1

 

3 февраля 1994 года состоялся первый полёт российского космонавта на американском космическом корабле.

Это был полет Сергея Крикалёва на шаттле «Дискавери», в рамках космического полёта STS-60. Некоторые, кстати, утверждают, что это самый знаменитый в мире, после Юрия Алексеевича Гагарина, космонавт. Учитывая его историю – не исключено.

На орбите у шаттла сломалась система вентиляции. У американцев была четкая инструкция: сообщить на Землю о поломке и ждать указаний. Пока в Хьюстоне решали, что делать, скопившийся в воздуховодах конденсат начал замерзать, надо было что-то предпринимать. Крикалeв не хотел вмешиваться. Когда же астронавты спросили: "А как бы ты поступил?", Сергей ответил: "Починил бы". А затем взял – и починил…

Сергей Крикалёв и его альтер эго

Немного предыстории.

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

Перед своим вторым полётом в мае 1991 года, Сергей Крикалёв и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». 19 мая 1991 года он в составе экипажа «Союз ТМ-12» стартовал на орбитальную станцию «Мир». Экипаж космической экспедиции успешно выполнил все полётные задания и собирался возвращаться домой. Но события августа 1991 года внесли коррективу. Развал Великого государства, Советского Союза, потянул за собой цепочку разрушительных для нашей страны перемен. Значительно сократились бюджеты космических программ, а обязательства перед другими странами остались. По программе международного сотрудничества в космос должны были отправиться космонавты из Австрии и Казахстана. Планировалось, что они будут в составе разных экипажей. Но на создание двух космических кораблей в тот момент не было денег. Полёты решено было объединить, и на орбиту отправился один космический корабль, в котором не досталось всем места для возвращения на Землю.

Крикалёву пришлось остаться на орбитальной станции «Мир» до прилёта следующего космического корабля. Вместо запланированных 5 месяцев работы в космосе, ему пришлось проработать на космической орбите ещё почти полгода (всего около года).

В общем наш знаменитый космонавт остался в космосе, потому что распадающаяся, стремительно коммерциализующаяся, когда-то могучая, страна не могла обеспечить новому Робинзону возможность возвращения. Это самый наглядный пример эффективности рыночной системы зарождающегося хищного капитализма образца 90-х. Крикалёв стартовал из СССР, а вернулся в марте 1992 года уже в другую страну — Россию. За этот полет Герой Советского Союза С.К. Крикалёв первым из космонавтов получил звание Героя России с вручением медали «Золотая Звезда» № 1.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. Крикалёв участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования (шаттле Discovery). Полёт STS-60, начавшийся 3 февраля 1994, был вторым полётом с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полётом с устройством WSF (Wake Shield Facility).

Сергей Крикалёв и его альтер эго

Совершив 130 витков и пролетев 5 486 215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди (штат Флорида). Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле.

Во время полета с американским космическим кораблем произошло ЧП – отказала электроника жизнеобеспечения и воздуховод. Не смотря на возражения американской стороны и предложение дождаться дублирующего судна с Земли, наш космонавт сумел восстановить и перезапустить приборы шаттла. Это вызвало восторг и крайнее удивление как американской, так и российской стороны.

После полёта STS-60 Крикалёв вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полётов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор.

Не смотря на то, что Крикалева знают и восхищаются во всем мире (в некоторых странах есть целые музейные стенды просвещенны нашему товарищу), американский режиссер Майкл Бэй, в 1998 году снял отвратительный фильм "Армагеддон", где был в карикатурной форме был показан российский космонавт-полковник Лев Андропов в одиночку живущий на космической станции (безумен, небрит, нетрезв, в шапке ушанке и телогрейке, бьёт по приборам, открывает кран подачи топлива ломом, взрывает космическую станцию «Мир») — правда, в конечном итоге именно он своими действиями спасает всех американских космонавтов, ударив по компьютеру «незаводящегося» «Шаттла» разводным ключом.

Сергей Крикалёв и его альтер эго

Обратите внимание на подмену! Взяв в пример нашего, настоящего героя, которого перестройщики "забыли" на орбите, и который настолько технически грамотен, чтобы вникнуть в суть и отремонтировать совершенно секретные космические приборы чужой державы, режиссер превращает все в подлый, абсурдный комикс!

Это вызвало возмущение не только граждан на постсоветском пространстве, но, что удивительно, также и за рубежом. Поэтому этот фильм, как один из худших фильмов года был выдвинут сразу на семь номинаций «Золотая малина» (анти-Оскар). Досталась же ленте только одна номинация — её получил Брюс Уиллис за самую худшую актёрскую работу в кино в 1998 году.

Справка:

Сергей Константинович Крикалёв

Родился 27 августа 1958 года в городе Ленинград, РСФСР.

В 1975 году окончил 10 классов средней школы №77 города Ленинграда. Одновременно получил специальность «химик-аналитик-лаборант».

С 1977 года стал заниматься самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ.

В 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (Военмех), машиностроительный факультет, специальность «Проектирование и производство летательных аппаратов», получил диплом инженера-механика.

С ноября 1977 по май 1980 года работал лаборантом, затем старшим лаборантом НИС Военмеха.

С мая по август 1981 года работал авиатехником 4-го разряда по эксплуатации и ремонту ЛА и двигателей в Ленинградском городском аэроклубе ДОСААФ.

С сентября 1980 года работал в 111 отделе ГКБ НПО «Энергия» для подготовки дипломного проекта.

С 14 сентября 1981 года работал инженером 111-го отдела ГКБ НПО «Энергия». Занимался разработкой инструкций для космонавтов. С 1 сентября 1982 года работал инженером, а с 1 июня 1985 года — старшим инженером 191-го отдела (бывший 111 отдел) ГКБ НПО «Энергия».

Занимался разработкой предложений по отображению информации оператора на дисплеях изделия 17КС (Базовый блок «Мира»), корректировал бортовую документацию 17К №125-2 («Салют-7»), разрабатывал бортовую документацию изделия 11Ф72 №164 (ТКС, «Космос-1443»). Руководил группой по разработке инструкций для космонавтов по КК «Союз-Т» (11Ф732), работал в ЦУПе разработчиком радиограмм, методистом по действиям экипажа и бортовой документации. После потери связи с «Салютом-7» в феврале 1985 года работал в группе по разработке методики полета к неуправляемой станции, отрабатывал эту методику в технологическом экипаже вместе с А.Викторенко. Принимал участие в подготовке космонавтов.

5 февраля 2007 года был назначен вице-президентом корпорации «Энергия» по пилотируемым полетам (с сохранением лётного статуса в отряде космонавтов).

После увольнения президента РКК «Энергия» Н. Севастьянова и назначения нового – В. Лопоты в июне 2007 года в должности вице-президента корпорации подтверждён не был, при этом сохранил должность заместителя главного конструктора.

Приказом руководителя Роскосмоса №97к от 27 марта 2009 года назначен на должность начальника Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина».

Незадолго до истечения пятилетнего контракта написал заявление о его продлении, однако контракт продлён не был.

В начале августа 2014 года после длительного отпуска приступил к работе в должности первого заместителя директора ФГУП ЦНИИМАШ – головной научной организации Роскосмоса. В круг его обязанностней входила разработка планов пилотируемых полетов в рамках программы освоения дальнего космоса.

25 марта 2016 года на заседании Наблюдательного совета Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» был назначен исполнительным директором по пилотируемым космическим программам и избран членом Правления Госкорпорации.


Утянуто с pikabu.ru "О советском космонавте, ставшем "робинзоном", починившем американский Шаттл и попавшем в кино"  вкладка СССР.

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account