Статья с канала «Колёса: настоящее вчера» на яндекс-дзене.
Советский Союз даже после окончания Великой Отечественной войны, когда экономика восстанавливалась после разрухи, стремился быть впереди планеты всей, создавая принципиально новую собственную технику. Не остались в стороне даже болиды, однако в отличие от более полезных легковушек и грузовиков, производство такого типа автомобилей сначала не задалось. Яркий тому пример – Сокол-650.
История нашего героя началась еще в конце 40х гг., когда в качестве репараций из побежденной Германии было вывезено 18 спортивных автомобилей производства Auto Union, которые в свое время были одними из главных на европейских автогонках. Вместе с автомобилями в СССР прибыли и немецкие специалисты, которые совместно с советскими конструкторами стали проектировать новую модель гоночного автомобиля, подходящего под специфику Формулы-2. Назвали ее Сокол-650, при этом прототипом послужил автомобиль Auto Union, носивший тот же индекс.
Общая конструкция советского болида шаблонно повторяла немецкую: те же очертания кузова, та же открытая одноместная кабина и то же отсутствие светотехники и боковых «крыльев». Под капотом сзади был установлен мотор объемом 1,99 л и мощностью 152 л. с., с которым была состыкована 5-ступенчатая КПП с синхронизацией.
Место же пилота предельно простое – в его распоряжении единственный круглый прибор, типичный для тогдашних болидов руль и рычаг коробки передач справа.
Пара опытных образцов Сокола-650 была готова в 1952 г., и в том же году были отправлены в Москву, где их предстояло оценить сыну И.В. Сталина Василию Иосифовичу. Тот не был достаточно уверен в том, что машина сможет показывать успехи за рубежом, и решил проверить их на Минском шоссе. 30 июня был организован опытный заезд, и на этом все закончилось: машины не удалось настроить из-за требовательности двигателя, в результате они так и не тронулись. А ведь по расчетам они должны были разогнаться до рекордных 275 км/ч.
Поняв, что модель бесперспективна, В.И. Сталин потерял к ней интерес. Следы советских болидов затерялись, а прототип их был вывезен в Дрезден (ГДР) и выставлен в городском музее, где находится до сих пор:
Так и кончилась история незадачливого гоночного автомобиля, но сама тема забыта не была: в дальнейшем в СССР пробовал создавать более прогрессивные болиды, такие как Москвич-Г5.
источник: https://dzen.ru/a/ZbeTx0UzAA3N7SvH