльбрус", стрельбовой комплекс и система передачи данных 5Я67. К 1978 г. на полигоне Сары-Шаган завершено создание стрельбового комплекса А-135 "Амур-П" 5Ж60П. Испытания ракет А-925 / 51Т6 и других средств системы велись на 6-й площадке 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган с 1979 по 1982 г.г. Заводские полигонные испытания комплекса с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено 8 пусков ракет 51Т6 в т.ч. 4 в составе комплекса; 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч.4 в замкнутом контуре управления; 9 проводок попутных баллистический целей, 27 проводок ИСЗ, производились облеты самолетами, циклы моделирования и функционального контроля комплекса). В 1986 г. проведены испытания комплекса с ЭВМ "Эльбрус-1" и спецвычислителем (аппаратура первого этапа).
Установка аппаратуры второго этапа с ЭВМ "Эльбрус-2" на полигонном комплексе производилась с марта 1984 г. по октябрь 1987 г. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (проведено 2 пуска ракет 51Т6, 5 пусков 53Т6, 2 проводки заказных баллистических целей и 36 попутных мишеней). По результатам испытаний сделан вывод о соответствии ТТХ комплекса заданным, в том числе для маневрирующей БРСД типа «Першинг-2». После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца — январь-июль 1988 г. (выполнено 2 пуска 51Т6, 3 пуска 53Т6, 5 проводок заказных мишеней и 16 попутных мишеней).
Ввод системы А-135 в строй. Государственные испытания системы А-135 около Москвы начаты в 1989 г. При этом на полигонном комплексе "Амур-П" в рамках гос.испытаний проводились пуски противоракет — 3 пуска 51Т6 и 4 пуска серийных 53Т6, сделано 14 праводок баллистических целей. При испытаниях системы ПРО было уделено значительное внимание оценке эксплуатационных, конструктивных и надежностных характеристик, оценке помехозащищенности (использовался специальный помеховый комплекс). Проведены транспортные и ресурсные испытания ракет, транспортных и установочных машин, исследовано воздействе газовой струи стартующих ракет на элементы стартовой позиции и их взаимное влияние при пусках с интервалом 1 секунда. Проведены испытания хранением двух ракет 53Т6 в горизонтальном положении и двух двигательных установок ракет 51Т6 в горизонтальном и вертикальном положениях сроком 10 и 11 лет соответственно.
Государственные испытания системы А-135 на полигонном комплексе «Амур-П» успешно завершены в декабре 1989 г. и в декабре 1990 г. система принята в опытную совместную эксплуатацию. В это же время на комплексе «Амур-П» проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения 53Т6, увеличения маневренности, а также оснащения новой (неядерной ?) боевой частью по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков 53Т6).
Поставка ракет А-925 / 51Т6 и ПРС-1 / 53Т6 на дежурство в составе системы ПРО А-135 начата в 1990 г. 11 февраля 1991 г. войсковые части ПВО заступили на опытное боевое дежурство на комплексе А-135. Комплектация система А-135 ракетами завершена в 1992 г. и 17 февраля 1995 г. вышел Указ Президента России Б.Н.Ельцина о восстановлении работоспособности системы ПРО А-135, обеспечении постоянной эксплуатации системы и начале работ по её модернизации. Система ПРО Москвы А-135 принята на вооружение ВС России в составе двух позиций по два стрельбовых комплекса на каждой. Система поставлена на боевое дежурство 1 декабря 1995 г. и в 1996 г. система ПРО А-135 официально принята на вооружение войск ПВО России. Главный конструктор системы ПРО А-135 с октября 2002 г. Ю.Ф.Воскобоев. По состоянию на 2004 г. система ПРО А-135 входит в состав 9-й дивизии ПРО космических войск ВС России. В 2006 г. ракеты 51Т6 сняты с вооружения.
На комплексе 5Ж60П "Амур-П" за всё время его эксплуатации проведено 19 пусков ракет 51Т6, 37 пусков ракет53Т6, 28 проводок заказных баллистических целей и 1900 циклов моделирования. Комплекс по одним данным снят с вооружения в 1990 г., но фактически (согласно отчетам НИИРП) принимает участие в натурных работах по созданию новых поколений средств ПРО (по состоянию на 2009 г.).
В соответствии с постановлением СМ СССР от 15.07.1985 г. №661-202 ОАО НИИРП, как правопреемник ГП НИИРП, является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО. В соответствии с постановлением СМ СССР от 27.01.1986 г. №139-49 и распоряжением СМ России от 04.11.1993 г. №1988-р НИИРП является ведущим предприятием России по разработке перспективных плазменных и СВЧ технологий. Согласно Указу Президента России от 17.02.1995 г. №163 НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы — системы РТЦ-181 — и созданию системы РКЦ-181М.
Система управления и наведение — в ходе НИОКР по РЛС для системы А-135 рассматривались в качестве вариантов:
— РЛС с ФАР с широкополосным зондирующим сигналом: РЛС «Дон-2Н» (РТИ, гл.конструктор В.К. Слока, проект 5Н12Н)
— РЛС «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г. Бурлаков)
— РЛС «Истра-2» (НИИРП, гл.конструктор Г.В. Кисунько).
Комплекс 5Ж60 (5Ж60П — полигонный прототип) — наведение противоракет и управление комплексом осуществляется командно-вычислительный пунктом 5К80 с РЛС с 4 неподвижными ФАР с широкополосным зондирующим сигналом 5Н20 "Дон-2Н" / PILL BOX (г.Софрино-1, объект 2311). Прототип — РЛС 5Н20П "Дон-2НП" / HORSE LEG ("П" — полигонный вариант комплектации, прототип) — установлен на полигоне в Сары-Шагане. Разработка РЛС "Дон-2Н" велась Радио-Техническим Институтом Минрадиопрома СССР с 1972 г., главный конструктор В.К.Слока, главный конструктор антенных систем Г.Г.Бубнов. На первом этапе создавалась РЛС с аналоговой обработкой сигналов и с вычислительным комплексом "Эльбрус-1", на втором этапе — РЛС с цифровой обработкой сигналов и ВК "Эльбрус-2". строительство РЛС "Дон-2Н" начато в 1979 г., строительство завершено в 1981 г., монтаж и настройка оборудования завершены в 1986 г. По состоянию на 2009 г. РЛС 5Н20П является рабочей и участвует в натурных работах полигонного стрельбового комплекса "Амур-П" 5Ж60П (отчет НИИРП, 2008 г.).
Диапазон — сантиметровый
Габариты сооружения — 130 х 130 х 45 м
Диаметр антенны — 16 м
Излучаемая мощность – 250 МВт
Дальность обнаружения баллистических целей — 1200-1500 км (по др.данным до 3700 км)
Дальность обнарудения космических целей — 600-1000 км
Углы обзора РЛС по азимуту — 360 град.
Точность измерения координат:
— по дальности – 200 (100) м
— по углу места – 0,02-0,04 (0,06) град.
Количество одновременно сопровождаемых баллистических целей — до 100 шт (до 30 по др.данным)
Количество одновременно наводимых противоракет — несколько десятков (не более 100 шт) — по некоторым неподтвержденным данным — 36 шт (16 51Т6 и 20 53Т6).
Время оповещения – до 9 минут (?)
Полигонная РЛС "Дон-2НП" / HORSE LEG (http://www.ausairpower.net)
Полигонная РЛС "Дон-2НП", полигон Сары-Шаган, 26.10.2010 г. (фото — Михаил Ходаренок, http://vpk-news.ru).
Строительство РЛС "Дон-2Н", ориентировочно 1980-1981 г.г. (Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США)
РЛС "Дон-2Н", начало 2000-х годов (http://army.lv)
РЛС "Дон-2Н" / PILL BOX системы ПРО А-135 в Пушкино под Москвой, ориентировочно 2005-2008 г.г. (http://kursakov.narod.ru). мандно-вычислительный пункт системы ПРО 5К80 с вычислительной системой "Эльбрус" (г.Пушкино Московской области) разработан СКБ-2, разработчики — А.Г.Басистов и В.С.Бурцев. Прототип — 5К80П ("П" — полигонный вариант комплектации, прототип с вычислителем 65И6) — установлен на полигоне в Сары-Шагане. Элементы комплекса были разнесены на расстояние до 100 км (РЛС, КП, ПУ ракет, технические позиции подготовки ракет) и связаны между собой системой передачи данных 5Я67. Боевое управление комплексом перехвата происходит полностью в автоматическом режиме. В 2004 г. МО России (в/ч №53145) заключило договор с НИИРП на проведение ремонтных работ на КВП 5К80, которые начаты НИИРП совместно с "Роспромом" в 2005 г.
Вычислительный комплекс "Эльбрус" (разработки Института точной механики и вычислительной техники РАН СССР, главный конструктор В.С.Бурцев) — многопроцессорная вычислительная система с распараллеливанием вычислений, быстродействие более 100 млн. операций в секунду. Модульная архитектура, позволяющая вести замену модулей без остановки системы. Аппаратная поддержка основных конструкций языков программирования высокого уровня. В системе используются прецизионные высокочастотные печатные платы и систем отвода рассеиваемой мощности. Для подготовки к испытаниям системы "Эльбрус-1" в 1975 г. создана экспериментальная группа, которая в течение трех лет готовила систему к испытаниям. Испытания комплекса "Эльбрус-1" велись с 1978 по 1980 годы на НПО "Алмаз" (п/я А-3162). В 1985 г. успешно завершены государственные испытания модернизированной системы "Эльбрус-2" (главный конструктор В.С.Бурцев).
Оборудование вычислительного центра КВЦ 5К80 системы ПРО А-135 с ЭВМ "Эльбрус-2", 1990-е годы (http://elforo.de)
Пульт управления ЭВМ "Эльбрус-2" (http://www.ipmce.ru)
Особенностью ракет А-925 является большая автономность в процессе наведения и большее количество аппаратуры наведения на борту ракеты. Противоракета оснащена командно-инерциальной системой управления с БЦВМ (впервые примененной на ракетах такого класса). Бортовая аппаратура и БЦВМ противоракеты выполнены в радиационностойком исполнении. Обеспечена функционирование системы А-135 при перерывах связи "земля-борт". На ракете А-925 впервые в отечественной и зарубежной практике создана энергосистема с применением серебряно-цинковых батарей (разработка ВНИИТ под руководством Н.С. Лидоренко) с системой электрогидравлических приводов объемного регулирования с модульным исполнением (производство ХАКБ под руководством главного конструктора В.К. Мокроуза). Для электрогидравлической системы не требовалась дозаправка рабочей жидкостью в период эксплуатации. Отказов в процессе отработки и эксплуатации не обнаружено (разработка системы — А.И. Сергеев). Управление направлением полета на атмосферном участке осуществлялось с помощью аэродинамических рулей. На заатмосферном участке полета управление курсом осуществлялось четырьмя поворотными двигателями блока управления. Система управления ракетой предполагала возможность перенацеливания ракеты в процессе полета.
В ходе отработки полигонного образца системы ПРО "Амур-П" отработаны следующие методики проверки и испытаний без реального пуска ракет:
— «Ангар» – проверка работы РЛС системы с контрольным бортом бортовой радиоаппаратуры противоракеты, расположенной на земле;
— «Лежачий пуск» – проверка функционирования комплекса по захвату противоракеты, проходящей подготовку на технической позиции, с установлением радиосвязи через выносную антенну; при моделировании на ракете задействовались все системы управления без включения двигателей.
— «Холодный пуск» – проверка всех средств комплекса в режиме подготовки и проведения пуска с отработкой всех операций, в том числе необратимых, на противоракете, установленной в ШПУ стартовой позиции, с подрывом пиропатронов в вынесенных бронекассетах;
— «Электронный пуск» – проверка функционирования средств комплекса при работах по натурным попутным или имитируемым баллистическим целям с использованием программных имитаторов противоракет ближнего и дальнего перехвата.
РЛС с ФАР «Неман» (НИИДАР, гл.конструктор Ю.Г. Бурлаков) рассматривалась в качестве возможной РЛС системы ПРО А-135. РЛС с ФАР с широкополосным зондирующим сигналом. По решению комиссии президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам №241 от 21.09.1970 г. на полигоне Сары-Шаган создан полигонный образцец РЛС «Неман-П». РЛС проектировалась как РЛС ДРЛО. Строительные работы начаты в январе 1971 г. и продолжались до 1977 г. Строительство велось медленно, сроки неоднократно корректировались. Монтаж и настройка технологической аппаратуры проводились по мере готовности помещений. В ходе создания полигонной РЛС были изменены требования к ней, разработано новое техническое задание на станцию, которое определило и ее новое назначение — обеспечение исследований по селекции головных частей баллистических ракет и испытаний комплексов средств преодоления ПРО. Для этих целей РЛС имеет принципиально новые возможности благодаря использованию высокоинформативных зондирующих сигналов. В 1976 г. силами промышленности и в/ч 03080 впервые в отечественной практике произведена склейка диэлектрической линзы приемной антенны РЛС подобного типа и назначения. В 1977–1978 г.г. в ходе первого этапа конструкторских испытаний РЛС «Неман-П» проверено ее функционирование по реальным целям — результаты подтвердили правильность технических решений аппаратуры РЛС. Второй этап конструкторских испытаний завершен в мае 1980 г. С 1980 по настоящее время с использованием РЛС "Неман-П" ведутся исследования средств преодоления ПРО.
Базирование — ПУ шахтного типа в составе стрельбового комплекса 51Ж6, пуск из ТПК 81Р6 — разработки ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.П.Бармина.
Установочный агрегат (автоприцеп)
Транспортная машина ТМ112 на шасси МАЗ-547.
Позиционный район системы ПРО А-35М и системы А-135 около Наро-Фоминска, 14.09.2006 г. (http://maps.google.com)
Транспортная машина ТМ112 с ТПК 81Р6 ракеты 51Т6 (http://kursakov.narod.ru). Ракета 51Т6:
Двигатели:
— 1 ступень — РДТТ разработки казанского МКБ "Союз", генеральный конструктор П.Ф.Зубец
Время работы — 5 с
— 2 ступень — маршевый ЖРД от ракеты А-350 комплекса ПРО А-35 разработки ленинградского НПО им. В.Я.Климова, центральная маршевая камера и 4 управляемых поворотных камеры. Двигатель мог многократно запускаться в процессе полета, так же обеспечивалась полная выработка компонентов топлива.
Конструкция: ракета двухступенчатая, состоит из хвостового отсека 1 ступени, двигателя 1 ступени, переходного отсека, хвостового отсека 2 ступени, топливного отсека 2 ступени, приборного отсека и головной части.
Ракета 51Т6 — хвостовой блок стартовой ступени и маршевая ступень, ТВ-передача и покадровая реконструкция (c) 2010 г. Длина — 19.8 м (22 м по др.данным)
Длина 1 ступени — 8 м
Длина 2 ступени — 7 м
Диаметр — 2.57 м
Масса — 45000 кг (скорее всего, 33000 кг по др. сомнительным данным)
Дальность действия — 320-350 км
Дальность действия предельная — 600 км
Дальность действия предположительно возможная — около 900 км
Технически система А-135 с ракетами А-925 / 51Т6 способна сбивать низкоорбитальные спутники.
Тип БЧ — А-925 / 51Т6 — ядерная мощностью до 10-20 кТ или от 1 Мт до 2-3 Мт (по др. данным) или 1.4 Мт (по третьим данным) разработки ВНИИЭФ (г.Арзамас-16) под общим руководством Ю.Харитона. В процессе разработки мощность БЧ снижена в 2 раза (в целях снижения воздействия на элементы системы ПРО).
С 1998-1999 г.г. ядерные заряды хранятся отдельно на базах за пределами Московской области, время для их установки на ракеты — от 12 часов до 2-3 суток (эту информацию в 1997 г. опровергает главный конструктор системы А.Г.Басистов). Модификации и обозначения:
Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П (1978 г.) — полигонный вариант системы ПРО А-135 (Сары-Шаган) с ракетами 51Т6 и 53Т6;
Система ПРО А-135 "Амур" / 5Ж60 (1995 г.) — система ПРО административно-промышленного района г.Москва;
Ракета А-925 / 51Т6 — ABM-4 GORGON / SH-11 (1979 г.) — заатмосферная ракета системы ПРО А-135 большой дальности;
Габаритно-электронный макет ракеты 51Т6 — полный макет ракеты со всем электронным оборудованием с инертной БЧ и инертными двигателями. Использовался в система ПРО для моделирование предполетной подготовки, работы системы перехвата, тренировок.
Памятник ракете А-925 в г.Приозерске (без стартовой ступени), полигон Сары-Шаган (http://tetraedr.com).
Старт ракеты 51Т6, комплекс "Алдан", полигон Сары-Шаган (фото из архива sneaker53, http://panoramio.com). более подробно здесь militaryrussia.ru/blog/topic-345.html
Российская ПРО
К сожалению больше информации в открытых источниках нет .Система А-235 / РТЦ-181М / ОКР "Самолет-М", комплекс 58Р6, ракеты 53Т6М / 45Т6 Многоканальная система ПРО. Разработка модернизированного варианта системы ПРО А-135 задана Постановлением СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135, которое вышло 7 июня 1978 г. Проектирование системы велось НИИРП ЦНПО "Вымпел" с 1986 г., генеральный конструктор — А.Г.Басистов (по 1998 г.), главный конструктор — Б.П.Виноградов. В соответствии с постановлением СМ СССР от 15.07.1985 г. №661-202 НИИРП, как подразделение ЦНПО "Вымпел", является головным предприятием России по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО. Первый эскизный проект системы ПРО А-235 вероятно защищен в 1985-1986 г.г.
Изначально система А-235 планировалась трехэшелонной: дальний эшелон с ракетами ПРО А-925 / 51Т6, средний эшелон — стрельбовой комплекс 58Р6, ближний эшелон — ракеты ПРС-1М / 45Т6 (результат модернизации ракетПРС-1 / 53Т6).
Государственный контракт №406/1591 от 31.01.1991 г. заключен с НИИРП на проведение модернизации системы ПРО, работы по расширению боевых возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения, увеличения маневренности ракеты, а также оснащения ракет новой боевой частью (всё вместе — ОКР "Самолет-М"). Наименование ракетно-технического комплекса модернизированной системы ПРО Москвы — РТЦ-181М. Срок готовности модернизированного варианта по госконтракту — 2015 г. Согласно Указу Президента России от 17.02.1995 г. №163 НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы — системы РТЦ-181 — и созданию системы РТЦ-181М. Генеральный конструктор — А.Г.Басистов. После смерти А.Г.Басистова в 1998 г. генеральным конструктором НИИРП становится Б.П.Виноградов. Мелбет зеркало мелбет зеркало Ссылка для регистрации на официальном сайте БК MELBET
Все данные по системе носят предположительный характер и взяты из открытых источников и СМИ. Список источников прилагается.
Предположительно на кадре либо проведение натурных работ БРУЦ-Б с ракетой 51Т6 либо, возможно, один из прототипов ракет для дальнего эшелона системы ПРО А-235 / ОКР "Самолет-М", октябрь-ноябрь 2007 г. (кадр из фильма Вадима Старостина, http://video.mail.ru/mail/vaducha61/)
По неподтвержденным данным, отработка будущих элементов системы велась в начале 1990-е годы на стрельбовом комплексе "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган. Проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения 53Т6 и других работах по программе «Самолет-М» (проведено 5 пусков 53Т6).
НИИРП в период с 1992 г. по 2002 г. претерпел значительные изменения. Производственно-техническая база НИИРП претерпевает существенные изменения (сокращения). 23 апреля 2002 г. находясь на посту Президента России В.Путин подписывает указ о включении НИИРП в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей».
По состоянию на 2001 г. (директор НИИРП — Сергеев В.К.) в случае получения финансирования планировалось начать работы по совершенствоанию функционально-программного обеспечения (ФПО) системы ПРО, модернизации многофункциональной РЛС 5Н20 и вычислительных средств командно-вычислительного центра системы. Планировалось использовать наработки по ЭВМ "Эльбрус-3М" и микропроцессоров "Эльбрус-90".
По состоянию на 2005 г. заказчиком темы ОКР "Самолет-М" являются Космические войска России (в/ч №53145). Финансирование работ по ОКР в 2005 г. уменьшено. В 2006 г. ожидалось увеличение финансирования ОКР "Самолет-М" в три раза. Головным исполнителем темы ОКР является НИИ радиоприборостроения (НИИРП), генеральный конструктор — С.А.Подлепа (с 2004 г.). Окончательное ТТЗ на модернизацию системы ПРО Москвы утверждено Генеральным штабом МО России в ноябре 2007 г. По состоянию на 2008-2009 г.г. в ОКР "Самолет-М" участвует и ОАО "Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца" (РТИ, см. отчеты за 2008-2009 г.г.). Положительное заключение МО России на эскизный проект модернизированной системы ПРО РТЦ-181М выдано до 2009 г.
Судя по всему, система А-235 создается в качестве замены системы ПРО А-135 по теме ОКР "Самолет-М". Предположительно, аналогично А-135, система включает в себя два или три эшелона ПРО. Возможно, что ракеты дальнего действия разрабатываются МКБ "Факел" с использованием наработок по ракете 51Т6. По состоянию на 2004 г. в СМИ сообщалось о разработке ракет малой дальности 45Т6 в ОКБ "Новатор".
В 2009 г. ОАО "РТИ" выполнило работы по модернизации приемных секций и заготовлен комплект модернизированных передающих секций РЛС 5Н20 "Дон-2Н" под Москвой. 29 октября 2009 г. проведен пуск противоракеты типа 53Т6 средствами полигонного комплекса "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган в рамках ОКР "Самолет-М" (см.отчет РТИ за 2009 г.). Подразделениями концерна ПВО "Алмаз-Антей" в 2009 г. ведется техническое проектирование составных частей системы РТЦ-181М (ОКР "Самолет-М").
Возможно, что по ОКР "Самолет-М" разрабатывается модернизация программно-аппаратного комплекса системы РТЦ-181 с проведением натурных испытаний на полигонном стрельбовом комплексе 5Ж60П "Амур-П" с использованием РЛС 5Н20П "Дон-2НП". Так же возможно, что в рамках ОКР создается новый стрельбовой комплекс 58Р6 и улучшенный вариант противоракеты типа 53Т6 с неядерной боевой частью, увеличенной дальностью и высотой поражения. Стоимость работ по ОКР "Самолет-М" в госконтракте составляет суммарно более 8.5 млрд. руб. В том числе НИИРП выполнено в 2008 г. работ на сумму свыше 850 млн. руб., запланировано на 2009 г. – около 1250 млн. руб., на 2010 г. – около 1700 млн. руб., на 2011 год – около 1500 млн. руб.
Система управления и наведение: командное наведение, возможно, на конечном этапе предполагается использование ГСН на противоракете (45Т6). Вероятно, в системе ПРО используются РЛС "Дон-2Н" / 5Н20 и полигонная "Дон-2НП" / 5Н20П с обновленной программно-аппаратной частью. Вцелом работа систем наведения противоракет скорее всего аналогична системе ПРО А-135.
Пусковые установки — вероятно, шахтного типа или мобильные, в составе стрельбового комплекса 58Р6 и, возможно, в составе других стрельбовых комплексов.
Ракеты системы ПРО А-235.
Предположительно, дальний эшелон системы ПРО составляют ракеты разработки МКБ "Факел" аналогичные ракетам 51Т6. Средний эшелон (если он сохранился в проекте системы), возможно, включает в себя комплекс перехвата 58Р6 с ракетами неизвестного типа. Ближний эшелон, по нашему мнению, включает в себя модернизированные ракеты 53Т6М / ПРС-1М / 45Т6 разработки ОКБ "Новатор" (результат модернизации ракетПРС-1 / 53Т6).
Двигатели: вероятно, на всех типах противоракет используются РДТТ на современных смесевых топливах;
ТТХ ракет (предположительные):
Дальний эшелон | Средний эшелон | Ближний эшелон | |
Наименование ракеты / комплекса | развитие 51Т6 | комплекс 58Р6 | 53Т6М / ПРС-1М / 45Т6 |
Дальность действия | до 1000-1500 км | ||
Высота поражения | 50 ? — 500-800 км | 15 ? — 120 км ? | 15 — 40 км ? |
Типы БЧ:
— ядерная
— обычная (возможно) на ракетах второго-третьего эшелона. Теоретические проработки системы в принципе позволяют создание безъядерной БЧ с высокой вероятностью поражения баллистической цели.
Статус: СССР / Россия
— 1978 г. 7 июня — разработка системы ПРО А-235 задана Постановлением СМ СССР №585-119 о строительстве системы А-135.
— 1985 г. 15 июля — постановлением СМ СССР №661-202 ОАО НИИРП, как правопреемник ГП НИИРП и, соответственно, ОКБ "Вымпел", назначен головным предприятием СССР и России (позже) по многоэшелонной системе ПРО в целом, по наземной системе ПРО и системе информационного обеспечения системы ПРО
— 1986 г. — начало проектирования системы ПРО А-235 ЦНПО "Вымпел". Генеральный конструктор — А.Г.Басистов (по 1998 г.), главный конструктор — Б.П.Виноградов.
— 1991 г. 31 января — между МО СССР и НИИРП заключен Государственный контракт №406/1591 на проведение ОКР "Самолет-М" — модернизацию системы ПРО Москвы до уровня РТЦ-181М. Срок готовности модернизированного варианта по контракту — 2015 г.
— 1990-е годы начало — по неподтвержденным данным на стрельбовом комплексе "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган проводились экспериментальные работы по расширению возможностей системы А-135 в части снижения нижней и увеличения дальней границ зоны поражения ракет 53Т6, увеличения маневренности, а также оснащения новой (неядерной ?) боевой частью по программе «Самолет-М» (якобы проведено 5 пусков 53Т6).
— 1995 г. 17 февраля — согласно Указу Президента России №163 НИИРП определено головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО г. Москвы — системы РТЦ-181 — и созданию системы РТЦ-181М.
— 2002 г. — НИИРП становится частью концерна ПВО «Алмаз-Антей».
— 2004 г. — в СМИ сообщалось о разработке ракет 45Т6 в ОКБ "Новатор".
— 2005 г. — в отчете НИИРП говорится, что заказчиком ОКР "Самолет-М" выступают Космические войска России (в/ч №53145).
— 2007 г. — в рамках работ по программе "Самолет-М" на РЛС 5Н20 проведены работы по модернизации системы визуализации, на полигонной РЛС 5Н20П проведены подготовительные работы для юстировки РЛС.
— 2007 ноябрь — окончательное ТТЗ на модернизацию системы ПРО Москвы утверждено Генеральным штабом МО России.
— 2008 г. — ГСКБ "Алмаз-Антей" защищено Дополнение к эскизному проекту по теме "Самолет-М", определяющее направление дальнейших работ по созданию стратегической системы ПРО. Выполнены все работы по Ведомости исполнения в рамках темы "Самолет-М". На полигоне отработаны новые идеи по совершенствованию фнукционального программного обеспечения (ФПО).
— 2008 г. — впервые за последние 25 лет НИИРП и смежниками изготовлены опытный образец вычислительной системы нового поколения на базе вычислительного комплекса "Эльбрус-3М1" и новая система хранения времени. В интересах продления срока службы командно-вычислительного пункта системы РТЦ-181 закончен значительный этап работ по модернизации вычислительного комплекса.
— 2009 г. 29 октября — проведен пуск противоракеты типа 53Т6 средствами полигонного комплекса "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган в рамках ОКР "Самолет-М" (см.отчет РТИ за 2009 г.)
— 2009 г. 30 ноября — начата реорганизация НИИРП с целью присоединения к ГСКБ "Алмаз-Антей".
— 2009 г. — уже есть информация о положительном заключении МО России на эскизный проект модернизированной системы ПРО РТЦ-181М от НИИРП. ОАО "Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца" выполнило работы по модернизации приемных секций и заготовлен комплект модернизированных передающих секций РЛС 5Н20 "Дон-2Н" под Москвой.
— 2010 г. — Радиотехнический институт (РТИ) проводит подготовку к натурным работам БРУЦ-Б ("Боевая Работа по Условной Цели Без пуска") по продлению срока службы ракет 53Т6 — подобный вид испытаний проводится с ракетами, расположенными на технической базе с имитацией всех режимов боевой работы командно-вычислительным центром, РЛС и другими компонентами системы, без пуска ракеты. Выполняется модернизация устройств передающей части и разработка компонентов боевых алгоритмов РЛС 5Н20.
Источники:
Википедия — свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Впервые в мире. Интервью генерального директора НИИРП С.М.Курушкина. // Стрела. №02 / 2009 г.
Коммерсантъ. № 224 30.11.2004 г.
Левицкий Л. ПРОдали, как предали. Россия остается без института, создавшего первую в мире систему ПРО, которая и сегодня оберегает Москву. // Российская Федерация сегодня. №20 / 2002 г.
НИИРП, ОАО. Годовой отчет за 2008 г. М., 2009 г.
НИИРП, ОАО. Годовой отчет за период с 01 января по 31 декабря 2005 г. М., 2006 г.
Противовъздушна отбрана. Сайт http://pvo.start.bg, 2010 г.
Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца, ОАО. Годовой отчет о деятельности Общества в 2008 г. М., 2009 г.
Радиотехнический институт им. академика А.Л.Минца, ОАО. Годовой отчет о деятельности Общества в 2009 г. М., 2010 г.
Сергеев В.К. Через тернии — к пониманию. // Электроника НТБ. №5 / 2000 г.
Синин Е. Как умирают институты. Патогенез болезни НИИРП. // Электроника НТБ. №1 / 2003 г.
Система стратегической ПРО А-135 – система второго поколения ПРО Москвы. Сайт http://old.vko.ru, 2010 г.
Стратегическое ядерное вооружение России. Сайт http://russianforces.org, 2010 г.
Форум сайта. http://military.tomsk.ru/forum, 2011 г.
Balancer.ru. Сайт http://forums.airbase.ru, 2009 г.