Штурмовики двухбалочной схемы с толкающим винтом БШ-МВ и Ш-218. СССР

11

 В продолжение темы, поднятой в статье «Ил-20: штурмовик с экстремальным обзором» выкладываю статью про самолет Ш-218, схема которого приведена в коментариях.

   В конце 30-х — начале 40-х годов при проектировании одномоторных штурмовиков с использованием традиционной схемы их компоновки конструкторы обязаны были обеспечить достаточно хороший обзор вперёд-вниз, что представлялось трудноразрешимой задачей. Одним из решений задачи улучшения обзора пилота штурмовика стала двухбалочная схема с фюзеляжем-гондолой, в задней части которой размещался мотор с толкающим винтом. 

  Проект бронированного штурмовика БШ-МВ АМ-38 разработали А.А. Архангельский, Г.М. Можаровский и И.В. Веневидов в конце 1940 года. Идея создания самолета принадлежит Можаровскому и Веневидову — конструкторам завода № 32, авторам целого ряда разработок, связанных с вооружением: стрелковых турелей, прицелов, бомбардировочного вооружения, комбинированных стрелково-пушечных установок для штурмовиков с оружием, стреляющим под углом вниз от оси самолета, КАБВ (комбинированное артиллерийско-бомбардировочное вооружение). Для этого они экспериментировали со своими установками КАБВ на самолетах СБ 2М-103А, Як-2 2М-103 и пришли к выводу, что нужен специальный самолет-штурмовик, основу наступательного вооружения которого составит их комбинированная стрелково-пушечная установка. К проектированию штурмовика БШ-МВ привлекли конструктора А.А. Архангельского и возложили на него руководство работами. Здесь проблема обзора решалась достаточно успешно (был обеспечен угол обзора вперед-вниз около 15°), но возникали трудности другого рода, связанные с безопасным покиданием самолета лётчиком в полёте и обеспечением огневой защиты задней полусферы. Эксплуатация самолета с размещенным в хвосте винтом также вызывала сомнения. До начала ВОВ был построен макет самолёта.

Самолёт БШ-МВ

В марте 1948 года главный конструктор ОКБ-21 С.М. Алексеев предъявил эскизный проект двухместного бронированного штурмовика И-218 (Ш-218). По компоновочной схеме самолет напоминал БШ-МВ — двухбалочный с толкающей установкой поршневого двигателя ВД-251 (М-251) мощностью около 2000 л.с. Х-образной схемы, с соосными винтами АВ-28 диаметром 3,6 м. Крыло было со стреловидностью 16° по передней кромке, задняя — прямая. В конструкции была применена новая сталь 30ХГСНА (с добавкой никеля, допускала глубокий прокал).

Известно, что схема с размещением мотора в ХЧФ с толкающим винтом практического применения не нашла из-за невозможности обеспечить безопасность при посадке на больших углах атаки и при наземной эксплуатации, но наличие к этому времени хорошо отработанных катапультных сидений снимало проблему безопасного покидания машины лётчиком.

Самолет Ш-218

Схема штурмовика с передней кабиной обеспечивала летчику отличный обзор вперед-вниз (около 15°), а передняя часть фюзеляжа освобождала место для установки пушек, подвижных в вертикальной плоскости с углом отклонения 25° вниз, что позволяло вести прицельный огонь по наземным целям в горизонтальном полёте. Эти пушки могли быть в следующих вариантах: четыре НР-23 (4 × 150 снарядов), две Н-37 (2 × 40 снарядов) и две Н-57 (2 × 30 снарядов). В носовой части фюзеляжных балок располагались автоматические наружные ракетные установки (три реактивных орудия ОРО-132).

Ш-218 отличался от БШ-МВ двумя дистанционно управляемыми боковыми турельными уста­нов­ками с пулеметами БТ калибра 12,7 мм (2 × 120 патронов) по наружным бортам балок. Это обеспечивало обороноспособность самолета, хотя оставались некоторые вопросы в части его эксплуатации.

В отсеках центроплана располагались шесть бомб по 100 кг или более мелкие бомбы общей массой до 1500 кг. Под фюзеляжем была возможна подвеска торпеды или бомбы массой 1500 кг.

Управление рулями и элеронами — посредством обособленных систем, правой и левой, так что при повреждении одной половины самолет сохранял управляемость.

21 июня 1948 года вышел приказ № 440с министра авиационной промышленности, согласно которому надлежало ликвидировать ОКБ при заводе № 21. Тем же приказом из плана опытных работ было исключено строительство экспериментального штурмовика Ш-218, хотя уже был построен макет самолёта.

5 ноября 1949 года на заседании Авиационно-технического комитета (АТК) ВВС по вопросу «О планах опытного строительства летательных аппаратов, поршневых и реактивных двигателей и НИР в этих областях на 1950-51 гг.», докладчик — генерал-майор ИАС Н.А. Жемчужин отметил, что:

«… если поступиться несколько требованиями к нормальной дальности и объему бронирования, то возможно создать штурмовик с хорошим обзором (применив схему с толкающим винтом) и большими возможностями по установке различного вида вооружения. Такая схема была предложена т. Алексеевым под мотор Ш-218 М-251. Однако, летные данные этого самолета… получаются значительно худшими, чем это желательно было бы иметь…»

С.М. Алексеев обратился 19 февраля 1951 года с письмом в ВВС и попросил вернуться к рассмотрению проекта. Председатель АТК ВВС Б.Н. Пономарёв считал, что строить Ш-218 нецелесообразно в связи с тем, что лётные данные его были хуже, чем у Ил-10. Отмечалось отсутствие бомб (только в перегрузочном варианте), слабое бронирование, невозможность разборки самолёта для его транспортировки. Зато по стрелково-пушечному и ракетному вооружению, а также по дальности полёта Ш-218 превосходил Ил-10. Следовало ожидать, что скороподъёмность у него тоже будет лучше…


Источник: http://xn—-7sbb5ahj4aiadq2m.xn--p1ai/guide/air/s/sh218.shtml

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account