Смертоносный помощник ФАБов. Уникальная российская ракета Х-38МЛ

15

В 60-е годы прошлого века казалось, что время свободнопадающих бомб безвозвратно ушло. Развитие зенитных ракет никогда не даст бомбардировщикам летать над территорией противника и наносить удары ФАБами (фугасными авиабомбами). Однако практика конфликтов показала, что ФАБы ещё рано списывать. Во-первых, ракеты на порядок или более дороже. А во-вторых ЗРК имеют далеко не все противники, а там, где они всё же есть их можно уничтожить, и тогда приходит время ФАБов.

Однако практика конфликта с высокотехнологичным противником, коим оказалась Украина, показала, что уничтожить ПВО не получается. Взамен разбитых установок довольно быстро появляются новые. Что же делать?

Тут спасением стали ФАБы с УМПК (унифицированный модуль планирования и коррекции). Данное устройство представляет собой небольшое устройство с крылышками, которое цепляется к авиабомбе и делает её практически ракетой, правда с небольшим радиусом действия. Ну как с небольшим? Это с какой стороны посмотреть. Сегодняшние российские УМПК позволяют наносить удары с расстояния до 70 км от цели.

Авиабомба с УМПК


Авиабомба с УМПК

Какой недостаток у этого устройства. Главным и, пожалуй, единственным недостатком является то что дальность полёты сильно зависит от метеоситуации. То есть, встречный ветер существенно снижает дальность поражения цели. Так же недостатком являются условия пуска, для достижения заявленных результатов сбросы бомб с УМПК нужно осуществлять с определённой высоты на определённой скорости. Чем меньше высота, тем ниже дальность. При этом не стоит забывать, что как раз на больших высотах самолёты являются наиболее удобной целью для вражеских ЗРК. А вот у земли они могут находится вне зоны их радаров. То есть в мёртвой зоне для зенитных ракет. Но с этих высот ФАБ ты вообще не сбросишь. А точнее сбросить ты его сможешь исключительно на цель.

Для поражения целей в таких ситуациях естественно применяются ракеты. Но тут опять встаёт вопрос цены. Когда таким ракетами можно бить только по исключительно важным целям.

Однако, похоже, вопрос с удешевлением, по крайней мере ракет Х-38, более-менее решён. Хотя, возможно был вопрос не в цене, а в количестве. И сейчас российские ВКС стали получать достаточное количество новых ракет что бы иметь возможно тратить их не только по особоважным целям, но и по обычным полевым укреплениям, что и было сделано недавно на Харьковском направлении. Пришла новость, что данная ракета с системой наведения по лазерному лучу предельно точно поразила центр укрепленного района украинской армии. Что же представляет собой это оружие?

 Ракета Х-38 на выставочном стенде


Ракета Х-38 на выставочном стенде

Итак, данная ракета является довольно свежей разработкой. Впервые она была представлена на выставке МАКС-2007. Дальность стрельбы этой ракеты определяется в 40 км, что ниже чем бомб с УМПК, но как уже писалось выше стрелять ею можно с любых высот, или почти с любых.

Боевая часть ракеты составляет 250 кг, что соответствует приблизительно ФАБ-500. Так же на ней могут быть осколочно-фугасные, проникающие или кассетные боевые части.

В качестве носителей для боеприпаса могут использоваться практически все самолёты ВКС России, а также боевые вертолёты. Правда вертолётная модификация дооснащается специальным ускорителем.

Х-38 со сложенным крылом. МАКС-2009


Х-38 со сложенным крылом. МАКС-2009

Данный боеприпас имеет возможность, в зависимости от условий ведения боевых действий, оснащаться различными головками самонаведения. Однако базовым является наведение по лазерному лучу.

Х-38МЛЭ на выставке Армия-2022. Хорошо видно укороченное крыло и лазерную ГСН


Х-38МЛЭ на выставке Армия-2022. Хорошо видно укороченное крыло и лазерную ГСН

В 2015 году корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» на базе ракеты Х-38 были разработаны «ракето-бомбы» «Гром-1» и «Гром-2» (экспортные варианты — «Гром-Э1» и «Гром-Э2»). «Гром-1» — управляемая ракета с мощной боевой частью, общей массой 520 кг. «Гром-2» — планирующая бомба, у которой на месте двигателя располагается еще одна боевая часть весом 165 килограммов при общем весе 598 килограммов. Применяются ли эти модификации боеприпаса на Украине пока информации нет.

Х-38 на поддвигательном пилоне истребителя Су-35С. МАКС-2009


Х-38 на поддвигательном пилоне истребителя Су-35С. МАКС-2009

Источник:

Википедия

https://dzen.ru/a/Zk5EKIeaFzkPRSpL

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account