Шестеро смелых. Истребители Рогожарски ИК-3. Югославия
Винтажная статья из журнала «Letectví + kosmonautika» 19/89 выкладывается на сайт в продолжение темы югославской авиации, поднятой в статье уважаемого коллеги Кирилла Шишкина «Воздушная война над Балканами в 1941 году. Авиация Югославии».
6 апреля 1941 года в семь часов утра 235 немецких бомбардировщиков Ju 87, Не 111 и Do 17Z в сопровождении 120 истребителей Bf 109 и Bf 110 атаковали столицу Югославии Белград. В состав ПВО Белграда входила 51-я истребительная группа 6-го авиаполка ВВС Югославии, базировавшаяся на белградском аэродроме Земун. В тот день в составе двух ее эскадрилий (161-я и 162-я) находились шесть пригодных к полетам истребителей-низкопланов ИК-3. Остальные были в ремонте. Все шесть ИК-3 взлетели после сигнала тревоги, но один самолет был вынужден вернуться из-за перегрева двигателя. Пять югославских пилотов на машинах отечественного производства пошли в атаку на самолеты нацистской Германии. Вместе с ними вражеские бомбардировщики атаковали югославские Ме-109 – закупленные перед войной истребители Bf 109 E-3.
Пилоты Саво Поячич, Душан Борчич и Милисав Семич сбили по одному бомбардировщику и в бою с немецкими «мессершмиттами» Саво Поячич сбил один истребитель Bf 109. Только два ИК-3 вернулись на базу. Самолет Душана Борчича был сбит (сам летчик погиб), машины Саво Поячича и Эдуарда Бамфича получили повреждения, а сами летчики были ранены. Против двух последующих волн бомбардировщиков, в каждой из которых было около сотни машин, в небо поднялись три истребителя ИК-3, среди которых была машина с перегревшимся утром двигателем. Капитан Тодор Гогич и лейтенант Душан Вуйчич из 162-й эскадрильи претендовали на один совместно уничтоженный бомбардировщик.
На следующий день истребители ИК-3 выполнили пять или шесть боевых вылетов, сбив три немецких бомбардировщика. По окончании второго дня боев пригодными для полетов оставались три истребителя ИК-3. 8 апреля они летали с вспомогательного аэродрома Велики Радинци II, расположенного в пятидесяти километрах от Белграда. Из-за ухудшившейся погоды 6-й полк возобновил боевую деятельность только 11 апреля, когда Милисав Семич сбил один Bf 110, а Тодор Гогич и Душан Вуйчич по одному Ju 87. Однако в ночь на 12 апреля бронетанковые колонны нацистов близко подошли к аэродрому, и летно-техническому персоналу был отдан приказ уничтожить свои самолеты.
Таков был итог карьеры югославских самолетов-истребителей отечественной конструкции ИК-3. Эта машина была полным аналогом чехословацкого истребителя Avia B-135 – была создана примерно в то же время, имела те же двигатель и вооружение и практически такую же технологию производства. Истребители ИК-3 сражались в условиях абсолютного превосходства в воздухе немецких ВВС, но в их кабинах сидели решительные пилоты, храбро защищавшие свою родину (чехословацкие пилоты несмотря на свою решительность на смогли проявить в 1938 году свои боевые навыки, и с немцами они дрались в составе военно-воздушных сил Франции, СССР и Великобритании). Таким образом, развертывание истребителей ИК-3 могло бы стать своего рода моделью, чтобы представить ситуацию с чехословацкими B-135. Однако история позволила истребителю ИК-3 не остаться прототипом, а быть запущенным в серийное производство и послужить своей стране. К сожалению, немецкие ВВС также смогли воспользоваться дополнительными годами, чтобы усовершенствовать свои вооружение и опыт до более высокого уровня, чем в они были в 1938 году.
Истребитель ИК-3 являлся результатом работы трех авиаконструкторов: Любомира Илича, Косты Сивчева и Слободана Зрнича. В активе инженеров Илича и Сивчева были подкосные высокопланы ИК-1/ИК-2, из которых второй был запущен в производство компанией «Икарус» и со значительным опозданием был выпущен небольшой серией. Как это было принято в Югославии в то время, проект создавался по частной инициативе авторов, затем был предложен командованию военно-воздушных сил страны и в случае одобрения командования выдавался заказ на изготовление прототипа (и в случае успешных испытаний – заказ на серийное производство).
Проект свободнонесущего низкоплана ИК-3 был предложен югославским ВВС летом 1936 года, и в марте 1937 года компании Прва српска фабрика аероплана Живојин Рогожарски А. Д. (Рогожарски) было заказано изготовление прототипа. ИК-3 имел смешанную конструкцию, т.е. цельнодеревянное крыло с бакелизированной фанерной обшивкой, фюзеляж со сваренной из стальных хромомолибленовых труб фермой и обшивкой в виде листов металла в передней части и полотном в задней части. Силовая установка состояла из одного 920-сильного (677 кВт) французского 12-цилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-29. Вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки Hispano HS-404 и установленных над двигателем двух синхронизированных 7,92-мм пулеметов Browning-FN (прототип получил пушку HS-9 и 7,7-мм пулеметы Darne M-31).
Первый полет нового самолета состоялся 14 апреля 1938 года под управлением капитана Милана Белановича. Машина казалась очень маневренной, но что касается управляемости, то оно оказалось чрезвычайно чувствительным, и поэтому у некоторых пилотов возникли трудности, хотя чрезвычайная маневренность была всеми оценена по достоинству. Однако испытания были резко прерваны, когда 19 января 1939 года прототип разбился, погубив при этом пилота – капитана Милана Покорного. Эта катастрофа задержала запуск самолета в серийное производство, которое началось только весной 1939 года, когда статические испытания показали, что крыло способно выдержать перегрузку 14g.
Серийные самолеты отличались от прототипа рядом изменений, например, переделанным фонарем кабины пилота с удлиненным ходом подвижной части, изменением радиатора и т.д.. Для серийных самолетов Югославия заказала у чехословацкой компании Avia двигатели Hispano-Suiza 12Ycrs, которые развивали мощность 860 л.с. (632 кВт) и вращали воздушные винты изменяемого шага Hamilton Standard и Ratier. Вооружение состояло из стрелявшей сквозь втулку винта 20-мм пушки Oerlikon MG FF (немецкого производства) с боекомплектом в 60 снарядов и двух 7,92-мм пулеметов Browning FN с боезапасом 500 патронов на ствол. Только первая серийная машина вслед за прототипом получила радиостанцию Telefunken FuG VII, тогда как остальные из Германии не прибыли.
Компания Рогожарски изготовила 12 серийных истребителей ИК-3, которые в марте и июле 1940 года были поставлены партиями по шесть машин в каждой. Следующий заказ был на 48 истребителей ИК-3, но на момент агрессии гитлеровской Германии в стадии производства находились только 25 машин. Одна машина была перепроектирована под установку немецкого двигателя Daimler-Benz DB 601 A. Также рассматривалась установка на истребитель британского двигателя Rolls-Royce Merlin II, но в этом случае потребовалась бы смена вооружения, поскольку «мерлин» не был приспособлен под установку мотор-пушки. Также разрабатывался двухместный учебно-боевой вариант ИК-3/2.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Рогожарски ИК-3
Назначение: истребитель
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Прва српска фабрика аероплана Живојин Рогожарски А. Д., Земун
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano Suiza 12Y-29, развивавший мощность 920 л.с. и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага Hamilton Standard
Размеры:
размах крыла 10,30 м
длина 8.00 м
высота 3,25 м
площадь крыла 18,50 м²
Масса:
пустого самолёта 2068 кг
взлетная 2630 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• у земли 421 км/ч
• на высоте 4500 метров 527 км/ч
время набора высоты 5000 метров 7 минут
практический потолок 9400 м
дальность полета785 км
Количество изготовленных: 13 экземпляров (1 прототип + 12 серийных)
ПРИЛОЖЕНИЕ
источник: VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «Letadla 39-45 Rogožarski IK-3» «L+K» 19/89, стр.29/749