Серебряная звезда. Самолеты семейства Farman 300. Часть 3 Пассажирские самолеты с F.303 по F.306
Продолжение винтажной статьи из ноябрьского 1969 года выпуска журнала «Le Fana de l’Aviation», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Содержание:
Авиакомпания Air Orient и F.303
В феврале 1930 года после презентации самолета F.301 нескольким влиятельным членам руководства авиакомпании Air Orient компания Farman получила заказ на четыре пассажирских самолета F.303, оснащенных радиальными двигателями Gnome-Rhône 5 Bc Titan, развивавшими мощность по 240 л.с. и вращавших двухлопастными металлическими винтами фиксированного шага Chauvière série 84. Один самолет F.303 был приобретен авиакомпанией Compagnie Transafricaine d’Aviation, представители которой также присутствовали на схожей презентации.
С сентября 1930 года по январь 1931 года авиакомпания Air Orient получила три самолёта F.303: F-AJVQ (серийный номер 2), F-AJVR (серийный номер 3) и F-AJVS (серийный номер 4). Вскоре к этим самолетам присоединился прототип F.300 (F-AJIG), оборудование которого соответствовало стандарту F.303 и который в декабре 1930 года получил сертификат летной годности (№2637) для своей новой сферы деятельности. Эти четыре самолета обслуживали французские авиалинии Ближнего Востока с местом базирования в Дамаске. 18 марта 1932 года F.303 (F-AJIG), получивший к этому времени собственное имя «Le Vaillant» (храбрый, доблестный), выполнял полет по маршруту Дамаск – Багдад под управлением старшины Риссе (adjudant chef Risser) и разбился посреди пустыни, завершив тем самым свою карьеру. Пассажирский самолет F.303 (серийный номер 5-7218) был доставлен компании Transafricaine в конце 1930 года. Самолет получил номер AIR 2-1823, а в декабре 1930 года сертификат летной годности 1823 вместе с номером гражданской регистрации F-AJVT. Из своего аэродрома базирования Алжир самолет выполнял полеты над Северной Африкой и Сахарой, но, похоже, эта машина летало мало, поскольку в регистре «Бюро Веритас» за 1931 и 1932 годы указано, что он налетал всего 17 часов.
F.304 и межконтинентальные перелеты
По заказу пилота Гулетта (Goulette) компания Farman оснастила планер F.300 тремя радиальными двигателями Lorraine 9 Na Algol мощностью по 300 л.с.. Самолет был рассчитан на перевозку восьми пассажиров, а его топливные баки вмещали 3665 литров бензина. Самолет был оснащен коротковолновым радиопередатчиком. F.304 покинул сборочный цех в феврале 1931 года и свой первый полет совершил 15 числа того же месяца. Самолет сразу же был отправлен в авиационную технико-промышленную службу (STIAé – service technique et industriel de l’aéronautique), Виллакубле, для официальных испытаний. Самолету F.304 приписывалась дальность полета составляла 2500 километров.
Этот прототип (серийный номер 1; номер гражданской регистрации F-ALCA) получил собственное имя «Caillol, Roux et Dodement» в честь экипажа самолета Farman 190, потерпевшего крушение в январе 1930 года в Бельгийском Конго на маршруте, которым намеревался следовать капитан Гулетт (capitaine Goulette).
В начале марта 1931 года Гулетт и пилот Салель (Salel) завершили доводку F.304 и начали готовиться к перелету по маршруту Франция – Мадагаскар. К экипажу, состоявшему из Гулетта (штурман-командир), Салеля (пилот), Бутилье (Boutillier; радист) и Ришара (Richard; механик), временно присоединился исполняющий обязанности губернатора Французской Экваториальной Африки г-н Альфасса (Alfassa), который должен был занять свой пост в Браззавиле. Чтобы сократить продолжительность ночного полета старт состоялся очень рано утром. 14 марта в 2 часа 25 минут после разбега продолжительностью 20 секунд Салель вылетел из Ле-Бурже на красно-белом тримоторном самолете с общей массой 6700 кг. Столкнувшись с неблагоприятными погодными условиями, Гулетт решает сделать остановку в Оране, где они приземлились в 12 часов 25 минут. На следующий день они вылетели в Регган, Алжир, куда прибыли после пролета над Коломб-Бешаром. В 18 часов 30 минут, во время перелета в Гао (Gao) через Сахару, песчаная буря вынудила F.304 совершить посадку посреди пустыни. 16 марта, воспользовавшись затишьем бури, самолет добрался до Гао, а затем ближе к вечеру до Ниамея. На следующий день самолет во время перелета в Форт-Лами (Fort-Lamy) из-за перебоев в циркуляции масла самолет совершил вынужденную посадку в кустарнике; ремонт с помощью подручных средств позволил долететь до Форта-Лами, где был выполнен полноценный ремонт. После остановки в Кокилатвиле (Coquilhatville) F.304 приземлился в Браззавиле, где г-н Альфасса покинул экипаж. 23 марта самолет совершил посадку в Леопольдвиле, 24 марта в Элизабетвиле, 25 марта в Уилимане (Ouilimane) и 26 марта в Брокен-Хилле (Broken Hill). И, наконец, 27 марта самолет достиг юго-западного побережья Мадагаскара и в конце вечера приземлился в Аривонимано (Arivonimano). Прибывший в Тананариве (Tananarive) экипаж был принят губернатором Кайла (Cayla), вместе с которым 28 марта был осуществлен полет над островом.
После нескольких дней отдыха на Мадагаскаре 11 апреля F.304 вылетел из Антананариву, следуя практически тем же маршрутом, что и при полете из Франции. Болезнь капитана Гулетта вынудила на несколько дней сделать остановку в Кокилатвиле, но 15 мая самолет, наконец, прибыл в Гао. Взлетев с целю пересечь Сахару, экипаж самолета был вынужден сдаться после пяти часов борьбы с песчаной бурей. Из-за частых песчаных бурь в это время года Гулетт, который опасался, что не может следовать прежним маршрутом, решил возвращаться во Францию вдоль побережья. 17 мая F.304 вылетел из Гао и прибыл в Париж 1 июня после промежуточных посадок в Бамако, Сен-Луи, Порт-Этьене, Агадире, Лиссабоне и Казо. Во время этого перелета протяженностью 25600 километров, проведенного в очень тяжелых условиях полета, самолет, равно как и экипаж, проявил себя очень достойно. В 1932 году F.304 стал собственностью компании Farman, но уже в следующем 1933 году следы самолета теряются.
F.305 со смешанной силовой установкой
В 1931 году с целью повышения летно-технических характеристик самолета два планера F.300 были оснащены центральным радиальным двигателем воздушного охлаждения Gnome-Rhône Jupiter 9 Aa мощностью 380 л.с., сохраняя боковые двигатели Titan. Первый F.305 (серийный номер 1-7241) с двигателями Titan 5 Bc получил номер гражданской регистрации F-ALEF. Второй F.305 (серийный номер 2-7243) с двигателями Titan 5Ab получил номер гражданской регистрации F-ALHQ. Оба самолета принадлежали авиакомпании SGTA.
Столкнувшись с не очень впечатляющими результатами и стремясь стандартизировать авиационную технику, в сентябре 1932 года F-ALEF был переоборудован до варианта F.303 путем замены центрального двигателя Jupiter на Titan 5 Bc; серийный номер самолета также изменился с 1-7241 на 6-7241 и к этому моменту общий налет машины составлял 313 часов. F.305 (F-ALHQ) имел налет всего один час. Сначала на самолете были заменены двигатели Titan 5 Ab на Titan 5 Bc, и во время ремонта в третьем квартале 1933 года, не зная на каком авиамоторе остановиться, машина получила двигатели Lorraine 7 Me. Такие образом, самолет сменил обозначение и серийный номер на F.306 и 4-7243 соответственно.
F.306 с двигателями Lorraine
F.306, ставшие последним вариантом этой линейки пассажирских самолетов, были оснащены семицилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения Lorraine Algol, развивавшими мощность по 240 л.с. и вращавшими двухлопастные металлические винты Chauvière série 120. Самолет F.306 был оснащен топливными баками увеличенной до 1815 литров емкости и был способен перевезти восемь пассажиров. Прототип с серийным номером 1-7240 покинул сборочный цех завода в Бийанкуре в мае 1931 года и получил двигатели Algols 7 Me; в августе 1931 года самолет получил номер гражданской регистрации F-ALEE. Вскоре за ним последовал второй F.306 (серийный номер 2-7242), оснащенный двигателями Algol 7 Me и в сентябре 1931 года он получивший номер гражданской регистрации F-ALHP. Эти два самолета вошли в состав флота «серебряных звезд» авиакомпании SGTA. Примерно в августе 1933 года к ним присоединился бывший F.305 (F-ALHQ). Поскольку европейская сеть не нуждалась в дальнемагистральных самолетах, баки емкостью 1800 литров были заменены на баки, использовавшиеся на F.301. В 1932 году замена была проведена на F-ALHQ и в следующем 1933 году на F-ALHP.
Известность самолетов семейства F.300 перешагнула границы Франции, и югославская авиакомпания Drustvo za Vazduzni Saobracaj со штаб-квартирой в Белграде заказала один самолет F.306. В 1931 году самолет (серийный номер 2) получил номер гражданской регистрации UN-SAH. Очевидно, речь не идет об изменении номера гражданской регистрации F-ALHP, поскольку эти два самолета в регистре «Бюро Веритас» в 1932, 1933 и 1934 годах. В мае 1933 года в Вене самолет был отремонтирован; на тот момент он налетал 409 часов. Затем самолет налетал еще 28 часов, после чего следы этой машины теряются.
Авиакомпания Air France и конец семейства F.300
В апреле 1933 года в результате слияния частных компаний Air Union, Air Orient, Aéropostale, CIDNA и SGTA была образована объединенная государственная авиакомпания Air France. Эта авиакомпания приняла на свой баланс авиапарк своих предшественников и на момент инвентаризации, проведенной 15 апреля 1933 года, располагала флотом из 346 самолетов (312 самолетов наземного базирования, 34 гидросамолета и амфибии), в том числе и 14 машин семейства Farman 300. Из этого количества были известны только 12 машин.
Взяты из авиакомпании SGTA
Тип | Номер гражданской регистрации | Налет |
F.301 | F-AJLP | 935 часов |
F.301 | F-AJMG | 1443 часа |
F.301 | F-AJMH | 1302 часа |
F.301 | F-AJMI | 1481 час |
F.301 | F-AJMJ | 1623 часа |
F.301 | F-AJMK | 1331 час |
F.302 | F-AJPP | 138 часов |
F.303 | F-ALEF | 313 часа |
F.306 | F-ALEE | 489 часов |
F.306 | F-ALHP | 381 часа |
F.306 | F-ALHQ | 1 час |
Принят от авиакомпании Air Orient (был в собственности авиакомпании Compagnie Transafricaine d’Aviation)
Тип | Номер гражданской регистрации | Налет |
F.303 | F-AJVT | 17 часов |
Все эти самолеты перевозили по восемь пассажиров и по 200 кг полезной нагрузки. В том же 1933 году и в следующем году все эти машины прошли капитальный ремонт.
Авиакомпания Air France эксплуатировала самолеты данного типа в дневных полетах на маршрутах над континентальной частью Северной Европы:
- Париж – Брюссель – Роттердам – Амстердам;
- Брюссель – Эссен – Гамбург – Копенгаген – Мальмё;
- Париж – Кельн – Берлин;
- Париж – Саарбрюккен – Франкфурт – Галле и Лейпциг – Берлин;
- Париж – Женева;
- Париж – Базель.
Также самолеты семейства F.300 совершали ночные полеты по маршрутам Париж – Марсель и Париж – Брюссель.
В начале 1935 года авиакомпания Air France присвоила самолетам из своего флота «трехсотых фарманов» имела цветов. В небесах расцвели Iris (F-AJLP; ирис), Jonquilles (F-AJMG; нарцисс), Jacinthe (F-AJMH; гиацинт), Cyclamen (F-AJMK; цикламен), Tulipe-(F-AJPP; тюльпан), Anémone (F-AJVT; анемон), Bleuet (F-ALEE; василек), Myosotis (F-ALEF; незабудка), Azalée (F-ALHP; азалия), Jasmin (F-ALHQ; жасмин).
К сожалению, F.300 старели, а судьба и стихия не щадили самолеты. 31 октября 1933 года F.301 (F-AJMI), выполнявший рейс Базель – Париж, врезался в холм Этобон, департамент Верхняя Сона, став жертвой плохой видимости. Радист и один пассажир погибли, пилот и один пассажир были ранены. Сам самолет был разрушен и вычеркнут из реестров, налетав к моменту гибели чуть более 1500 часов.
7 декабря 1934 года летевший из Варшавы самолет F.303 (F-ALEF) потерпел крушение при посадке на пражском аэродроме из-за недостаточной видимости; экипаж не пострадал, но самолёт с налетом 1276 часов был списан на месте.
5 февраля 1935 года F.306 (F-ALHP) совершал полет по маршруту Париж – Лондон в очень плохих погодных условиях, когда падение оборотов двигателей вынудило экипаж совершить посадку посреди поля. Почи неповрежденный самолет был разобран и доставлен обратно в Ле-Бурже для ремонта. Однако вместо ремонта самолет был списан с общим налетом 1276 часов.
1 апреля 1935 года был плохой день для самолетов семейства F.300, так как в этот день произошли две аварии. Ветеран флота «серебряных звезд» F.301 (F-AJLP), налетавший к этому времени 1908 часов, совершал рейсовый полет по маршруту Париж – Страсбург и получил поломку шасси во время посадки. Экипаж не пострадал, а самолет подлежал ремонту. В тот же день F.306 (F-ALHQ) под управлением шеф-пилота Робером Бажаком (Robert Bajac) выполнял полет из Парижа в Лондон и был вынужден развернуться в тумане. В условиях нулевой видимости он ударился о верхушки деревьев возле Гурне-ан-Бре (Gournay-en-Bray) и разбился. Пилот погиб, радист и пассажир получили ранения; самолет на момент аварии имел всего чуть более 550 часов налета.
Эта серия аварий и несчастных случаев привела к скорому выводу из эксплуатации оставшихся трехмоторных самолетов семейства F.300: F-AJMG (с более чем 2309 летными часами), F-AJMH (с более чем 2433 летными часами), F -AJMK (налет более 2500 часов), F-AJVT (налет более 708 часов) и F-ALEE (налет более 1671 часа).
Авиакомпания Air France, уже более двух лет испытывающая затруднения из-за разнообразия авиационной техники, которую она получила от своих предшественников (самолеты 31 типа). Это разнообразие наносило удар по финансам компании и усложняло их эксплуатацию. Руководство авиакомпании воспользовалось этим поводом, чтобы без сожаления расстаться с этими заслуженными ветеранами – управление флотом самолетов и сетью авиалиний не дело чувств…
Только F.302 (F-AJPP), который не летал с 1935 года, остался в составе авиакомпании Air France, но эта машина находилась в процессе исключения из списков. В январе 1937 года этот самолет был классифицирован как ле5тательный аппарат, предназначенный для использования исключительно на континентальных авиалиниях. 11 сентября 1937 года F.302 (F-AJPP) прошел в Тулузе капитальный ремонт, и в 1938 году выполнил 152 связных полета. Он был списан в конце 1938 года и 31 декабря 1938 года вычеркнут из реестра авиакомпании Air France.
источник: Michel Borget «L’Etoile d’argent. Farman 300» «Le Fana de l’Aviation» 1969-11 (005), pages 21-24
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-serebryanaya-zvezda-samolety-semeistva-farman-300-chast-3