Школьная скамья повышенной мореходности
Испытывая очередной приступ клептомании, не могу не утащить красивый корабль у одного коллеги, который настоятельно просил о нем не упоминать.
Содержание:
Маленькие громкие крейсера для огромного Тихого океана
В 1898 году, принимая Чрезвычайную программу строительства флота для Тихого океана, Государь поставил перед морским ведомством задачу обеспечить создаваемый флот достаточным количеством офицеров. В свою очередь МТК поставил перед кораблестроителями задачу: быстро и недорого дать флоту значительное количество крейсеров III ранга, способных за счет своего значительного количества создавать для врага значительные трудности в судоходстве, ну и конечно такие крейсера должны были служить «кузницей кадров» для морских офицеров, быть способны сопровождать эскадру в ЛЮБЫХ погодных условиях, служить посыльными и разведывательными кораблями, нести ощутимое минное и артиллерийское вооружение.
Как раз в это время в МТК поступил составленный в инициативном порядке проект молодого кораблестроителя Федора Конюхова. Предложенный им крейсерок оказался «ладно скроен и крепко сшит». Не отличавшийся ни скоростью, ни мощностью вооружения, он выделялся технологичностью. Везде, где было можно, были предусмотрены унифицированные детали и узлы. Небольшая осадка (4,8м) сокращала требуемую прочность днища. Высокий полубак обеспечивал хорошую мореходность. Бронезащита ограничивалась бронепалубой, щитками орудий и бронерубкой. Линейная схема расположения артиллерии обеспечивала максимальный вес бортового залпа при минимальных затратах на приобретение орудий. Повышение дальности хода предполагалось достигать за счет замены угля на нефть
Последнего пункта хотелось бы коснуться более подробно. В самом деле, теплотворность угля при сгорании составляет 6300-6700 кКал/кг , а у нефти — 13 000 кКал/кг! (10 500кКал/л). Вдобавок нефтяные форсунки не требуют кочегаров, могут быть отрегулированы более точно, для обеспечения более высокой эффективности, словом, сплошная выгода. Очень много красочных аргументов в защиту этого тезиса предложил Альфред Нобель, владелец Бакинских нефтяных промыслов. Это он спонсировал работу Конюхова, и способствовал принятию его проекта МТК. Нобель даже предложил за свой счет устроить нефтехранилища во Владивостоке, Порт-Артуре и Кронштадте.
Проект всесторонне рассматривался и изучался. Учитывались различные мнения, так, например, по мнению Хорошихина – «Отряд таких крейсеров в мирное время давал бы резерв дельных офицеров и команд нижних чинов для перворанговых кораблей, а в военное время, сочетая в себе качества канонерской лодки и крейсера, выполнял бы задачи возложенные на них», поэтому корабли радиофицировали и снабдили высоким полубаком, в котором предусмотрели помещения для многочисленного экипажа, который намеренно раздули для увеличения числа курсантов.
Проект крейсера, после небольшой доработки, было решено пустить в серию. Серийным изготовлением его занялась судостроительная верфь «Звезда», которую Русское паровозостроительное и механическое общество в 1895 году построило рядом с Владивостоком, в городке Большой камень. Паровозостроительные привычки аукнулись потом так, что мало не показалось. Но это было потом.
Поначалу «Звезда» закладывала на семисотфутовом эллинге по два крейсера разом и выпускала вполне традиционные для того времени крейсера:
Водоизмещение 2250т, размеры 95 х 11 х 4,8м, 8 котлов, 2 машины тройного расширения, 6000 л.с., максимальная скорость 18,2 ..18,3 узла, запас топлива в 250 т обеспечивал крейсеру 5000 миль плавания при скорости 10 узлов, при замене на уголь дальность сокращалась до 3100 миль. Бронирование: палуба – 25,4 мм, скосы – 47 мм, щиты орудий – 25,4 мм, рубка – 63 мм
Вооружение: 3 х 120мм Канэ, 6 х 47/43 Гочкисса, 2х37 Гочкисса. Торпедные аппараты: два двухтрубных, подводный в носу и надводный на палубе, 457мм.
Отработав технологию, паровозостроители обнаружили в конструкции определенный запас прочности, позволивший увеличить длину корабля просто за счет повторения шпангоутов. Длину увеличили до 106 метров. Водоизмещение выросло до 2500 тонн. Котлы и машины Бийского завода, при серийном производстве, показали резерв для повышения мощности, давление пара довели до 18 атмосфер. Если бы число котлов осталось тем же, мощность составила бы 7500 л.с., но число котлов увеличили до 12, и при мощности 11 300 л.с. машины разгоняли крейсер до не шуточных 22,0 узла.
С 1897 году было построено три таких корабля: Пурга, Суховей и Метель.
Водоизмещение 2500т, размеры 109 х 11 х 4,8м, 12 котлов, 2 машины тройного расширения, 11 300 л.с., максимальная скорость 22,0 узла, запас топлива в 350 т обеспечивал крейсеру 5100 миль плавания при скорости 10 узлов. Бронирование: палуба – 25,4 мм, скосы – 47 мм, щиты орудий – 25,4 мм, рубка – 76 мм
Вооружение: 3 х 120мм Канэ, 8 х 47/43 Гочкисса, 2х37 Гочкисса. Торпедные аппараты: три двухтрубных, подводный в носу и два надводных на палубе, 457мм.
Новые веяния
С 1899 года корабли стали получать новые гидродинамические винты и артиллерию Барановского, от надводных торпедных аппаратов отказались. Водоизмещение подросло до 2650т. Адмиралтейский коэффициент повысился до 182, а максимальная скорость до 22,5 узла.
Водоизмещение 2650т, размеры 109 х 11 х 4,8м, 12 котлов, 2 машины тройного расширения, 11 500 л.с., максимальная скорость 22,5 узла, запас топлива в 350 т, 5100 миль (10 узлов). Бронирование: палуба – 25,4 мм, скосы – 47 мм, щиты орудий – 25,4 мм, рубка – 76 мм
Вооружение: 5 х 127мм/55 Барановского, 4 х 87мм/55 Барановского. Торпедные аппараты: подводный трехтрубный в носу, 457мм.
Размещение совсем не малокалиберного орудия над крышей радиорубки частенько вызывало сбои в работе радиоаппаратуры, с этим пытались бороться, развивая антенно-фиддерные тракты.
Паровозостроительная верфь принимала и иностранные заказы. Для Аргентины был построен «Памперо», для Мексики — «Санта Ана». Черногория приобрела «Мельтеми», «Грегаль» и «Кошаву». Все экспортные корабли строились по чертежам «Зефира».
Корабли приняли достойное участие в Русско-Японской войне. На одном из них, «Муссоне», в должности судового врача принял участие в войне и Федор Конюхов. Война, грохот пушек, стоны раненых и полученная контузия весьма разрушительно повлияли на нестойкий разум творческой личности, но заметили это только после войны, когда в 1906 году «Звезда» произвела «Трамонтану».
Когда из-за гор станет дуть «Трамонтана»
До последего скрывавший свою затею Конюхов создал крейсер максимальной длины, какую могли выдержать типовые конструкции завода «Звезда» при волнении до 8 баллов. Более крепкие волны грозили переломить корпус. Шесть дымовых труб, 24 котла, форсированные до 1050 л.с., и та артиллерия, какую несчастный смог найти на складах «Звезды».
Водоизмещение 3900т, размеры 165 х 11 х 4,8м, 24 котла, 2 машины тройного расширения по 8 цилиндров, 25200 л.с., максимальная скорость 28,5 узла, запас топлива в 1000 т, 4500 миль (10 узлов). Бронирование: палуба – 25,4 мм, скосы – 47 мм, щиты орудий – 25,4 мм, рубка – 102 мм
Вооружение: 2 х 127мм/55 Барановского, 4 х 87мм/55 Барановского, 6 х 47мм/43 Гочкисса, 2х37мм Гочкисса. Торпедные аппараты: подводный четырехтрубный в носу, 457мм, 6 надводных двухтрубных 457мм.
Турки называли крейсер «шайтан-ладья», потому что перефорсированные котлы на полных парах извергали огонь из всех шести дымовых труб. Выпущенный в год триумфального появления паровых турбин крейсер мгновенно устарел, в годы первой мировой войны был отправлен на Черное море и был перевооружен на артиллерию Канэ. Участвовал в налетовых обстрелах Румынского побережья, Трабзона и Цареграда.
Вооружение: 8 х 152мм/45 Канэ, 10 х 47мм/43 Гочкисса, 4х37мм Гочкисса. Торпедные аппараты: подводный четырехтрубный в носу, 457мм, 6 надводных двухтрубных 457мм.
PS. Ну вот, уважаемые коллеги, такая получилась штуковина 🙂 прошу к «Трамонтане» отнестись с юмором, а остальные крейсера вроде нормальные получились.