0

Угрозу со стороны летящих на малых высотах самолетов, британский флот, пожалуй, осознал лучше. чем кто-либо другой. В те годы, когда авиация увлекалась погоней за все большей высотой и скоростью, британский флот был более обеспокоен вопросом "чем перехватывать подбирающиеся на малой высоте машины"?

Попытки решить эту проблему автопушками не имели успеха. Даже наиболее совершенные образцы 40-миллиметрового "Бофорса", например, полуавтоматический STAAG, имевший собственную стабилизированную РЛС сопровождения, демонстрировали неспособность эффективно поразить современный реактивный самолет или приближающуюся крылатую ракету.

Выход был один — обратиться к управляемым снарядам. Сама по себе идея была не нова — еще в годы Второй Мировой англичане и американцы работали над зенитными ракетами ближнего радиуса, призванными заменить автопушки в ближней обороне. С окончанием войны, впрочем, эти работы были прекращены. США увлеклись увеличением радиуса действия своих ЗРК, полагая, что перехват на больших дистанциях позволяет полностью исключить риск прорыва как таковой.

Short Brothers "Sea Cat": надежный котенок на службе Ее Величества

В отличие от заокеанских коллег, ракетнчики Туманного Альбиона были настроены далеко не так оптимистично в отношени дальнего перехвата. Да, они были согласны с тем, что тяжелые зенитные ракеты позволяют существенно поднять эффективность ПВО. Но они также считали, что надеяться на возможность одними только дальними ракетами перехватить все приближающиеся самолеты — слишком оптимистично. Подобно тому, как в годы войны ПВО кораблей строилась на дальнобойных зенитках и скорострельных автопушках, Королевский Флот считал теперь необходимым помимо дальнобойного ЗРК (которым должен был стать разрабатываемый "Sea Slug") иметь и систему ЗРК ближнего радиуса действия. Оставалось лишь ее сделать.

Родилась в будущем знаменитая "кошечка" британского флота в общем-то по чистой случайности. Нет, Королевский Флот начал программу "Orange Nell", по созданию ближней зенитной ракеты, но по финансовым соображениям программа вскоре оказалась на грани закрытия. Спасение пришло с неожиданной стороны — фирма "Short Brothers" неожиданно заявила, что ракета нужного типа, подпадающая целиком под требования адмиралтейства у них есть. Правда, она была противотанковой — если быть точным, то это был прототип будущего ПТУРС "Malkara" — но этот маленький недостаток разработчики обещались поправить в критические сроки.

Флот, правда. испытывал по этому поводу сильные сомнения, но делать было нечего — другой ракеты не было не то что в Соединеном Королевстве, но в общем-то и во всем мире. В 1958 году было впервые объявлено о программе "Sea Cat" — "Морской Кот", как ее обозначили в официальном отчете. Работы шли быстро (главным образом, потому что база ПТУРС уже была полностью готова), и в 1959 году ракета впервые была продемонстрирована на аэрошоу Фарнборо. Морские испытания ракеты начались в 1961 году. Запущенная в 1961 году с борта HMS "Decoy", ракета стала первым управляемым снарядом, взлетевшим с борта корабля ВМФ Великобритании.

Еще никто не знал о том, какая ей суждена судьба.

Конструктивно ракета "Sea Cat" была проста, если не сказать — примитивна. Изначально низкие заложенные требования сказались на конструкции. Каплевидный фюзеляж был оснащен довольно простым двухрежимным РДТТ, разгонявшим ракету до околозвуковой скорости в 0,8 МаХа. Маневренность ракеты в воздухе обеспечивали четыре неожиданно широких поворотных крыла, расположенных X-образно, и придававших ракете какой-то "ретро-фантастический" даже по меркам 1950-ых вид. Стабилизацию в воздухе выполняли четыре расположенных за крыльями стабилизатора. Ракета вооружалась 25,5-килограммовой осоколочно фугасной боевой частью, активируемой неконтактным инфракрасным взрывателем.

В целом, "Sea Cat" имела какой-то "игрушечный" вид, напоминая фантастические ракетные корабли из журналов 1930-ых.

Short Brothers "Sea Cat": надежный котенок на службе Ее Величества

Наведение ракеты было чрезвычайно простым. В общем-то оно было радиокомандным, и более того — оптическим. Оператор ракеты, удерживая с помощью бинокулярного визира цель и ракету в поле зрения, управлял полетом "Sea Cat" при помощи джойстика, поворачивая визир так, чтобы постоянно удерживать цель в поле зрения. Для улучшения видимости, ракета была оснащена четырьмя трассерами, закрепленным на кормовых стабилизаторах. В условиях плохой видимости, для наведения также мог быть использован радар Type-262. Максимальная дальность составляла всего 5 километров, так что ограниченные возможности человеческого глаза явно не были лимитирующим параметром.

Ракета запускалась с поворотной пусковой установки, включающей в себя также и счетно-решающее устройство и систему передачи сигнала на борт ракеты. Обычно, установка была четырехзарядной, все ракеты размещались открыто на направляющих. Перезарядка ракеты осуществлялась вручную (!), занимая от 40 секунд до 3 минут.

Именно в таком виде, ракета поступила на вооружение в 1961 году под обозначением GWS-20.

Скромную "Sea Cat" ждал совершенно невероятный по тогдашним меркам экспортный успех. Общим счетом, ракета состояла на вооружении 21 нации — феноменально по тем временам! В списке эксплуатантов "Sea Cat" значились Аргентина, Чили, Германия, Бразилия, Ливия, Тайланд… Даже всегда предпочитавшая искать собственный путь Швеция установила "Sea Cat" на своих эсминцах.

Разгадка популярности в общем-то скромной ракеты была проста. Для флотов подавляющего большинства небольших наций,  в то время актуальную проблему представляли не тактически атомные бомбы и не сверхзвуковые крылатые ракеты, а свободнопадающие бомбы с обычных реактивных истребителей. Задаче борьбы с которыми "Sea Cat" в то время удовлетворяла чуть больше чем полностью. В отличие от изощренных и сложных морских ЗРК американского и советского производства, скромная британская "кошечка" отличалась очень малыми габаритами и неприхотливостью. Полностью снаряженная пусковая "Sea Cat" весила менее трех тонн — что позволяло ставить ее даже на небольшие корабли. Простенькая система наведения и управления не требовала сверхквалифицированного персонала, и не нуждалась в особых условиях эксплуатации.

Для своего времени, скромная "Sea Cat" была действительно очень надежным оружием. Ее система управления, хотя и несколько устаревшая даже по меркам 1960-ых, была простой и надежной, мало подверженной помехам и почти не испытывающей сбоев.

За годы своей службы (а списана "Sea Cat" была лишь в 1990-ых), ракета подверглась ряду модернизаций. Первой была модернизация GWS-21 — по которой ракета получила полуавтоматическое наведение с помощью радара Type-262. Модифицированная версия ракеты ставилась на многие корабли ВМФ, но все еще имела ряд недостатков — в частности, радар, созданный для управления 40-миллиметровыми "Бофорсами" не имел функции слежения за целью, и выполнять ее должен был оператор.

Модификация GWS-22, созданная в 1972 году, была следующим шагом. Ракета наконец-то получила полностью автоматическое управление с помощью радара Type-903. Теперь ракета могла наводиться полностью автоматически, полуавтоматически с ручным управлением ракетой, или вручную с визуальным слежением за целью. По неизвестной причине, не все корабли ВМФ Великобритании получили новые ракеты — некоторые из них, включая фрегаты "Ярмут" и "Плимут", сражались у Фолклендов все еще имея старые GWS-20 в арсенале!

Последней моделью ракеты, принятой на вооружение ВМФ Великобритании была GWS-24. Модель получила итальянскую систему наведения, и предназначалась специально для фрегатов тип-21.

На этом, развитие ЗРК "Sea Cat" остановилось. В планах ВМФ было создание новой, сверхзвуковой версии ракеты, но после ряда испытаний она была сочтена уже слишком устаревшей для того, чтобы оправдать такую модернизацию.

Тем не менее, ракета нашла еще одно неожиданное применение. Под индексом "Tigercat", она была "терранизирована" Королевской Армией и превращена в наземный зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия. Считается, что на эту разработку британцев вдохновил успех американского "Hawk" — собственная армейская ракета запаздывала, и в качестве временной меры в арсенал пошли "Tigercat". Система представляла обычную GWS-20, возимую на полуприцепе за лендровером. Ракеты применял лишь один эскадрон зенитных снарядов, но комплекс оказался неожиданно успешен как экспортный — среди его эксплуатантов была даже… Зимбабве!

Short Brothers "Sea Cat": надежный котенок на службе Ее Величества

В 1982 году, уже немолодой "кошечке"  довелось-таки увидеть реальные бои. Началась Фолклендская Война, и британский флот, все еще имея ЗРК "Sea Cat" в качестве "второго калибра" почти на половине кораблей, отправился воевать с аргентинским — также располагавшим "Sea Cat", правда, теперь уже в качестве единственного зенитного средства.

Short Brothers "Sea Cat": надежный котенок на службе Ее Величества

В боях на Фолклендах проявились как недостатки "Sea Cat"… так и ее достоинства. Ракете, очевидно, было уже слишком трудно бороться с сверхзвуковыми самолетами и низколетящими крылатыми ракетами. На 80 задокументированных пусков "Sea Cat" было отмечено всего одно подтвержденное попадание, разнесшее на куски аргентинский A-4 25 мая 1982 года. Но — в отличие от более молодых и куда как более совершенных ЗРК — за все 80 залпов "Sea Cat" не было отмечено НИ ОДНОГО случая отказа или выхода ракеты из строя, даже в самых сложных боевых условиях. Надежность старой "кошечки" оказалась поистине феноменальной — за что ее, несмотря на слабые возможности, и любили моряки. А вот создававшийся на замену "Sea Cat" ЗРК "Sea Wolf" оказался столь неудачен, что сразу же после войны флот потребовал срочно заменить его чем-нибудь — "хоть установками "Sea Cat""

В 1980-ых "Sea Cat" тихо сошла со сцены. Развитие малокалиберных CIWS сделало автопушки вновь более эффективным средством ближней защиты чем старую и неуклюжую ракету. Последним кораблем, выстрелившим ракету на учениях в конце 1990-ых, был австралийский фрегат HMAS "Torrens" — и, несмотря на то, что возраст комплекса перевалил за тридцать лет, из трех запущенных ракет две поразили цель так же легко, как и всегда.

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account