Сергей Махов. Причины превосходства Англии на морях к середине XVIII века
Статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.
Содержание:
Судостроение
Если в XVI-XVII веках все страны (в том числе и Англия) имеют пики военного кораблестроения, сменяющиеся спадами во времена мира, то к середине XVII века в Англии впервые в мире утверждается ШТАТ ФЛОТА – то есть количество военных кораблей, которое надо поддерживать в строю постоянно. Эту систему вводили довольно долго – с 1673 по 1712 год, но к окончанию войны за Испанское наследство она приняла окончательную форму, ежегодно в строй вводилось примерно 5-10 кораблей разных классов, столько же выводилось из списочного состава на ремонт/тимебровку/списание.
Таким образом примерно к 1730 году Англия постоянно поддерживает количество военных кораблей на уровне 100-120 единиц. Более этого не было ни в одном флоте.
Кроме того – штаты флота определяет Адмиралтейство, то есть люди военные, тогда как во Франции морской министр или госсекретарь по флоту – в основном гражданский.
Промышленный шпионаж
Англичане постоянно следили за новинками во вражеских флотах. Да, французы строили более качественные корабли, но вскоре уже англичане внедряли все их новинки у себя.
Во Франции только в 1770-х появляется ежемесячная оперативная сводка по составу флотов других держав и боеготовности. В Англии она существует с 1712-го (со времен Даниэля Дефо, Годолфина и Харли).
Финансы
Деньги и у Англии и у ее противников – это постоянная головная боль. Однако англичане еще с конца XVIII века вводят бюджетирование флота, которое строго лимитировано и изменяется после рассмотрения в Парламенте согласно запросам Адмиралтейства и Правительства.
Во Франции то деньги выделяют в достаточном объеме, то не выделяют вообще. Никакого финансового запаса прочности у морского министерства нет и в помине.
Офицерский корпус
Офицерский корпус в Англии с середины XVII века подчиняется пунктам Articles of war. Все обучение на флоте направлено на постоянную практику, на соблюдение общей морской тактики и стратегии. У них мало теории, но много практики. С 1672 года Английский флот постоянно выходит на большие летние маневры в мирное время. На уровне офицеров отрабатывается взаимодействие кораблей и линейная тактика, на уровне матросов – работа с парусами и скорострельность пушек.
Во Франции как раз наоборот – много теоретически подкованных, но мало бывавших в море морских офицеров. Кроме того – на флоте до 1776 года служит довольно много офицеров, переведенных на корабли из сухопутных войск. Кроме того – офицерский морской корпус во Франции страдает от патронажа и «мажоров» — путь захудалым дворянам и разночинцам к карьере выше капитана практически закрыт (исключений очень мало — Конфлан, Лаперуз, Сюффрен). Лишь после 1765 года французы отменяют правило, что в командиры кораблей и эскадр назначаются люди знатные.
Команды
Парусные корабли нуждались в многочисленных командах. 74-пушечник середины XVIII столетия к примеру имел команду от 600 до 750 человек. У трехдечных 100-пушечников были команды под 1000 человек.
В Англии подготовка из сухопутных крыс в настоящих моряков была поставлена на высочайший уровень. Постоянная муштра, дисциплина, участие в маневрах. Комендоры британцев считались лучшими в мире. Темп стрельбы Королевского Флота (3 выстрела в 5 минут) – самым высоким.
Кроме того – англичане имели мобилизационный резерв – до 100 тысяч торговых моряков.
Во Франции при потребности в как минимум 50 тысячах матросов еле набирали 30-35 тысяч. Это была своего рода естественная граница, далее кторой французы не могли зайти. Кроме того – обучение матросов на французском флоте не имело такой жесткой отлаженной системы, как у британцев. Маневры французский флот проводил очень редко, чаще всего тактика обсуждалась в морском министерстве или в военно-морских журналах.
Поэтому чаще всего французский флот вступал в войну неподготовленным и старался наверстать подготовку в бою. Однако к середине XVIII века отрыв англичан был столь большим, что почти каждый раз французы просто были обречены.