Статья Сергея Махова с сайта WARSPOT.
СОДЕРЖАНИЕ:
Осенью 1818 года молодой чилийский флот смог одержать над испанцами довольно яркую победу: он захватил испанский 44-пушечный фрегат «Мария Изабель». Вскоре после этого в Чили прибыл Томас Кокрейн, назначенный главой чилийских военно-морских сил. Освоившись на новом посту, шотландец в январе 1819 года отправился в первое крейсерство.
Кокрейн командует флотом
Новоиспечённый глава флота имел под рукой два тяжёлых фрегата «Сан-Мартин» и «Лаутаро», 44-пушечный фрегат «О’Хиггинс», а также бриги «Чакабука», «Араукано», «Кармельо», «Рамблер», «Пуэйрредон» и «Гальварино». Первой задачей, которую видел для себя Кокрейн, было создание единого флота из разномастных каперских сил. Этим он и занялся. Флот Чили был разделён на два дивизиона. Кокрейн в звании вице-адмирала возглавил первый, в который вошли «О’Хиггинс» (флагман), «Сан-Мартин», «Лаутаро» и «Чакабуко». Во второй дивизион, которым командовал бывший офицер испанского флота Мануэль Бланко Энкалада, вошли все остальные корабли. Таким образом, флот Чили состоял из девяти кораблей с 224 орудиями и 1179 матросами и офицерами, из которых 271 были европейцами (большей частью британцы).
Когда стало известно, что командовать чилийским флотом взялся Кокрейн, из Британии начался настоящий исход моряков: послужить под его началом считал честью любой матрос или офицер.
Посмотрим теперь, какими силами располагали в регионе испанцы, вернее, вице-король Перу. Это были фрегаты «Эсмеральда» (44 орудия), «Венеганза» (42 орудия), корвет «Себастьян» (28), бриги «Песуэла» (22), «Потрилльо» (18) и «Майпу» (18), а также пакетбот «Аранзазу» (5) и четыре перевооружённых торговых судна. Испанские корабли базировались на мощную крепость Кальяо с сильными береговыми батареями (всего 350 орудий) и прекрасными ремонтными мощностями. Помимо этого, у роялистов были порты Вальдивия и Чилоэ, в которых они могли укрыться в случае неудачи. Было известно, что испанское правительство готовит новые корабли к переходу в Перу, поэтому чилийцам, несмотря на перевес на стороне противника, надо было действовать как можно быстрее и постараться разбить перуанскую эскадру до прихода подкреплений.
Дальнейшее описание событий основано на книге Дэвида Джона Кабитта «Лорд Кокрейн и чилийский флот, 1818–1823 гг., с описью бумаг Дандональда, относящихся к его службе в чилийском флоте».
Первое крейсерство
Томас Кокрейн прибыл в Чили 28 ноября 1818 года, а уже 14 января вышел в море к островам Хуана Фернандеса, чтобы тренировать свои команды. В первую очередь вице-адмирал требовал дисциплины – такой же, как на Королевском флоте. Любое неповиновение жёстко и бескомпромиссно пресекалось. Всем недовольным предлагалось уволиться.
У островов Хуана Фернандеса Кокрейн встретил два британских торговых судна, которые недавно отплыли из Кальяо. От купцов он узнал, что испанцы проморгали выход эскадры патриотов в море, в Кальяо не принято никаких специальных мер безопасности, продолжается тихая мирная жизнь, а на кораблях и береговых батареях остаётся только треть составов. Вице-адмирал решил организовать налёт на Кальяо.
23 февраля Кокрейн подошёл к порту, однако густой туман помешал ему произвести внезапное нападение. Тогда англичанин решил заблокировать Кальяо и расположил на островке Сен-Лоренцо, контролировавшем выход из бухты, мощные батареи. Поддерживать блокаду он оставил Энкаладу, которому отдал «Сан-Мартин», «Лаутаро», «Чакабуко» и «Пуэйрредон», а сам с остальными кораблями начал охоту на испанские торговые суда между Гуаякилем и Атакамой. Кокрейн преследовал две цели:
- набить мошну, ведь как мы помним, уехал он из Англии почти без гроша в кармане;
- вынудить испанский флот выйти на защиту своей торговли, ослабить его батареями на острове Сан-Лоренцо и дать генеральное сражение перуанской эскадре.
План провалился: узнав, что флотом Чили командует Кокрейн, испанские капитаны побоялись выходить в море. Нет, конечно же, они не говорили об этом прямо, но всем кораблям срочно потребовался ремонт, обнаружились течи и т.д. Испанское судоходство у перуанского и чилийского побережья было просто разгромлено. Томас захватил шхуну «Монтесума», восемь торговых судов, десяток канонерских лодок и рыболовных бусов без счёта.
К маю Энкалада, тщетно просивший помощи в снабжении из Вальпараисо, исчерпал запасы еды и воды. Он был вынужден снять блокаду Кальяо и пошёл обратно, не сумев предупредить об этом Кокрейна. Тот прибыл к Сан-Лоренцо в начале июня и был очень удивлён, не увидев кораблей Энкалады. 16 июня 1819 года Кокрейн бросил якорь в Вальпараисо.
Меж тем 10 мая 1819 года из Кадиса в Перу направилось подкрепление: 74-пушечные корабли «Сан-Тельмо», «Алехандро I» и фрегат «Пруэба». Российский «Алехандро I» дошёл до экватора и был признан негодным к дальнейшему переходу, «Сан-Тельмо» сгинул в шторме у мыса Горн, а до Кальяо добрался только фрегат «Пруэба».
Захват Вальдивии
К флоту Кокрейна присоединился корвет «Индепеденсия», которым командовал Роберт Форрестер. Вице-адмирал решил повторить свой трюк 1809 года и атаковать испанские корабли на стоянке ракетами Конгрива.
9 сентября 1819 года началась вторая экспедиция против Кальяо. Чилийцы вышли в следующем составе: фрегаты «О’Хиггинс», «Сан-Мартин» и «Лаутаро», корвет «Индепенденсия», бриги «Гальварино», «Араукано» и «Пуэйрредон», а также шхуна «Монтесума». Кроме того, Кокрейн взял с собой транспорты «Хересана» и «Виктория», чтобы использовать их, если получится, в качестве брандеров.
27 сентября эскадра встала на якорь у острова Сан-Лоренцо. Кокрейн отправил губернатору письмо, в своём стиле требуя сдать все корабли, выплатить громадный выкуп и сдаться, а иначе… Вот этого самого «иначе» и не получилось. Чилийцы совершенно не умели управляться с ракетами Конгрива, и часть их улетела совершенно в другую сторону. Попытки использовать брандеры провалились, и в результате в ноябре часть эскадры была вынуждена вернуться в Вальпарисо. Кокрейн же с кораблями «Лаутаро», «Гальварино» и «Пуэйрредон» отправился к Гуаякилю в надежде перехватить уже известный нам фрегат «Пруэба». Однако тот, чтобы избежать атаки, снял часть орудий, поднялся вверх по реке Гуаяс и стал недоступен для атаки. В результате Кокрейн захватил только стоявшие в Пуне торговые суда «Аквила» и «Бегонья».
Понятно, что этим Кокрейн не удовлетворился. «Гальварино» и «Пуэйрредон» он оставил блокировать Гуаякиль, а сам с присоединившимся «О’Хиггинсом» направился к Вальдивии. На тот момент этот порт был оплотом роялистов, и именно туда стекались разбитые войска испанцев. Узкий вход в бухту защищали береговые батареи, делая его совершенно неприступным. Кокрейн поступил в своём стиле. Подняв на «О’Хиггинсе» испанский флаг, он беспрепятственно вошёл в гавань. Испанцы перепутали его с «Пруэбой». Выдавая себя за настоящего кастильского идальго, Кокрейн сообщил, что вот-вот ожидается прибытие брига «Потрилльо», набитого серебром, предназначавшимся для выплаты жалования гарнизону Вальдивии, чем несказанно обрадовал военное руководство. В гавани Кокрейн провёл целый день, внимательно осматривая всё, что было достойно внимания, и к концу дня у него созрел план.
Ночью шотландец выскользнул из Вальдивии и отправился в Консепсьон к полковнику патриотов Рамондо Фрейре просить подмоги. Фрейре выделил на операцию 250 солдат под командованием француза Жоржа Бошефа, а также бриг «Интрепидо» и шхуну «Монтесума». Получив вдобавок к этому морпехов Уильяма Миллера, корабли Кокрейна 28 января отправились на юг. Переход начался несчастливо: «О’Хиггинс» налетел на мель и получил повреждения, из-за чего весь пороховой погреб был затоплен. По сути, корабль теперь был вооружён только мушкетами матросов и солдат. Однако Кокрейна это не остановило.
В ночь на 3 февраля вице-адмирал высадил в заливе Агуада-дель-Инглес небольшой десант, а корабли сразу же отошли. Утром они, подняв испанские флаги, подошли к форту в заливе. Его комендант, в отличие от губернатора Вальдивии, проявил бдительность и попросил офицеров сойти на берег. Когда «Интрепидо» приблизился и убрал паруса, начав спуск лодки, батареи открыли огонь. Поражённый сразу двумя ядрами корабль начал тонуть. Капитан скомандовал экипажу покинуть бриг и идти на штурм форта, что матросы и проделали под градом пуль. В этот момент с тыла форт атаковал Бошеф, и испанцы начали отходить ко второму форту, Сан-Карлос. Чилийцы буквально наступали им на пятки и на плечах противника взяли и второй форт. Далее настал черёд батареи Барро, фортов Амарго и Чорокамайо.
4 февраля в час ночи солдаты и морпехи Миллера и Бошефа начали штурм ключевой позиции – форта Коррал. Миллер был тяжело ранен, но подавленные натиском испанцы сдались.
Отремонтированный «Интрепидо» вместе с «Монтесумой» перевезли войска на другой берег реки, а у входа в гавань появился «О’Хиггинс». Испанские солдаты, боясь залпов с фрегата (он не мог стрелять из орудий, но испанцы-то об этом не знали), бежали с береговых батарей. 6 февраля Кокрейн попытался высадить парламентёров и узнал, что роялистские солдаты взбунтовались, разграбили город и ушли к Чилоэ. Бошеф повёл своих ребят в погоню, а в Вальдивии Кокрейн организовал выборы нового «народного» губернатора.
Помимо города, англичанин захватил транспорт снабжения «Долорес». 6 марта входящий в Вальпараисо флот вице-адмирала встречали пушечными салютами и приветственными криками. Даже Сан-Мартин, очень не любивший Кокрейна, вынужден был признать, что успех со штурмом Вальдивии окупил все затраты на приглашение Кокрейна.
Что касается остатков испанского гарнизона, то его в битве при Эль-Торро разбил Бошеф. Таким образом, патриоты утвердились на юге.
Литература и источники
- David John Cubitt. Lord Cochrane and the Chilean Navy, 1818-1823, with an inventory of the Dundonald papers relating to his service with the Chilean Navy. – University of Edinburgh, 1974.
- Brian Vale. Cochrane in the Pacific: Fortune and Freedom in Spanish America. – London: I B Tauris, 2008.
- Carlos López Urrutia. Historia de la Marina de Chile. – Andrés Bello, 1969.
- Moises Enrique Rodriguez. Freedom’s Mercenaries: British Volunteers in the Wars of Independence of Latin America (1810-1825). – Lanham, Maryland, 2006.
- Etcheverry Gerardo. Principals naves de guerra a vela de Chile: todoababor.es
- Thomas Cochrane. The Autobiography of a Seaman. – The Lyons Press, 2000.
источник: https://warspot.ru/19280-zahvat-valdivii