Серия российских броненосных крейсеров I ранга «Константин Багрянородный», «Святая Ольга» и «Ярослав Мудрый»
И снова «ножницы и клей» старого корабельного мастера.
Как мы помним из «Мира регента Константина«, у Российской империи по результатам «нулевой мировой» в 1877-79 гг. появились свои тихоокеанские колонии. А посему их бы надо снабжать, защищать, а временами, на них опираясь, воевать.
В этой статье мы не будем рассуждать о грустном снабжении. Для того есть певцы торгового флота, логисты, теоретики под Шпицем и практики в грязных углах угольных гаваней. Ну, в общем, Доброфлот и простые труженики торговли. Остроумным художникам такого не поднять. Ну, может только когда-нибудь.
До теории риска и этапендинстов в исполнении гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица отечественная военно-морская мысль в самом начале XX века ещё не дошла. Но рейдеры корветского ранга строились регулярно, хоть и понемногу, ещё с середины XIX века.
Надо заметить, что бронепалубным крейсерам I ранга в этой России не повезло — они попали сначала под секвестр, ибо подросший до должности морского министра «Семь пудов Августейшего мяса» племянничек Регента сначала погорел на ревизиях, потом уже построенное добро угодило под сравнительные испытания, и наконец под очередной замес в колониях осенью 1901, который высокие договаривающиеся стороны, регулярно прощупывавшие друг дружку на бздюмо, порешали войной не считать.
Тогда, после смерти Великого Регента, БПКР-1 «Гера» (паровой недоэльзвик-шеститысячетонник, четвёртый из крейсеров этого типа) бесславно взорвался у Мадрасского порта после попадания управляемой по проводам авиабомбы с индийского «Стража» (дирижабль береговой обороны производства Британского содружества наций). Три систершипа более ранней постройки («Паллада», «Диана» и «Аврора» по результатам того столкновения были оперативно превращены в брандвахты для «отдалённых портов Тихого океана».
Для службы же при эскадрах строились свои броненосные игрушки (да-да, «Баяны», но перенесённые тут во II ранг). Но ведь для будущей войны нужны были новые решения. Для той же охоты на конвои нужны были быстроходные сильно вооружённые и основательно бронированные кораблики, так что разнообразные монструозные конструкции уже выращивались. Пока — на ватманах и кульманах. И вот как раз заготовка серии одной из них:
Спрингшарп 2, более точный в расчётах ГЭУ:
—
Константин Багрянородный, Российская Империя, Броненосный крейсер 1 ранга заложен 1900
Водоизмещение:
10 831 т пустой; 11 657 т стандартное; 12 679 т нормальное; 13 498 т полное
Размерения: Длина полная по КВЛ ширина осадка
160,00 м / 160,00 м x 21,00 м x 6,80 м
Вооружение
6 — 12,01″ / 305 мм пушек в одиночных установках, 392,67 кг снарядов, модель 1900 года
Казнозарядные орудия в казематных установках
побортно распределены, все в надстройке
12 — 5,98″ / 152 мм пушек в одиночных установках, 107,15фнт / 48,60 кг снарядов
Скорострельные орудия в казематах
побортно, батарея в центре корабля
Все в казематах корпуса — Ограниченное использование в плохую погоду
10 — 2,95″ / 75,0 мм пушек в одиночных установках, 12,87фнт / 5,84 кг снарядов
Скорострельные пушки в палубных установках
по бортам в надстройке
Боковой вес (дисбаланс?) 6 609 фнт / 2 998 кг
Снарядов на ствол главного калибра: 150
Броня
— Пояса: Толщина Длина Высота
Главный пояс: 7,05″ / 179 мм 328,08 фт / 110,00 м 13,12 фт / 4,00 м
Оконечности: 2,01″ / 51 мм 164,04 фт / 50,00 м 9,84 фт / 3,00 м
Верхний: 4,02″ / 102 мм 328,08 фт / 100,00 м 9,84 фт / 3,00 м
Главный пояс прикрывает 106% обычной длины
«Возможно, главный пояс частично не прикрывает погреба и машины»
— ПТП:
1,50″ / 38 мм 328,08 фт / 100,00 м 19,69 фт / 6,00 м
— Броня пушек: Лоб Стенки Барбет
ГК: 5,98″ / 152 мм 2,01″ / 51 мм 2,01″ / 51 мм
СК: 2,01″ / 51 мм 2,01″ / 51 мм 2,01″ / 51 мм
ПМК: 0,98″ / 25 мм 0,98″ / 25 мм —
— Бронепалубы: 2,68″ / 68 мм, Боевая рубка: 12,01″ / 305 мм
Энергетика:
Нефтяные котлы, паровые прямодействующие турбины и крейсерские моторы
Безредукторный привод, 2 винта, 29 182 лс / 21 770 Kw = 23,00 узла (при 400 об/мин)
Дальность хода 6 000 мормиль на 14,00 уз (5000 л.с. на 240 об/мин)
Топливо при полном водоизмещении = 1 841 тонн
Экипаж:
596 — 776
Цена:
примерно 19 млн золотых рублей.
Распределение весов и нагрузок при нормальном водоизмещении:
Вооружение: 826 тонн, 6,5%
Броня: 4 347 тонн, 34,3%
— Пояса: 2 094 тонн, 16,5%
— Противоторпедная переборка: 357 тонн, 2,8%
— Орудийные щиты и казематы: 505 тонн, 4,0%
— Бронепалубы: 1 250 тонн, 9,9%
— Боевая рубка: 141 тонн, 1,1%
Энергетика: 1 105 тонн, 8,7%
Корпус, трубопроводы, оборудование: 4 452 тонн, 35,1%
Топливо, снаряды, вода, снабжение: 1 849 тонн, 14,6%
Различные нагрузки: 100 тонн, 0,8%
Общая выживаемость и мореходность:
Выживаемость (некритических попаданий до утопления):
19 046 фнт / 8 639 кг = 22,0 x 12,0 » / 305 мм снаряда or 3,0 торпеды
Стабильность: 1,28
Метацентрическая высота 4,5 фт / 1,4 м
Период качки: 13,7 seconds
Устойчивость — как орудийной платформы (Средняя = 50 %): 91 %
— Эффект отдачи (ограниченные углы наводки если больше 1.00): 0,68
Мореходные свойства (Средние = 1.00): 1,90
Корпусные характеристики:
У корпуса есть короткий полубак
КОП: 0,550
Отношение длины к ширине: 7,62 : 1
«Естественная скорость»: 22,91 kts
Мощность в волнообразовании: 47 %
Триммер: 48 %
Угол носа: 0,00 градусов («колун»)
Размер подзора («вынос» кормы): 0,00 фт / 0,00 м
Высота надводного борта
— Форштевень: 26,25 фт / 8,00 м
— Полубак (20% длины): 26,25 фт / 8,00 м (19,69 фт / 6,00 м)
— Шкафут (Мидель на 50% длины): 19,69 фт / 6,00 м
— Ют (15%): 19,69 фт / 6,00 м
— Ахтерштевень: 19,69 фт / 6,00 м
— Средняя высота борта: 21,00 фт / 6,40 м
Помещения, прочность корпуса и комментарии:
Помещения — Подводная часть (погреба/ГЭУ, меньше = лучше): 112,7%
— Надводная (помещения команды/служб, больше = лучше): 158,8%
Смоченная поверхность: 25 240 кв фт or 2 345 кв м
Фактор водоизмещения (Водоизмещение / загрузка): 96%
Вес корпуса к площади: 115 фнт/кв фт or 559 кг /кв м
Прочность корпуса (относительная):
— Поперечная: 0,94
— Продольная: 1,89
— Общая: 1,01
Пространство под погреба и машины тесновато
Надводные объёмы — отличные.
У корабля медленная плавная качка, это хорошая устойчивая артиллерийская платформа
Великолепные мореходные свойства, может комфортно стрелять в самую худшую погоду
—
Примерно это удлинённый, усиленный и вообще улучшенный «Громобой»; вместо четырёх восьмидюймовок в казематах всунуты аж шесть 12″/40 (вторая пара приблизительно между второй и третьей дымовой трубой), порезана мелкая артиллерия в пользу палубно-противоминных трёхдюймовок и немного оптимизировано бронирование (крупповскими плитами).
Как не вполне понятно из картинок, конструкция ГЭУ сочетает в себе: три носовые трубы, подведённые к группам нефтяных котлов «Вулкан-Торникрофт», внутри которых коптят форсунки конструкции инженера Шухова, и коии котлы, в свою очередь, дают пар давлением около 18 атмосфер на прямодействующие турбины, располагающиеся примерно на месте громобоевских паровых машин, под четвёртой трубой располагаются два крейсерских «нефтяных мотора» в девятицилиндровом исполнении по типу Луцкого; пока не решил — будет ли это МАН-Аугсбург от БРБО типа «Синеус» подтипа «Хорив» или всё-таки «Бурмейстер ог Вайн» по типу двигателей четырёхтысячетонных БПКР II ранга, их крутящий момент в походе через разъединительные муфты идёт сквозь вышеупомянутые турбины (их несложно вакуумировать, чтоб не мешали) на два бронзовых трёхметровых винта. Выхлоп двиаттелей перед попаданием в трубу-глушитель по пути подогревает воду в огнетрубном утилизационном котле, используемом для быстрого запуска паротурбинной установки.
Пока что так.