Тысячу лет назад на самом севере Германии находилась крепость Стариград — столица племени ободритов. КШ прошел по их следам.
Неподалеку от Балтийского моря расположен городок Ольденбург, здесь-то и жили древние славяне. Теперь их поселение полностью реконструировано и является музеем под открытым небом под названием Oldenburger Wallmuseum (1). Стариград основали славяне из племени ободритов. Они пришли на территорию современного Шлезвиг-Гольштейна с Черного моря, из Украины, во второй половине VII века и возвели крепость на пологом холме у побережья Балтики. Городище было окружено высоченным валом из дерева, земли, глины и дерна, достигавшим 18 метров в высоту. Ободриты, или, как их еще называют, бодричи, отражали нападения многочисленных врагов, выращивали огурцы и свеклу, варили медовуху. Занимались обработкой золота, строили корабли и торговали. Там, где в наше время проходит автобан А1, в Средневековье пролегал большой торговый путь. Рассказывает директор музея Штефан Майнхардт:
— Существовали специальные транспортные парусные ладьи (2). Через Балтийское море корабли ободритов заходили и в русские реки. Добирались до Старой Ладоги, Новгорода, Волги и даже Киева. Закупали не только меха, но и рабов, при раскопках были обнаружены железные кандалы. Конечно, при совершении сделок славянам было гораздо легче объясняться на родственных языках. Это же не какие-нибудь викинги приехали, что ни понять, ни молвить не умеют…
Спасибо за яйцо!
Один из музейных экспонатов, найденный при раскопках, – киевское раскрашенное яйцо из глины. Вероятно, тысячу лет назад это яйцо вручили одному из стариградских торговых людей в память о Пасхе, проведенной на Руси.
По средневековым меркам Стариград был крупной метрополией, в которой проживали около тысячи человек. Палаты князя, рубленые избушки воинов и ремесленников располагались на берегу маленького озера с островком посередине. С резного тотемного столба на островке за порядком и по сей день наблюдает славянское божество по имени Пров (3). В жертву ему славяне приносили копыта и головы коней – самого дорогого, что у них было. Владение лошадью в Средние века можно сравнить с современным обладанием машиной феррари.
Денег как таковых славяне не знали. До XII столетия торговля базировалась на весе серебра. Каждый товар имел свою цену, которая соответствовала определенному количеству серебра. Поэтому купец носил с собой весы, чтобы всегда иметь возможность взвесить серебро, необходимое для покупки того или иного товара. Для оплаты часто использовались цельные серебряные украшения или разрубленные на части. Вот образцы некоторых цен:
- • 1 невольник — 300 граммов серебра
- • 1 лошадь — 300 граммов серебра
- • 1 невольница — 200 граммов серебра
- • 1 меч — 126 граммов серебра
- • 1 корова — 100 граммов серебра
- • 1 свинья — 30 граммов серебра
- • 1 овца -15 граммов серебра
- • 2 шпоры — 20 граммов серебра
- • 1 нож — 3 грамма серебра.
Режь последний огурец
Сегодня в славянской деревне разрешают трогать если не все, то почти все. Здесь можно облачиться в полное воинское снаряжение – с кольчугой, шлемом, мечом и щитом. Травы, которые сушатся в избушке знахарки, идут в чай из зверобоя и ромашки. На закуску – горох и крыжовник. А в музейном озере водятся щуки и карпы, которых разрешают ловить. В огороде посажены те же растения, что и в X веке. Рассказывает Штефан Майнхардт:
— У нас несколько садиков, среди них – сад и огород, где растут различные травы. Многие растения древности и сегодня хорошо известны. К примеру, огурец. Но та разновидность, которая растет в нашем огороде, – необычна. По-немецки она называется Netzgurke, а по-русски – люффа. Это южное растение из семейства тыквенных с волокнистыми плодами, похожими на большой огурец. Их специально привозили из земли русской, сушили и делали губки для мытья.
Без медовухи нельзя!
Славяне славились своим медом. Он был жизненно важным продуктом, ведь сахара в Средние века не знали. Из меда готовили и алкогольный напиток – медовуху. Она и теперь продается на севере Германии под названием Met.
В те времена в немецкий язык вошли и такие слова славянского происхождения, как граница – Grenze, творог – Quark, карась – Karausche и совсем мелкая рыбешка уклейка – Ukelei.
Что касается хлебосольства, то оно у жителей Стариграда было воистину безграничным. В XII веке, когда ждали много гостей, воровство не считалось зазорным. Можно было запросто отправиться в огород или в стойло к соседу и взять все, что необходимо. И даже потом ничего не возвращать! Единственное условие – чтобы украденное предназначалось именно для гостей!
В избушках Oldenburger Wallmuseum посетителей встречают ремесленники-добровольцы, одетые в полотняные костюмы (4). Они учат ткацкому и гончарному делу, помогают желающим (5) собственноручно изготовить стеклянные бусины, испечь каравай и обучиться воинскому искусству.
Союз меча и орала
Один из храбрых ратников – житель Ольденбурга Гидо Мюллер. Сорокалетний блондин пышет энергией. Свободное от работы медицинского техника время он проводит в качестве добровольца на территории музея, по которой разгуливает в кольчуге, шлеме и домотканых портках.
— Нас 12 человек бойцов, мы сражаемся на топорах, мечах, ножах. Мое любимое оружие – двуручный меч длиной 2 метра 50 сантиметров. Передо мной – противник, вооруженный копьем с длинным древком. И мы пытаемся уколоть друг друга. Одеты мы в однотонные шерстяные штаны и туники, на которые в случае необходимости ставим заплатки. Мы представляем простых деревенских воинов. И у нас простое оружие, которое мы сами изготовляем на нашем крестьянском дворе!
Славянские дни
Лязг мечей и скрежет щитов скоро будут раздаваться на международном турнире в музее. Он пройдет в рамках ежегодного большого праздника под названием Славянские дни. 23 и 24 июля в Ольденбурге соберутся любители славянской культуры и искусные ремесленники со всей Европы. Но если вы не успеете побывать в музее в эти дни, не переживайте: Oldenburger Wallmuseurti открыт с апреля по октябрь. Расположен он по адресу: Prof.-Struve-Weg 1,23758 Oldenburg in Holstein.
источник: Екатерина Филиппова «Славянский Стариград» «КОНТАКТ-ШАНС» 30/2016