20

В своей предыдущей статье про «Иностранный легион» Сталина предвоенного СССР, я упоминал о наступательной операции против немецких войск в Норвегии летом 41-го.

Кому-то, возможно, это покажется абсурдом – ЛЕТОМ 41-го! Когда наши фронты трещали по всем швам и разваливались один за другим! Немцы, взяв Вильнюс, Минск и Ригу, наступали на Ленинград и Смоленск, а под Киевом уже зрела грандиозная катастрофа.

Но даже тогда не всё было столь беспросветно! Точнее, ещё никто не думал, что всё может сложиться настолько неудачно… В августе-сентябре 1941 года РККА провела совместно с частями армии Британской Империи блестящую операцию в Иране («Согласие»), фактически захватив эту страну.

С советской стороны, были задействованы силы аж трёх армий (двух Закавказского ВО и одной Средне-Азиатского ВО). В т. ч. около тысячи танков!

Северный вектор

Северный вектор

(РККА в Иране)

Причём это была (по крайней мере с нашей стороны) едва не чистая импровизация. Т. е. со времён совершенно бардачного «Польского похода», РККА кое чему всё-таки научилась.

Теперь, альтернатива.

Поскольку мы не можем точно знать, какой оборот примут после капитуляции Франции отношения между Германией и Англией, готовиться однозначно надо к самому худшему – т. е. вторжению основных сил Вермахта в мае 41-го.

Особое внимание следует уделить северному направлению.

Если Англия и Германия будут по-прежнему находиться в состоянии войны, нападение Гитлера на СССР (как на последнего потенциального союзника Англии в Европе) однозначно подтолкнёт Англию к антигитлеровскому союзу с СССР и морские коммуникации на севере, будут иметь стратегическое значение.

Если Англия и Германия заключат мир, да ещё и направленный против СССР, русский север станет важнейшим направлением удара и для немцев, и для их союзников финнов, мечтающих о «Великой Финляндии», подмявшей под себя весь русский север вплоть до Урала, и даже для вступивших в союз с Гитлером англичан, давно мечтавших прибрать к рукам богатства русского севера (где очень хорошо помнят о всех зверствах их интервенции).

Северный вектор

Т. е. обороне Мурманска, всего Кольского полуострова, Карелии и Архангельской области, следует придать исключительно важное значение. Не менее важное, чем западные направления.

Это понимание, должно выразиться в формировании для данного направления, ещё одной армии. Той самой, что добавится к реальноисторическим силам РККА в Заполярье. И которая необходима для реализации АИ-идеи.

Нет, я безусловно понимаю, что эта «лишняя» армия, в РИ (в которой ничто прочее не меняется), перед войной, однозначно «убыла» бы с севера в один из западных округов. Но в данной АИ, РККА ведёт форсированную «накачку» всех округов уже с августа 40-го, чтоб уже к концу мая 41-го быть в полной боеготовности, и в той «лишней» армии с севера, западные округа в принципе не нуждаются.

Поэтому вместо передислокации на запад или юго-запад, армия сосредотачивается в Мурманской области и готовится к Норвежской операции.

Вот о том, зачем она вообще нужна, тут и речь.

Итак. В РИ, РККА героически остановила наступление немцев на Мурманск и в Карелии, не позволив им не только выйти бодрым маршем к Архангельску (о линии Архангельск-Астрахань – как итогу летней кампании Вермахта в рамках «плана Барбаросса» все помнят?), но даже прекратить работу Мурманского порта немцам оказалось не под силу. Бои на севере шли страшенные – не зря та линия обороны, на которой немцы были остановлены, носит название «Долины смерти». Ведь там, сопки, вечная мерзлота и покрытые мхом выходы гранитных пород – т. е. даже банальные окопы вырыть огромная проблема! Поэтому артиллерия там собирала богатую «жатву», а наступающие и обороняющиеся находились в схожих условиях, занимаясь яростным взаимоистреблением.

Северный вектор

Теперь, представим себе, что наступать будут не немцы, а  мы. Благо восками здесь командует действительно талантливый и отлично подготовленный генерал Маркиан Михайлович Попов.

Северный вектор

Зачем? Норвегия – это крупная цель. Но на пути к этой цели, ещё стоит кусок Финляндии, открывающий доступ в самое сердце этой союзницы Гитлера с севера – в тылу всех линий обороны, защищавших Финляндию от гипотетического вторжения СССР.

Нет, захватывать Финляндию, никакой нужды нет. Сама по себе эта «страна болот» никому на фиг не упала.

Нам нужно развивать наступления в двух направлениях – основное непосредственно в сторону Норвегии на севере (для чего и нужна ещё одна армия) и вспомогательный (он же отвлекающий) удар в сторону границы между Финляндией и Швецией. Во время Зимней войны, это направление называлось на Куолаярви-Рованиеми и выполняло по сути ту же самую задачу растягивания сил финнов.

Вот только цели разные. Во время Зимней войны, такие отвлекающие удары наносились ещё в нескольких местах вдоль советско-финской границы и в случае успеха, планировался их общий поворот на юго-запад и юг с целью создать угрозу с севера промышленно развитым областям в центральной Финляндии. Теперь, цель иная, более скромная – это просто выход на линию Рованиеми – Кемиярви — Кеми. Что в любом случае потребует от финской армии создания целого нового фронта, для которого придётся перебросить на север большую часть наступательных ресурсов с Карельского и Ленинградского направлений, где активность финнов резко снизится.

А ещё, эта линия делит Финляндию на две части и капитуляция финских соединений в северной части (либо их интернирование в Швецию), становится делом времени.

Но, не это главное!

Главное – повторюсь – это Норвегия! Поскольку Норвегия – это ключ к северным морям. Кто контролирует Норвегию – тот контролирует северные моря и проходящие по ним коммуникации.

Более того. Как убеждал Гитлера гросс-адмирал Редер, Норвегия – это гарантия, что враги не устроят Германии морскую блокаду, как это было во время ПМВ.

Северный вектор

Гитлеру, как говориться: «грех было спорить!». Поэтому немцы захватили Норвегию, и Англии пришлось приложить гигантские усилия, чтоб хотя бы затруднить немцам навигацию в Северном и Норвежском морях, как-то ограничить им выход в Атлантику.

Нас же интересует в первую очередь возможность создания надёжного и максимально безопасного транспортного коридора от Норвежского до Баренцева морей (если мы подпишем союзнический договор с Англией). И, разумеется, безопасность всего Северного морского пути в любом случае!

Очевидно, что противостоять объединённым силам немцев и англичан в северных морях мы не сможем ни при каких обстоятельствах, но если Англия станет нашим союзником, защищать от немцев Баренцево море (не говоря уже про Белое море и СМП) и наступать в Норвегии, чтоб контролировать и северную часть Норвежского моря, нам «сам бог велел»!

Понятно, что Северный флот у нас довольно слабый (мягко говоря). Но после огромных потерь, которые Кригсмарине понёс здесь с апреля 40-го, у немцев в норвежских водах остались лишь 3 миноносца, 6 подлодок, 1 минный заградитель, 15 тральщиков и 10 сторожевых катеров. Тоже не бог весть, какие силы. И только к 10 июля, для поддержки наступления на Мурманск, немецкий флот получил мощное подкрепление в виде целого дивизиона из пяти эсминцев. Это все, что могла выделить Германия.

В тоже время, наш Северный флот, хоть его и принято считать крайне слабым (тут ведь главный вопрос «слабым» в сравнении с чем?!), располагал на 22 июня: 8 эсминцами (один из них проходил капитальный ремонт), 15 подводными лодками, 7 сторожевыми кораблями, 1 минным заградителем, 2 тральщиками и 14 сторожевыми катерами. Т. е. формально, против сил Кригсмарине, постоянно базирующихся в портах северной Норвегии, СФ располагал вполне достаточными «контрсилами» (если бы не вчетверо более мощная морская авиация немцев!)… при умелом и решительном руководстве! А уж то, что Северным флотом во время ВМВ командовал САМЫЙ профессиональный и талантливый флотоводец СССР – адмирал Головко – факт бесспорный!

Северный вектор

Более того, согласно мобилизационному плану в июле-августе 1941 года на севере было переоборудовано 126 судов: 29 сторожевых кораблей и 35 тральщиков из рыболовных траулеров. 4 минных заградителя и 2 сторожевых корабля из ледокольных пароходов; 26 сторожевых катеров и 30 катеров-тральщиков из рыболовецких ботов.

Понятно, что боевые корабли из тех мобилизованных никакие – хотя для своих задач они вполне годились и свой долг во время ВОВ выполнили сполна (о подвигах «Тумана», «Пассата» и «Сибирякова», на севере каждый мальчишка при СССР знал!).

Северный вектор

Северный вектор

Северный вектор

(Последние минуты «Тумана», «Пассата» и «Сибирякова» глазами художников)

Но ведь по условиям АИ (когда операции на севере придаётся особое значение), ничто не мешает перебросить по Беломорско-Балтийскому каналу с Балтики соответствующие средства усиления. Такие, какие и Северный флот однозначно усилят и для Балтийского будут «невелика потеря». Скажем, все, что были на ходу (5 из 7) старые эсминцы «Новики» и ещё дивизион подводных лодок.

Северный вектор

Хотя, и тех субмарин, которыми КСФ располагал в РИ, хватило, чтоб немецкие новейшие эсминцы боялись приближаться к берегу (где в шхерах их могли ждать наши субмарины или выставленные мины) и никак не мешали двум «Новикам» КСФ (выделенным штабом Головко в поддержку пехоте РККА) регулярно бомбардировать с моря егерей Дитля, срывая им все планы по захвату Мурманска.

Северный вектор

(Эскадренный миноносец КСФ «Валериан Куйбышев» в камуфляжной окраске)

Разумеется, и авиацию Северного флота следовало бы существенно усилить. Даже часть из того, что немцы сожгут на наших аэродромах в западных округах, позволила бы подровнять силы.

А если ещё и союзники чем помогут…

Вот мы и подошли к главному! Норвегия и наш выход к границам Швеции, это ни много ни мало, острый нож, приставленный к горлу Германии. Ведь Норвегия – это щит, защищавший формально нейтральную, но по факту прогерманскую Швецию. А Швеция – это решающие элементы таблицы Менделеева для военной промышленности Третьего Рейха: высококачественная железная руда для производства брони и арматуры в железобетонных изделиях, ферросилиций – без которого невозможно делать качественные пружины и рессоры, силикомарганец – важнейший элемент для производства легированных сталей. Цинковая руда, используемая в самых разных областях. Серый колчедан и «сосновое масло» (сырьё для изготовления канифоли), без которых тогда не могла функционировать радиотехническая промышленность. Специальная целлюлоза, сульфатная целлюлоза, древесина. Шарикоподшипники, сталь высокой твёрдости и специальное оборудование для производства шарикоподшипников. В общем, много чего и одно другого важнее! Некоторые исследователи прямо утверждают, что в каждом немецком танке более 35% его массы – это шведские поставки!

Тот же гросс-адмирал Редер прямо утверждал, что без шведских поставок, Германия в принципе не смогла бы вести войну!

Северный вектор

(Один из шведских рудников)

Но, не-не-не – мы не будем нападать на Швецию! Нам-то лишний враг и лишний фронт в 41-ом как раз не нужен!

Однако, если мы выйдем на её границу (или хотя бы возникнет такая угроза), а Финляндия уйдёт в глухую оборону (ломать которую, неся большие потери, нам в 1941 году в принципе ни к чему – есть более важные задачи!), Гитлеру придётся начать переброску в Финляндию и Норвегию дополнительных сил, чтоб снять эту угрозу. А уж если наше наступление в Норвегии будет развиваться успешно, в Берлине это поднимет страшный переполох. Ведь немцы лишатся не только военно-морских баз, которые мешали северным конвоям, они лишатся своего щита прикрывающего ИХ Швецию.

Шведские рудники в районе Кируны и Елливаре – это ГЛАВНАЯ сырьевая база военной промышленности Третьего Рейха.

Северный вектор

Из 22 миллионов тонн железной руды, которые потребляла в год Германия, 9 миллионов тонн – шведские (а это почти 41%). И 7 из тех 9 (почти 32% от всего потребляемого германской промышленностью) – добывались именно на рудниках Кируны и Елливаре. Причём (и это чрезвычайно важно!) руда из других источников, была очень бедной и «товарный вид» ей придавало только обогащение шведской рудой (или «разбодяживание» шведской руды какой либо иной). Именно за тот норвежский щит, прикрывающие эти рудники, немцы и бились с союзниками в Норвегии с апреля 1940 года.

Далее. Все помнят совершенно необъяснимый со стратегической точки зрения и совершенно бестолково проведённый английским командованием рейд на Дьепп (операция «Раттер») – попытка захватить этот порт на севере Франции 19 августа 1942 года.

Тогда, англичане фактически бросили на убой более 6 тыс. солдат (преимущественно канадцев). Всего за несколько часов этой глупости, из 6086 высадившихся десантников 3623 были убиты или сдались в плен. Британская авиация, пытавшаяся прикрыть и поддержать это безумие, потеряла 106 самолётов (против 48 немецких). 555 пилотов погибли, получили ранения или попали в плен. Флот потерял один эсминец, 33 самоходные десантные баржи и 550 моряков.

Северный вектор

Так почему бы этим силам не найти более достойное применение? В Норвегии – в помощь нашим войскам?

Понятно ведь, что если мы начнём наступать, немцы выстроят сильные оборонительные порядки от моря до шведской границы, в которые неизбежно рано или поздно упрётся наше наступление. И удар британского десанта с моря (что мы сделать, в требуемых масштабах (минимум по бригаде морской пехоты на Тромсе и Нарвик под прикрытием артиллерии линкорного калибра и палубной авиации), увы, не имеем возможности), в тыл этой обороне, может иметь решающее значение для всей Норвежской кампании. Причём под НАШЕЙ «Норвежской кампанией», я понимаю вовсе не освобождение всей Норвегии от немцев (пусть этим союзники занимаются!), а лишь её северной части, выход к Нарвику, освобождение этого ключевого города и взятие под полный контроль порта и ведущей на юг железной дороги. Ну и, само собой, продвижение на юг вдоль той железной дороги до самой шведской границы – благо недалеко!

Именно порт Нарвика, был главным для вывоза железной руды со шведских рудников в Рейх, и именно эта железная дорога, шедшая от шведского порта Лулео на Балтике, мимо Елливаре и Кируны, до самого Нарвика, служила для переброски немецких войск в северную Норвегию! Причём в договоре между нейтральной Швецией и Германией, особо оговаривалось, что немецкие военные (раненые и отпускники) через территорию Швеции будут проезжать транзитом без оружия. Ну прям «гуманитарный коридор»! Что, однако, не помешало немцам, спокойно перебросить по этой железной дороге в Норвегию целую пехотную дивизию со всем её вооружением! Чего «б(з)дительные» шведы даже какбэ не заметили.

Да, благодаря усилиям англичан, у немцев были определённые проблемы с доставкой руды морем из Нарвика и они попытались перенаправить этот поток через шведский порт Лулео на побережье Ботнического залива на Балтике. Но, слабая инфраструктура Лулео могла переработать только половину этого груза. За перевалку шведы требовали оплату. К тому же, залив зимой замерзал – порт работал только с мая по ноябрь, что было скверно, но учитывая наличие продолжающего худо-бедно работать Нарвика – вполне приемлемо.

Поэтому главная задача Норвежской кампании РККА – это Нарвик!

Потеря Нарвика, автоматически уменьшает поставки шведской руды в Германию вдвое, а уничтожение или захват стратегических рудников Кируны и Елливаре, становится очень простой задачей хоть для РККА, хоть для британской армии. Своими силами сохранить их, шведы не в состоянии. Даже попытка сделать это, приведёт к тотальной нефтяной блокаде Швеции, что для неё будет катастрофой.

И если немцы действительно потеряют Нарвик, Гитлеру придётся принимать нелёгкое решение – либо ЗАСТАВИТЬ Швецию официально присоединиться к Оси (пока Швеция не поддалась давлению союзников и не отказала Германии в поставках сырья – что неизбежно после потери Нарвика), либо начать оккупацию этой страны, чтоб сохранить в ней свои жизненные интересы.

Да, у шведов была своя армия (и формально не плохая), изначально заточенная для своего ТВД и теоретически, она могла бы какое-то время по сопротивляться. Хоть союзникам, хоть немцам. Но, не долго. Поскольку у Швеции того времени, было всё катастрофически плохо с горючим. Собственно, Гитлер потому в РИ и отказался от в принципе не проблематичной, с военной точки зрения, оккупации Швеции (подобно той же Дании) – экономике Германии, и без того испытывавшей лютый дефицит жидкого горючего, не нужен был ещё один хомут обеспечения горючим ещё и Швеции – ведь хоть союзная Гитлеру, хоть оккупированная им Швеция, уже не получала бы горючее «по-минималке» («только для себя»), через «уважающих» её нейтралитет «союзников». Обеспечение горючим всей Швеции полностью легло бы на плечи Германии. А Германия и так в обмен на шведскую руду, обеспечивала её углем. Точнее должна была обеспечивать, но даже с этим не справлялась.

Понимаете, какой у шведов «нарисовался» бы нелёгкий выбор, после захвата Нарвика союзниками?

Но, в ситуации, когда СССР и Англия успешно продвигаются в Норвегии, Нарвик пал, а стратегические рудники под Кируной и Елливаре УЖЕ в радиусе досягаемости советской и английской авиации, Гитлер едва ли будет рисковать в ожидании выбора шведами «кому улыбнуться». Только ультиматум Швеции – либо «добровольное» присоединение с мирной оккупацией (поскольку сама шведская армия, какой бы храброй она не была, воевать без бензина долго не сможет), либо полномасштабное вторжение. Причём то и другое, будет страшным ударом по «топливному балансу» Германии.

И самое обидное для Гитлера – те Кируна и Елливаре – очень далеко от Германии – почти самый север Швеции. И пока Вермахт успеет перебросить в их окрестности свои силы (зависит в т. ч. и от состояния той самой железной дороги), сами рудники, как и порт Лулео, уже могут быть превращены в руины воздушными ударами, хоть с территории уже занятой РККА севернее линии Кемиярви – Рованиеми в Финляндии, хоть с территории Норвегии, если РККА и британской армии удастся продвинуться хотя бы до Тромсе, не говоря уже про Нарвик.

Северный вектор

Ещё раз. Если мы (или англичане, или общими усилиями) сумеем захватить и удержать за собой Нарвик – судьба рудников, имеющих жизненно важное значение для Рейха, будет однозначно предрешена. Не зря же, когда англичане планировали захват Норвегии в 1940-ом году (ещё задолго до того, как немцы начали упреждающую высадку в портах Норвегии), главной целью была вовсе не столица Норвегии – Осло, а именно порт Нарвик, от которого британские войска должны были начать продвижение именно на Кируну и Елливаре (а при наличии железной дороги, логистика сильно упрощалась). И никакой «нейтралитет» ни Норвегии, ни Швеции, англичане вообще в расчёт не принимали – слишком высоки ставки! И если шведы не поддадутся давлению союзников, не откажут немцам в поставках, англичане ни с кем церемониться не собирались! Либо им дадут пройти по шведской территории вдоль шведской железной дороги и занять эти шведские рудники, либо те рудники разрушит британская авиация, а Швеция ещё и останется без горючего.

Тогда, в 40-ом, немцы победили, хотя их положение складывалось под Нарвиком хуже некуда и они уже подумывали об интернировании в Швецию – но, надвигающаяся катастрофа во Франции и поспешная эвакуация союзников из Норвегии, фактически спасли немцев и подарили им победу «на блюдечке с голубой каёмочкой».

Сейчас (в АИ) будет отличный шанс повторить попытку сложить этот «пасьянс».

В общем, это очень большая военно-политическая игра. С невероятно большими ставками. Вот только чтоб хотя бы попытаться сыграть в эту игру, нам нужна ещё одна армия в Заполярье – откуда она должна сделать наш первый ход в направлении Норвегии.

Второй ход – это вспомогательный удар из под Куолаярви (посёлок зверопромышленников, со всей прилегающей территорией перешедший по итогам Зимней войны в состав СССР) в направлении тех самых Рованиеми (до него РККА уже доходила в ходе Зимней войны), Кемиярви и Кеми на побережье Ботнического залива, разрезая Финляндию на две части, выходя на шведскую границу и ставя под потенциальный удар авиации Кируну и Елливаре даже если нашим войскам не удастся пробиться до того самого Нарвика… Хотя, я всё-таки надеюсь, что либо с английской, либо с божьей помощью, мы это сделаем и вместе с союзниками, поставим Швецию перед выбором – либо она отказывается от поставок стратегических материалов Гитлеру, либо её стратегические рудники будут разрушены, а страна окажется в нефтяной блокаде.

Ну а Германию перед дилеммой – либо обрушить свою военную промышленность, потеряв главный источник качественной железной руды, либо обрушить топливный баланс вообще всей своей экономики, поскольку ни капли нефти и вообще любого жидкого горючего, оккупированная немцами, либо союзная им Швеция, «со стороны» больше не получит – а на одном германском угле (которого ещё и не хватало!), ей, как государству, не выжить. Особенно в условиях оккупации.

Северный вектор

(Направления ударов трёх армий РККА действующих на Северном фронте.

АА – дополнительная «Альтернативная Армия», действующая в направлении Норвегии с главной целью – Нарвик.

7-я армия – направление – через северную Финляндию, выход к границе со Швецией на минимальное расстояние от Кируны и Елливаре. Уничтожение или выдавливание в Швецию финских войск между оперативными районами «Альтернативной» и 14-й армиями. Создание «шведского фронта» в случае вступления Швеции в войну на стороне Германии, либо начала оккупации Швеции Вермахтом.

14-я армия – направление Рованиеми – Кемиярви – Кеми, с выходом к Ботническому заливу и создание прочного фронта по этой линии.

Коричневые стрелки – крайне желательная высадка британского десанта в портах Тромсе и Нарвика).

Карта не учитывает продвижения финских войск в Карелии и на Карельском перешейке, а так же немецких войск под Ленинградом, поскольку в АИ, эти продвижения могут быть совершенно иными.

Ansar02
Подписаться
Уведомить о
guest

111 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account