Северокавказский вопрос, часть III. Дагестанцы, религия вайнахов, демография региона
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Публикую свой внеочередной подцикл по реальной истории, и на сей раз он коснется Северного Кавказа. Рассмотрена будет его краткая история в XVIII веке, особенности общественного и религиозного развития, а также перспективы присоединения горских народов к Российской империи в этом же столетии. В текущей статье речь пойдет о дагестанских народах, а также северокавказской демографии и религии вайнахов.
Содержание:
Религия вайнахов
После всего того, что было сказано в описании предыдущих народов Северного Кавказа, не стоит удивляться тому, что вайнахи в XVIII веке оставались верны своим традиционным верованиям, т.е. язычеству. Причем язычество это доминировало настолько сильно, что в результате свело на нет все попытки христианизации в Средние Века, предпринятые Грузинской православной церковью. Нет, какое-то количество христиан среди вайнахов с той поры было, но это было настолько небольшое религиозное меньшинство, что о нем даже и не вспоминают. Сейчас, в наше время, в Чечне остались потомки этих христиан – в количестве аж 3 тысяч человек на всю Чеченскую республику, меньше 1% от ее населения. Правда, определенное влияние православие все же на общество вайнахов оказало, и с той поры их традиционные верования несколько изменились, переняв ряд черт у христианства, в том числе некоторых святых. Но все это было мелочами, и язычество все равно оставалось верой большинства чеченов и ингушей, да и сейчас некоторые источники утверждают, что отголоски того язычества еще целиком не исчезли, и некоторые старые обряды и традиции все еще соблюдаются.
Появление ислама в среде вайнахов – тема достаточно мутная. Есть источники, которые указывают, что впервые с магометанством познакомились чеченцы, еще в XV веке, но это было именно что знакомство, которое не привело к обращению в ислам сколь-либо заметного количества горцев — по факту речь шла лишь о принятии магометанства отдельными семьями, даже не тейпами. Начало действительного распространения ислама в сердцах и умах горцев связала с двумя именами – Термаол-шейха и Берса-шейха, двух товарищей, которые обучались в Дагестане арабскому письму, приобщились там к суннизму, и затем стали распространять его в родных селениях и их окрестностях. Но тут есть одна маленькая проблемка, размером с супертанкер — в отличие от подробностей их биографии, годы жизни этих двух товарищей неизвестны. От слова совсем. Ибо информация о них сохранилась лишь в памяти их тейпов, которым важнее имена и очередность поколений, а не точная датировка тех или иных событий. И в результате этого получается дикий разброс по времени – если одни исследователи (которых поддерживают собственно чеченцы) указывают, что Берса и Термаол проповедовали ислам в 1590-е годы, то другие указывают на совершенно иную дату – первое десятилетие XVIII столетия, т.е. более чем на 100 лет позднее [1]. Неплохой такой разброс, не так ли? Сам я не берусь судить о том, какая из двух версий более вероятна. Зато есть и другая информация – когда на селения, перешедшие в ислам в ту пору, обрушивались засуха и неурожай, их жители массово отворачивались от новой веры, и возвращались к старой, боясь гнева богов. Насколько эти истории правдивы, и как широко могло распространиться такое возвращение к язычеству – вопрос тоже открытый, и спорный, но вполне могло быть и такое, ибо на том этапе суннизм давал мало что нового для рядовых вайнахов, а уж в истории христианства подобные явления встречались нередко.
Да и не имеет по большому счету это значение, ибо после Берсы и Термаола распространение ислама среди вайнахов почти полностью остановилось. Мусульманами стала лишь часть населения так называемого Нохч-мохка, или по-русски – Ичкерии, которая является историческим регионом Чечни, и занимает относительно небольшую территорию на востоке, прямо на границе с Дагестаном. Остальные вайнахи, включая почти всех горных чеченцев и ингушей, оставались верны язычеству, за исключением разве что какой-то части элит – но это был лишь их личный выбор, а не массовое явление. Плюс, имело место забавное явление, когда сами вайнахи еще были язычниками, но уже начинали соблюдать шариатское право, и руководствоваться им в повседневной жизни, а при заключении договоров с той же Россией приносили клятву на Коране, а не на чем-либо еще [2]. При этом Россия, как будто бы мало было спорных решений по части Чечни, решила простимулировать исламизацию этих народов, считая, что так будет проще ими управлять. В том числе ради этого над вайнахами-язычниками ставились феодалы-мусульмане…. Правда, исламизация Чечни все равно шла медленными темпами, пока в 1780-е годы не случился такой человек, как Шейх Мансур, более известный как первый имам Северного Кавказа. Имам не самый удачливый в плане борьбы с Россией, но вот кое-что ему, а точнее — его соратникам, удалось достаточно неплохо. Именно при нем исламизация начинает вестись под другим углом, с «правильными» акцентами, а во главу угла была поставлена борьба против русских захватчиков. И вайнахские язычники стали массово сходиться под знамена с полумесяцем, и принимать суннизм от чистого сердца, по собственному выбору, а не под каким-то принуждением, что на самом деле было очень по-чеченски. Впрочем, на исламизацию все равно понадобилось какое-то время, и завершилась она лишь в 1820-е годы – хотя, как я уже говорил, есть информация о том, что в некоторых аулах еще соблюдают старые традиции.
Таким образом мы видим, что исламизация вайнахов запустилась достаточно поздно, шла не без проблем, и завершилась буквально в самом начале Кавказской войны. Собственно, и сама эта война оказалась тесно связана с утверждением магометанства у чеченцев и ингушей – если бы не русская угроза, не те ошибки, которые совершили царские власти, то у вайнахов не сформировалась бы стойкая русофобия, а значит и не нашли бы такого широкого отклика идеи газавата и мюридизма. Именно Кавказская война подстегнула исламизацию (которая все равно в активной фазе заняла аж 40 лет, т.е. 2 поколения), и привела к формированию Чечни в таком виде, в котором мы ее знаем и пытаемся понять. Не будь этого конфликта – кто знает, чем бы все закончилось? Даже раскладка по религиям у вайнахов могла бы стать совершенно другой – как вытеснило их язычество христианство в свое время, так могло и вытеснить на окраину статистики и ислам, в результате чего чеченцы и сейчас оставались бы язычниками [3]. Или же они все же исламизировались, но как-то иначе. Или вовсе постепенно приняли бы христианство. Кавказские народы всегда имели достаточно непредсказуемое будущее, так что в условиях АИшки с ними могло бы случиться что угодно….
Ах да, забыл один забавный момент. В определенных кругах распространена святая вера в то, что чеченцы — это евреи. По крайней мере, в какой-то заметной части. Приводится даже цифра до 30% криптоевреев среди чеченцев. Доказательств этому, как правило, не приводится, самое лучшее, что можно узреть на эту тему — это пространные рассуждения о том, что древние чеченцы основали хазарский каганат, и от него переняли иудаизм, а потом, после распада каганата, стали мусульманами. Что вдвойне забавно, так как ислам среди нохчей появился ну очень поздно после распада этого государства… Все подобные теории и рассуждения по поводу криптоиудейства или еще чего-то подобного страдают ненаучностью и недоказуемостью, или как минимум насилием над совой и глобусом. Нет, определенные схожие элементы старых обрядов с иудейскими есть, да и генетика вроде указывает на отдаленное родство евреев и нохчей, но это — совершенно не означает, что вайнахи когда-либо были иудеями в плане религии в товарных количествах, этому просто нет никаких фактических доказательств. Как нет вменяемой информации о существовании каких-либо иудейских чеченских тейпов во времена язычества, когда им скрывать свою истинную веру было незачем. Так что всерьез я эту тему обсудждать не планирую.
Дагестанцы
Ох, Дагестан… На самом деле, это очень сложный для быстрого обзора регион, по многим причинам. И самая первая из них – это определение его точных границ, потому как Дагестан в виде исторического региона заметно отличается от нынешнего Дагестана в составе России, а дагестанские народы в рассматриваемое нами время проживали не только к северу от Кавказского хребта, но и между ним и рекой Курой (Азербайджан), расположенной к югу. Если говорить о Дагестане как о мешанине многих народов, то имеет смысл охватить и Апшеронский полуостров, где, как ни странно, до начала XX века преобладали отнюдь не азербайджанцы. А еще Дагестан плотно пересекается с древним регионом Кавказская Албания – которая в узком смысле является левобережьем Куры, а в широком включает в себя будущие территории Дагестана. Потому, в рамках рассматриваемого периода времени, под Дагестаном будет подразумеваться обширный регион, включающий современный Дагестан и те территории Азербайджана, которые находятся к северу от реки Куры, в том числе такие крупные города, как Ширван и Баку.
На этой территории проживало огромное количество народов, причем зачастую вообще никак не связанных друг с другом, а иногда вроде бы родственных, но сильно отличающихся. Так, по свидетельствам древних авторов, одни только кавказские албанцы говорили на десятках разных языков, при этом проживая на достаточно компактной территории. Такую плотную солянку этносов и субэтносов не найти в этих местах нигде, да и даже во всем мире трудно навскидку привести столь небольшой регион, где проживало бы такое большое количество народов. На всем прочем Северном Кавказе, если что, их проживает меньше, чем в одном только Дагестане. Расписывать каждый народ – это все равно что писать отдельную статью, потому я пройдусь ну очень кратко по основным игрокам региона.
- Кумыки. Крупнейший тюркский народ на Кавказе, чей этногенез до сих пор является предметом для больших этнографический срачей. Предками их, судя по всему, являются гунны-савиры, которые откочевали к устью Терека еще в III-IV веках, хотя также называются и хазары. Основали Шамхальское государство, которое в свое время занимало практически всю территорию современного российского Дагестана. Шамхальство Тарковское – это лишь бледная тень от того государства, один из осколков, образовавшихся после распада самого развитого исторического государства кумыков. Оказали самое деятельное сопротивление экспансии России в регионе, являлись одними из самых стойких сторонников Северокавказского имамата во время Кавказской войны.
- Аварцы. Или, если быть точным, целая группа аваро-андо-цезских народов в количестве 14 штук, проживающих в Западном Дагестане, а в прошлом – еще и в Албании (т.е. левобережье Куры). В свое время имели свою небольшую государственность, оказали ожесточенное сопротивление монголам, так и не покорившись им, а позднее точно так же сопротивлялись и не покорились персам, включая талантливого и могущественного Надир-шаха. В некоторых источниках упоминается, что радостно приветствовали русскую власть, но на деле составляли до ¾ армии Северокавказского имамата во времена Шамиля, и считались весьма важной его опорой, «эталонными» горцами, самыми воинственными и агрессивными, превосходя в этом даже нохчей. Также отличались особым пристрастием к разбою и набегам. При всем этом считались самыми верными своему слову горцами, и самыми меткими стрелками. В отличие от многих прочих – предпочитали воевать в пешем строю.
- Лакцы. В царской России известны также как кумуки, или казикумуки. Маленький дагестанский народ, чей этногенез также является предметом для активной этно-исторической дискуссии. Считаются то предками лезгин, то боковой ветвью кумыков, хотя они, несомненно, имеют автохтонные дагестанские корни. В Кавказскую войну поддерживали Северокавказский имамат, но не так чтобы очень активно.
- Даргинцы. Еще один небольшой дагестанский народ, вероятно, являющийся одним из наиболее «чистых» автохтонных дагестанских этносов вообще. Как и любые гордые горцы, всегда отличались воинственностью и непокорностью, воевали с персами, затем с русскими, совершая регулярные набеги на прибрежные части Дагестана, контролируемые царскими войсками во время Кавказской войны. Поддерживали всех имамов.
- Лезгины. Достаточно многочисленный дагестанский народ, представитель коренных народов Кавказа. Самое многочисленное национальное меньшинство современного Азербайджана, до конца XX века проживали на обширных территориях, есть информация о лезгинских анклавах у самой реки Куры. Постоянная головная боль персов, которые так и не смогли окончательно покорить лезгин, конфликт с которыми был вызван в первую очередь религиозной разницей (персы – шииты, лезгины – сунниты). Участвовали в Кавказской войне на стороне имамата, но в целом оказались куда менее стойкими и системными его союзниками, чем, к примеру, аварцы.
- Таты. Иранский народ, проживающий на обширной территории Апшеронского полуострова. Фактически коренное население этого региона. До середины XIX века составляли подавляющее большинство населения городов [4]. Наглядный пример того, насколько податливы вообще иранские народы в Новом Времени к ассимиляции, и установлению чужого господства – при царях и генсеках они не представляли абсолютно никаких проблем для центральных властей, при этом еще с конца XIX века начали массово ассимилироваться в азербайджанцев, так как даже не имели развитого письменного языка. Во время Кавказской войны проявили полное равнодушие к идеям мюридизма, газавата и прочего. Побольше бы таких на русском Кавказе иметь….
- Армяне. Массовое появление армян в обозначенных нами территориях Дагестана случилось уже в XIX веке, но и до того там имелись анклавы этого христианского народа, преимущественно поблизости крупных городов вроде Баку или Ширвана.
- Грузины. Некоторые этнические группы грузин проживали в XVIII-XIX веках на правобережье Куры, позднее переселились оттуда в саму Грузию.
- Азербайджанцы. По идее, доминирующий народ на территории Азербайджана, часть которой захватывает исторический регион Дагестана…. Да вот только это ситуация уже скорее XX века. Даже в конце XIX столетия азербайджанцы представляли собой на указанной территории меньшинство, компактно проживающее вдоль берегов Куры, или же рассеянное по территории остального Южного Дагестана. А в XVIII столетии картина была еще менее «азербайджанской» — представители этого тюркского народа к северу от Куры встречались в следовых количествах, так как сам народ был еще кочевым и полукочевым, а благоприятные для этого территории находились к югу от главной реки современного Азербайджана.
- Горские евреи. С какого-то перепугу некоторыми называются татами, хотя таты — это вообще другой народ. Встречались на всей территории Дагестана в тех или иных количествах, приветствовали русскую экспансию, в активном участии в Кавказской войне не замечены.
Как мы видим, народная солянка в Дагестане серьезная. И у каждого народа были свои особенности. Впрочем, по многим признакам Дагестан все же был един, как и его народы, особенно в границах современного российского региона с тем же названием. Так, из-за сильной пестроты в языках и диалектах в Дагестане приходилось много пользоваться интерлингвой, роль которой играл арабский язык. К XVIII веку эпоха сильных и крупных государственных образований в этом регионе прошла, и Дагестан, за исключением разве что южной своей части, представлял собой мозаику из феодальных и племенных формирований, обществ, мелких княжеств, царств, шамхальств и прочих титулярных государств, каждое из которых претендовало на независимый статус. Само собой, что выстраивать какую-то политику в этом регионе было чрезвычайно сложно, так как и сами раскладки менялись регулярно, и мелких, но очень гордых игроков более чем хватало. В идеале надо было учитывать интересы всех их, но это даже чисто физически нельзя было сделать с таким количеством игроков.
И все же Россия попыталась, при этом постаравшись соблюсти местные законы и традиции, и выбрав те, которые оказались далеко не самыми эффективными. С дагестанскими владетелями стали заключать договора, и для гарантий их соблюдения русские брали аманатов, т.е. заложников. Иногда это работало как надо. Иногда это не работало вообще, когда в заложники брался человек, по тем или иным причинам не настолько важный для другой стороны, чтобы ради сохранения его жизни соблюдать невыгодные условия договоров. А иногда это работало и против России, когда в аманаты попадали люди достаточно популярные, или когда нахождение этих людей в заложниках использовали местные заводилы дабы создать образ «плохих русских». При этом аманаты могли даже поступать на русскую службу и делать карьеру там… Но это лишь отрывало их от своего рода, и обесценивало в качестве заложника. Кроме того, даже при выдаче заложников горские племена и феодалы могли все равно втихую продолжать оказывать сопротивление России и совершать набеги на прибрежные территории. А иногда попадались особо хитрые горцы, и на деле якобы набег со стороны игрока А оказывался подставой со стороны игрока В…. Но самое главное – аманатство как таковое не могло улучшить отношений между горцами и царской администрацией, так как все равно было в той или иной мере насильственным договором между чужаками и дагестанцами. В результате этого в течении долгого времени этот регион являлся постоянной проблемой для России, хоть и не самой большой, но не решаемой в системном виде, так как царские власти не желали ломать устоявшиеся порядки, хотя именно эти устоявшиеся порядки и предопределяли проблемность региона. Более того – по отчетам вышестоящему начальству аманатство вполне себе работало, и русские перенесли эту практику на отношения с черкесами. Которые вообще использовали и любые договора, и выдачу заложников лишь себе на пользу, получая передышку для подготовки новых враждебных действий против России.
В религиозном плане Дагестан к тому моменту, когда его может начать подчинять Россия, уже является целиком исламским. Подавляющее большинство его народов являются сторонниками суннизма, но таты и азербайджанцы в большинстве своем шииты. Именно из Дагестана ислам попал в Чечню, и именно в Дагестане впервые начали укрепляться идеи мюридизма и священной войны против русских. При этом в самом Дагестане распространение ислама шло медленно, аж с VII по XV века, и проходило под влиянием Арабского халифата, а затем «в собственном соку». До того, как ислам стал по факту единственной религией в этом регионе, там существовало христианство (православие), язычество и иудаизм – последний, скорее всего, достался горцам от хазар, но это не более чем теория. Вообще, история исламизации Дагестана является наглядной иллюстрацией того, что магометанство на самом деле очень медленно утверждалось на Кавказе, раз на столь небольшой регион понадобилось аж 8 столетий. Причем после завершения его исламизации дальнейшая экспансия полумесяца практически остановилась, и за последующее века вплоть до XVIII столетия в ислам удалось обратить аж небольшую часть нохчей, в то время как кавказское язычество оказывало этому процессу серьезное сопротивление [5].
Впрочем, для России большой разницы нет, так как она сможет приступить к подчинению Дагестана лишь в том же XVIII веке, когда ислам там уже утвердился окончательно. Более того, именно отсюда уже в конце столетия начнут выплескиваться волны суннитских проповедников и новых идей, которые окажут сильное влияние на дальнейшую историю этого региона. Так что покорять всех этих кумыков, аварцев и прочих пораньше для России стратегически важно. Да, это будет настоящее завоевание, потребуется затратить большое количество ресурсов и человеческих жизней – но без этого придется смириться с очень буйным мусульманским регионом у себя под боком, в сравнении с которым Кабарда была бы образцом спокойствия и порядка, из которого в любой момент могли начать появляться один за другим имамы с мюридами и газаватом на десерт. Вообще, Дагестан — это на Северном Кавказе самая большая проблема для России, которую можно решить только силой. С черкесами, вайнахами, осетинами и прочим можно было обойтись малой кровью, и иногда даже обходилось, но в Дагестане, с его солянкой народов, феодов и постоянными набегами всех на всех, мирное решение невозможно, как и попытки сочетания кнута и пряника — увы и ах, но в сложившихся условиях этого региона пряник будет скорее восприниматься как признак слабости. И потому, когда вопрос заходит о покорении Дагестана, тяжело не согласиться со сторонниками самых жестких мер для усмирения горцев.
Впрочем, была и некая альтернатива – отдать Дагестан персам, ну или туркам, вместе с Азербайджаном и всем Закавказьем. Вот только что-то мне подсказывает, что такой вариант в результате получился бы еще хуже….
Немного о демографии
Но эти все раскладки по политике и религии будут неполны, если не представить кое-какую другую информацию – а именно демографическую. Здесь у нас, правда, возникают серьезные затруднения, так как численность населения хотя бы отдельных частей Северного Кавказа в XVIII веке нам просто неизвестна. Потому приходится оперировать известными, или хотя бы приблизительными цифрами, и делать кое-какие собственные расчеты. Исходя из того, что крупных городов в горах в то время не было, можно предположить достаточно низкую по меркам времени плотность населения, гораздо меньшую, чем, к примеру, у горцев Швейцарии, или Уэльса. Да и Кавказские горы – очень даже горы, а в то время еще и покрыты плотными лесами, которые тоже не позволили бы появиться в этом регионе большому количеству населения банально из-за недостатка продовольствия, тем более что кавказцы были, в общем-то, далеко не самыми богатыми народами, чтобы закупать недостающее за границей, по крайней мере до той поры, пока они не стали грабить в товарных количествах окрестности.
К сожалению, я не смог найти полный текст этностатистического исследования авторства В. М. Кабузана, потому придется пользоваться лишь огрызками информации из него, и считать все неизвестные цифры самому. Опираясь на приведенные абзацем выше соображения, а также кое-какие известные мне цифры, в том числе из исследования Кабузана, я смог составить очень примерную картину по численности населения тех или иных народов, народностей и частей Северного Кавказа, причем указанные мною цифры являются, пожалуй, максимально допустимыми для начала XVIII века, да еще и округленными до десятков в сторону увеличения:
- Адыгейцы –120 тысяч человек. Причем это не просто максимум, а самый максимальный максимум из возможных, не исключено, что адыгейцев в реале было раза в два меньше;
- Абхазы и абазины – 160 тысяч человек. При этом, какими бы не были реальные цифры, большая часть из них проживала именно в Абхазии;
- Кабардинцы и горские татары – 140 тысяч человек. Более или менее взвешенная цифра в сравнении с тем, что можно увидеть в сети от некоторых кавказских историков, хотя на самом деле там могло быть и немного больше народу;
- Вайнахи – 70 тысяч человек. Цифра Кабузана, целиком перекрывается с моими собственными исчислениями;
- Осетины – 60 тысяч человек;
- Дагестанцы – 360 тысяч человек. Не исключено, что их могло быть несколько больше, но незначительно;
Или в сумме – около 900 тысяч человек. Это в условиях, когда еще актуальным было значительное давление на горцев из степи, шли постоянные конфликты с ними, а доступной для земледелия земли было достаточно немного. Причем замечу – это, в общем-то, максимальные оценки из тех, что я могу дать демографии Северного Кавказа на начало XVIII века, по факту там могло быть и меньше народу. Исключением может быть лишь Кабарда, население которой в силу высокой ее организованности и целостности могло быть на самом деле несколько больше. Ну и Дагестан — там для Кавказа плотность населения была достаточно большая, в том числе потому местные народы так сильно друг дружку и прессовали…. За следующие полвека давление степняков на горские народы постепенно ослабевало, но все еще существовала проблема с земледелием и продовольствием, потому рост населения был относительно небольшим:
- Адыгейцы – 150 тысяч человек. Аналогично — это максимальный максимум из всех максимумов возможного;
- Абхазы и абазины – 200 тысяч человек;
- Кабардинцы и горские татары – 180 тысяч человек;
- Вайнахи – 90 тысяч человек;
- Осетины – 80 тысяч человек;
- Дагестанцы – 480 тысяч человек.
Или в сумме – около 1,2 миллиона человек на середину XVIII века. Но вот дальше напор степняков уже окончательно схлынул, горцы получили доступ к новым землям, к тому же началась эпоха массированных набегов на русские владения и друг дружку, плюс ценник на рабов подскочил, т.е. произошел рост благосостояния, что тоже не могло не повлиять на численность горцев…. И начался настоящий демографический бум. Темпы роста населения значительно ускорились, в некоторых случаях даже имеет смысл говорить о перенаселении горных регионов, из-за чего горцы стали еще больше спускаться в предгорья, и оказывать сильное давление на жителей равнин. Которыми в нашем случае являлись казаки и русские поселенцы. Да и перенаселение в данном случае создавало большой резерв людских ресурсов для оказания сопротивления русской экспансии. Короче говоря – ситуация стала стремительно ухудшаться, а Кавказская война набирала обороты уже не только из-за политических и религиозных причин, но и из-за банальных социальных. Можно назвать следующие цифры по демографии того времени, уже не мои, с привязкой к конкретным датам:
- Кабардинцы, 1790 год – от 200 до 350 тысяч человек. ИМХО, ближе к истине все же меньшая цифра;
- Черкесы (адыги) вообще, конец 1-й половины XIX века – от 1 до 1,7 миллионов человек. При этом даже меньшая цифра может быть несколько завышена, точного учета населения никто не вел, основные оценки давали русские генералы, покорявшие адыгов, отталкиваясь от численности встреченных войск, населения аулов, и т.д.;
- Чечня, 1795 год – 130 тысяч человек;
- Чечня, 1834 год – 260 тысяч человек;
- Чечня и Дагестан, 1830-е годы – до 1,4 миллиона человек [6];
Таким образом, в разгар Кавказской войны численность населения Северного Кавказа, с учетом одних лишь коренных народов, преимущественно враждебных России, приближалась к 3 миллионам человек, а может даже была еще больше. Т.е., относительно начала и даже середины XVIII века численность населения значительно возросла, и уже одно это, без учета прочих факторов, предопределяло достаточно ожесточенное сопротивление русской экспансии в регионе. Если опять прибегать к языку цифр, то можно предположить, что горцы могли выставить активного боевого состава до 2,5% своего населения [7], что уже довольно много с учетом того, что предпочитали они воевать в конном строю. В таком случае 3-миллионный мятежный Северный Кавказ может в сумме выставить до 75 тысяч джигитов, и мы знаем, какой проблемой оказалось такое войско в горах. Но если речь заходит о начале XVIII века – то это уже чуть более 20 тысяч джигитов от Тамани и до Баку. А в середине столетия – около 30 тысяч. Даже если допустить, что кавказцы в случае большой угрозы будут проводить полную мобилизацию своих сил, т.е. соберут всеобщее ополчение, общая численность их армий будет все равно меньше, чем в начале Кавказской войны. И это – без такого сплочения, и без ислама в качестве воодушевляющего на сопротивление фактора.
Таким образом, при ранней развилке и раннем вторжении на Северный Кавказ Россия уже банально из-за более скудных людских ресурсов местных народов встретит гораздо меньшее сопротивление, чем это было в реальности с конца XVIII столетия. Даже если сохранятся все прочие факторы – а это не так – то и задача по покорению Кавказа будет значительно облегчена, и не потребует таких больших затрат финансов, времени и людских жизней. А это, в свою очередь, может повлечь за собой и иные положительные изменения….
Имеем то, что имеем
В случае с Северным Кавказом все особенности его развития – политические, религиозные, культурные, этнические, и многие другие – тесно переплетаются друг с другом. Как и истории соседних горских народов. Окончательный свой современный, или, точнее сказать – общеизвестный вид этот регион принял лишь в начале XIX века, а до того любые изменения в одном месте могли повлечь за собой большой пласт перемен для всех окружающих территорий. Отобрать у Крымского ханства Кубань? Адыгейцы раньше начнут набеги, но в то же время гораздо меньше будут подвергаться исламизации. Не отдавать чеченцам обширные территории у Терека? Они не размножатся так активно, но и отношения с ними придется выстраивать как-то иначе. Не играться с местными дагестанскими царьками? Да, придется сразу вложиться и повоевать, но зато потом этот регион станет куда более спокойным. Не пытаться исламизировать вайнахов, и не ставить над ними чужих и враждебных феодалов из Кабарды и Дагестана? Сопротивление русской экспансии станет заметно меньше. Быстро вбить «клин» в территории черкесов, заняв территории абазов, параллельно с занятием приморских турецких крепостей? Адыгейцы тогда окажутся отрезаны от мусульманского мира, и исламизироваться, скорее всего, не будут. И так далее, список можно продолжать и продолжать. Если в XIX веке облик Северного Кавказа уже устоялся, то в XVIII он бурно менялся, и в начале столетия был совершенно иным, во всех смыслах. Потому при ранней развилке разобраться с Кавказом, по комплексу всех факторов, будет гораздо проще, чем в реальности – главное не способствовать исламизации местных народов, не откладывать дело в долгий ящик, и, черт возьми, не пытаться поставить над вайнахскими тейпами враждебных им феодалов, дабы сформировать скрепную и привычную империи иерархию власти в регионе [8]!
Вот, к примеру, самый простой сценарий, который приходит в голову. Россия благодаря более стабильной и эффективной политике, и отсутствию раздрая периода между Петром I и Екатериной II, может к середине XVIII века разгромить и окончательно уничтожить Крымское ханство. Ногайцы отваливаются в «незалежность», бунтуют, но в результате по большей частью эмигрируют в Анатолию. Россия получает прямой доступ к Кавказу, быстро вышибает «абазинский клин», попутно христианизируя эту часть населения, а затем начинает кнутом и пряником подчинять адыгейцев и кабардинцев. Вайнахи постепенно, не без проблем, но все же включаются в состав России и берутся на государеву службу – воевать то им все равно захочется, так лучше пускай воюют с врагами России, а не на их стороне. Да и вообще под это дело можно подстегнуть чуть ли не все горские народы, пущай свои воинственные порывы удовлетворяют за счет кого-то другого. С вполне конкретной выгодой для себя самих. А по мере прохождения царской службы, и постепенного внедрения имперского управления на местах, сам Северный Кавказ и его народы будут меняться. Размах мухаджирства будет меньше, а прогресс только будет набирать обороты. И там, где в XIX веке в реальности царили газават, трайбализм, имамы и война до последнего, в АИшке может появиться достаточно мирный регион, полноценная часть империи, со своими особенностями, плюсами и минусами [9]. А к концу такого АИшного XX века никто и подумать не посмеет о двух Чеченских войнах, терроризме и напряженных межнациональных отношениях на русском Кавказе.
Но это все становится доступным только при ранней АИшке, и при системной политике. Причем чем раньше старт – тем лучше, ибо, к примеру, какая-то альтернативная Елизавета Петровна уже не позволит предотвратить то, что уже почти сложилось, в то время как альтернативный Петр Великий еще имеет какие-то шансы, а если начинать в XVII веке – так вообще возможностей более чем хватает. Правда, чисто технически, так как России тогда было, мягко говоря, не до Кавказа. Но если есть запас времени, и процессы еще не дошли до точки невозврата, то историю Северного Кавказа можно поменять радикально, главное – действовать упорно, не брать пауз, и не повторять ошибок реала, которые до сих пор остаются болезненным нарывом и в местной истории, и в сознании народов, участвовавших в историческом процессе в этом регионе.
Примечания
- При этом существование этих двух личностей мало кто ставит под сомнение, как и то, что именно они запустили процесс исламизации Чечни.
- Т.е. вроде как, чисто внешне, чеченцы уже были мусульманами, но вот на деле….
- Довольно забавно могло бы выйти, хотя при таком соседе, как Дагестан, язычество, скорее всего, не продержалось бы долго.
- Ареал расселения татов в XVIII веке сложно оценить точно, не исключено, что они вообще составляли большинство населения на левом берегу Куры, и в городах, и в сельской местности, являясь оседлым населением – в отличие от азербайджанцев, которые кочевали туда-сюда, да и вообще за Куру стали активно переходить уже в более поздние времена.
- Это если первая волна исламизации Чечни на самом деле была в начале XVIII века, а не в начале XVI. Если верен все же второй вариант, то утверждение магометанства на Кавказе действительно шло непрерывно… Но при этом крайне медленно.
- В данном случае Дагестан – это плюс-минус территории нынешнего российского Дагестана, а не крупного региона, с включением территорий современного Азербайджана.
- На самом деле, ИМХО, горцы могли выставлять больше войск в процентном соотношении, так как в хозяйство было вовлечено относительно меньше народу, чем у жителей равнин. Но это – вообще, а джигиты предпочитали воевать в конном строю.
- Хотя на самом деле сложно вообще сказать с уверенностью, о чем думали, когда проводили такую политику. Пытаться перемешивать местные народы во время их серьезной вражды, при этом помогая устанавливать власть одних над другими…. Так себе можно нажить врагов очень быстро. Что и произошло в реале.
- Одна из главных проблем, которая все равно останется для Кавказа – тут практически неоткуда браться большим богатствам, т.е. экономика региона будет достаточно проблемной, и дотаций не избежать. Но вот количество этих дотаций может быть и меньше сурового реала. Да и вообще, при здравом смысле у империи денег будет явно больше, так что даже такие же по объему дотации в «горские губернии» будут менее обременительны для государственного бюджета. А уж если припрячь горцев что-то делать — так вообще можно в какие-то плюсы выйти….