Легкая ПТ САУ СУ-45. Дороже ОСУ-76, слабее ТАСАМ

31

Легкая ПТ САУ СУ-45. Дороже ОСУ-76, слабее ТАСАМ

Содержание:

ИСТОРИЯ

Когда смотришь на танки разных конструкторов, руки чешется, что-нибудь подправить. Совсем не так с танками Астрова. Там, как говорится, не убавить, не прибавить. Легкие танки Астрова Т-40/70 представляют вершину конструктивного искусства. Создать эффективную бронетехнику, используя слабые автомобильные моторы и имея такие ограничения по весу потребовало высочайшего уровня проектирования. И Астров смог.

Но можно поиграть в самоходки. Вот результат.

Легкая ПТ САУ СУ-45. Дороже ОСУ-76, слабее ТАСАМ

Итак, осенью-зимой 1941-го года танк Т-60 по понятным причинам был малоприменим для борьбы с немецкой бронетехникой. Даже броня «двойки» представляла для снарядов ТНШ непреодолимую преграду. Поэтому желание поставить на Т-60 45мм пушку было постоянным и непреходящим. Но в башню пушка по многим причинам не лезла. Но был неплохой отзыв по самоходке ЗИС-30 (тягач Комсомолец с пушкой ЗИС-2 на «спине»). Самоходка неплохо себя зарекомендовала в зимних боях под Москвой и  логично, что захотелось продолжения. Но и тягач и пушка сняты с производства. Тогда решили поставить на шасси Т-60 45мм пушку 53К с перспективой замены ее на более мощную артсистему. В ходе создания самоходки появилась новая сорокопятка – М-42, ее и решили сделать основным вооружением СУ-45. При создании САУ во главу угла ставили простоту, надежность, использование освоенных узлов и агрегатов. Задача САУ – противотанковая оборона, ну и сопровождение легких танков в бою.

КОНСТРУКЦИЯ

От тесной собачей будки без обзора, вентиляции и рассчитанной на осьминогов, благоразумно  отказались

Легкая ПТ САУ СУ-45. Дороже ОСУ-76, слабее ТАСАМ

Ставить мотор поперечно, как на ОСА-76 тоже не стали, посчитали слишком сложным перестройку производства.

Легкая ПТ САУ СУ-45. Дороже ОСУ-76, слабее ТАСАМ

Но идти по пути румынов, тупо напяливших в ТАСАМ-е пушку Ф-22  поверх корпуса Т-60 — тоже не стали. Вспомнили о лишней детали в трансмиссии Т-60 оставшейся от плавающего танка Т-40 – карданном вале соединявшем КПП с механизмом поворота.

Легкая ПТ САУ СУ-45. Дороже ОСУ-76, слабее ТАСАМ

Вал обеспечивал равномерную развесовку корпуса для движении на плаву, но для сухопутного танка был абсолютно лишним. Поэтому, вал убрали, а мотор и коробку сдвинули вперед на 430 мм, заодно сделав выпуск теплого воздуха вбок.

Легкая ПТ САУ СУ-45. Дороже ОСУ-76, слабее ТАСАМ

Заодно упростили решетку воздухозабора, справедливо рассудив, что противотанковой САУ мало грозят гранаты и бутылки с бензином. Бензобак перенесли вперед и установили за перегородкой слева от водителя, как на СУ-76.

Крышу корпуса подкрепили балкой и установили качающуюся часть пушки М-42 вместе со штатным щитом с углами обстрела 30 град по горизонтали. Заднюю часть корпуса доработали: пол удлинили, задний борт стал почти вертикально, крепление ленивцев перенесли внтурь корпуса, поэтому длина гусениц не изменилась. С боков установили еще щиты, также откидные в верхней части. В сформированном таким образом боевом отделении свободно размещались наводчик с командиром. Завершала все брезентовая крыша. Еще упростили будку водителя, а его люк сделали двухстворчатым, по-другому он не открывался бы.

Бронирование самоходки установили в 15мм по кругу, крыша и днище в 10мм. Таким образом, удалось уложиться в боевой вес 6,5 тонн. Но возимый боезапас получился маловатым, а заряжающий на марше не помещался в БО. Поэтому было решено снабдить САУ прицепом в виде штатного орудийного передка для 45мм пушки. В нем разместили часть боезапаса и на нем возили заряжающего на марше.

Легкая ПТ САУ СУ-45. Дороже ОСУ-76, слабее ТАСАМ

Самоходка получилась простая, дешевая, с низким профилем и неплохой подвижностью . Появившийся танк Т-70 не смог заменить СУ-45, САУ была на четверть дешевле в производстве, превосходила танк по размеру боезапаса, удобству работы расчета, также  мощность М-42 превосходила танковую 20К. Хотя самоходка и уступала танку по бронированию, учитывая ее оборонительное назначение, особой проблемы не замечали.  Производство СУ-45 начали весной 42-го и продолжали до середины 43-го года.

Легкая ПТ САУ СУ-45. Дороже ОСУ-76, слабее ТАСАМ

Подписаться
Уведомить о
guest

90 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account