Серебряная звезда. Самолеты семейства Farman 300. Часть 3 Пассажирские самолеты с F.303 по F.306

14

Серебряная звезда. Самолеты семейства Farman 300. Часть 3 Пассажирские самолеты с F.303 по F.306

Продолжение винтажной статьи из ноябрьского 1969 года выпуска журнала «Le Fana de l’Aviation», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Содержание:

Авиакомпания Air Orient и F.303

В феврале 1930 года после презентации самолета F.301 нескольким влиятельным членам руководства авиакомпании Air Orient компания Farman получила заказ на четыре пассажирских самолета F.303, оснащенных радиальными двигателями Gnome-Rhône 5 Bc Titan, развивавшими мощность по 240 л.с. и вращавших двухлопастными металлическими винтами фиксированного шага Chauvière série 84. Один самолет F.303 был приобретен авиакомпанией Compagnie Transafricaine d’Aviation, представители которой также присутствовали на схожей презентации.

С сентября 1930 года по январь 1931 года авиакомпания Air Orient получила три самолёта F.303: F-AJVQ (серийный номер 2), F-AJVR (серийный номер 3) и F-AJVS (серийный номер 4). Вскоре к этим самолетам присоединился прототип F.300 (F-AJIG), оборудование которого соответствовало стандарту F.303 и который в декабре 1930 года получил сертификат летной годности (№2637) для своей новой сферы деятельности. Эти четыре самолета обслуживали французские авиалинии Ближнего Востока с местом базирования в Дамаске. 18 марта 1932 года F.303 (F-AJIG), получивший к этому времени собственное имя «Le Vaillant» (храбрый, доблестный), выполнял полет по маршруту Дамаск – Багдад под управлением старшины Риссе (adjudant chef Risser) и разбился посреди пустыни, завершив тем самым свою карьеру. Пассажирский самолет F.303 (серийный номер 5-7218) был доставлен компании Transafricaine в конце 1930 года. Самолет получил номер AIR 2-1823, а в декабре 1930 года сертификат летной годности 1823 вместе с номером гражданской регистрации F-AJVT. Из своего аэродрома базирования Алжир самолет выполнял полеты над Северной Африкой и Сахарой, но, похоже, эта машина летало мало, поскольку в регистре «Бюро Веритас» за 1931 и 1932 годы указано, что он налетал всего 17 часов.

пассажирский самолет F.303 (F-AGIG) с очень длинной выхлопной трубой двигателя, которая проходила под пассажирским салоном

пассажирский самолет F.303 (F-AGIG) с очень длинной выхлопной трубой двигателя, которая проходила под пассажирским салоном

F.304 и межконтинентальные перелеты

По заказу пилота Гулетта (Goulette) компания Farman оснастила планер F.300 тремя радиальными двигателями Lorraine 9 Na Algol мощностью по 300 л.с.. Самолет был рассчитан на перевозку восьми пассажиров, а его топливные баки вмещали 3665 литров бензина. Самолет был оснащен коротковолновым радиопередатчиком. F.304 покинул сборочный цех в феврале 1931 года и свой первый полет совершил 15 числа того же месяца. Самолет сразу же был отправлен в авиационную технико-промышленную службу (STIAé – service technique et industriel de l’aéronautique), Виллакубле, для официальных испытаний. Самолету F.304 приписывалась дальность полета составляла 2500 километров.

Этот прототип (серийный номер 1; номер гражданской регистрации F-ALCA) получил собственное имя «Caillol, Roux et Dodement» в честь экипажа самолета Farman 190, потерпевшего крушение в январе 1930 года в Бельгийском Конго на маршруте, которым намеревался следовать капитан Гулетт (capitaine Goulette).

В начале марта 1931 года Гулетт и пилот Салель (Salel) завершили доводку F.304 и начали готовиться к перелету по маршруту Франция – Мадагаскар. К экипажу, состоявшему из Гулетта (штурман-командир), Салеля (пилот), Бутилье (Boutillier; радист) и Ришара (Richard; механик), временно присоединился исполняющий обязанности губернатора Французской Экваториальной Африки г-н Альфасса (Alfassa), который должен был занять свой пост в Браззавиле. Чтобы сократить продолжительность ночного полета старт состоялся очень рано утром. 14 марта в 2 часа 25 минут после разбега продолжительностью 20 секунд Салель вылетел из Ле-Бурже на красно-белом тримоторном самолете с общей массой 6700 кг. Столкнувшись с неблагоприятными погодными условиями, Гулетт решает сделать остановку в Оране, где они приземлились в 12 часов 25 минут. На следующий день они вылетели в Регган, Алжир, куда прибыли после пролета над Коломб-Бешаром. В 18 часов 30 минут, во время перелета в Гао (Gao) через Сахару, песчаная буря вынудила F.304 совершить посадку посреди пустыни. 16 марта, воспользовавшись затишьем бури, самолет добрался до Гао, а затем ближе к вечеру до Ниамея. На следующий день самолет во время перелета в Форт-Лами (Fort-Lamy) из-за перебоев в циркуляции масла самолет совершил вынужденную посадку в кустарнике; ремонт с помощью подручных средств позволил долететь до Форта-Лами, где был выполнен полноценный ремонт. После остановки в Кокилатвиле (Coquilhatville) F.304 приземлился в Браззавиле, где г-н Альфасса покинул экипаж. 23 марта самолет совершил посадку в Леопольдвиле, 24 марта в Элизабетвиле, 25 марта в Уилимане (Ouilimane) и 26 марта в Брокен-Хилле (Broken Hill). И, наконец, 27 марта самолет достиг юго-западного побережья Мадагаскара и в конце вечера приземлился в Аривонимано (Arivonimano). Прибывший в Тананариве (Tananarive) экипаж был принят губернатором Кайла (Cayla), вместе с которым 28 марта был осуществлен полет над островом.

F-304 «Caillol, Roux et Dodement», на котором экипаж под руководством Гулетта и Салеля совершил перелет по маршруту Франция – Мадагаскар и вернулся обратно. Обратите внимание на баллонные шины большого диаметра, установленные на колесах со спицами

F-304 «Caillol, Roux et Dodement», на котором экипаж под руководством Гулетта и Салеля совершил перелет по маршруту Франция – Мадагаскар и вернулся обратно. Обратите внимание на баллонные шины большого диаметра, установленные на колесах со спицами

После нескольких дней отдыха на Мадагаскаре 11 апреля F.304 вылетел из Антананариву, следуя практически тем же маршрутом, что и при полете из Франции. Болезнь капитана Гулетта вынудила на несколько дней сделать остановку в Кокилатвиле, но 15 мая самолет, наконец, прибыл в Гао. Взлетев с целю пересечь Сахару, экипаж самолета был вынужден сдаться после пяти часов борьбы с песчаной бурей. Из-за частых песчаных бурь в это время года Гулетт, который опасался, что не может следовать прежним маршрутом, решил возвращаться во Францию вдоль побережья. 17 мая F.304 вылетел из Гао и прибыл в Париж 1 июня после промежуточных посадок в Бамако, Сен-Луи, Порт-Этьене, Агадире, Лиссабоне и Казо. Во время этого перелета протяженностью 25600 километров, проведенного в очень тяжелых условиях полета, самолет, равно как и экипаж, проявил себя очень достойно. В 1932 году F.304 стал собственностью компании Farman, но уже в следующем 1933 году следы самолета теряются.

F.305 со смешанной силовой установкой

В 1931 году с целью повышения летно-технических характеристик самолета два планера F.300 были оснащены центральным радиальным двигателем воздушного охлаждения Gnome-Rhône Jupiter 9 Aa мощностью 380 л.с., сохраняя боковые двигатели Titan. Первый F.305 (серийный номер 1-7241) с двигателями Titan 5 Bc получил номер гражданской регистрации F-ALEF. Второй F.305 (серийный номер 2-7243) с двигателями Titan 5Ab получил номер гражданской регистрации F-ALHQ. Оба самолета принадлежали авиакомпании SGTA.

Столкнувшись с не очень впечатляющими результатами и стремясь стандартизировать авиационную технику, в сентябре 1932 года F-ALEF был переоборудован до варианта F.303 путем замены центрального двигателя Jupiter на Titan 5 Bc; серийный номер самолета также изменился с 1-7241 на 6-7241 и к этому моменту общий налет машины составлял 313 часов. F.305 (F-ALHQ) имел налет всего один час. Сначала на самолете были заменены двигатели Titan 5 Ab на Titan 5 Bc, и во время ремонта в третьем квартале 1933 года, не зная на каком авиамоторе остановиться, машина получила двигатели Lorraine 7 Me. Такие образом, самолет сменил обозначение и серийный номер на F.306 и 4-7243 соответственно.

F.306 с двигателями Lorraine

F.306, ставшие последним вариантом этой линейки пассажирских самолетов, были оснащены семицилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения Lorraine Algol, развивавшими мощность по 240 л.с. и вращавшими двухлопастные металлические винты Chauvière série 120. Самолет F.306 был оснащен топливными баками увеличенной до 1815 литров емкости и был способен перевезти восемь пассажиров. Прототип с серийным номером 1-7240 покинул сборочный цех завода в Бийанкуре в мае 1931 года и получил двигатели Algols 7 Me; в августе 1931 года самолет получил номер гражданской регистрации F-ALEE. Вскоре за ним последовал второй F.306 (серийный номер 2-7242), оснащенный двигателями Algol 7 Me и в сентябре 1931 года он получивший номер гражданской регистрации F-ALHP. Эти два самолета вошли в состав флота «серебряных звезд» авиакомпании SGTA. Примерно в августе 1933 года к ним присоединился бывший F.305 (F-ALHQ). Поскольку европейская сеть не нуждалась в дальнемагистральных самолетах, баки емкостью 1800 литров были заменены на баки, использовавшиеся на F.301. В 1932 году замена была проведена на F-ALHQ и в следующем 1933 году на F-ALHP.

прототип F.306 (F-ALEE) в составе флота «серебряных звезд» авиакомпании SGTA

прототип F.306 (F-ALEE) в составе флота «серебряных звезд» авиакомпании SGTA

Известность самолетов семейства F.300 перешагнула границы Франции, и югославская авиакомпания Drustvo za Vazduzni Saobracaj со штаб-квартирой в Белграде заказала один самолет F.306. В 1931 году самолет (серийный номер 2) получил номер гражданской регистрации UN-SAH. Очевидно, речь не идет об изменении номера гражданской регистрации F-ALHP, поскольку эти два самолета в регистре «Бюро Веритас» в 1932, 1933 и 1934 годах. В мае 1933 года в Вене самолет был отремонтирован; на тот момент он налетал 409 часов. Затем самолет налетал еще 28 часов, после чего следы этой машины теряются.

Авиакомпания Air France и конец семейства F.300

В апреле 1933 года в результате слияния частных компаний Air Union, Air Orient, Aéropostale, CIDNA и SGTA была образована объединенная государственная авиакомпания Air France. Эта авиакомпания приняла на свой баланс авиапарк своих предшественников и на момент инвентаризации, проведенной 15 апреля 1933 года, располагала флотом из 346 самолетов (312 самолетов наземного базирования, 34 гидросамолета и амфибии), в том числе и 14 машин семейства Farman 300. Из этого количества были известны только 12 машин.

Взяты из авиакомпании SGTA

Тип Номер гражданской регистрации Налет
F.301 F-AJLP 935 часов
F.301 F-AJMG 1443 часа
F.301 F-AJMH 1302 часа
F.301 F-AJMI 1481 час
F.301 F-AJMJ 1623 часа
F.301 F-AJMK 1331 час
F.302 F-AJPP 138 часов
F.303 F-ALEF 313 часа
F.306 F-ALEE 489 часов
F.306 F-ALHP 381 часа
F.306 F-ALHQ 1 час

Принят от авиакомпании Air Orient (был в собственности авиакомпании Compagnie Transafricaine d’Aviation)

Тип Номер гражданской регистрации Налет
F.303 F-AJVT 17 часов

Все эти самолеты перевозили по восемь пассажиров и по 200 кг полезной нагрузки. В том же 1933 году и в следующем году все эти машины прошли капитальный ремонт.

Авиакомпания Air France эксплуатировала самолеты данного типа в дневных полетах на маршрутах над континентальной частью Северной Европы:

      • Париж – Брюссель – Роттердам – Амстердам;
      • Брюссель – Эссен – Гамбург – Копенгаген – Мальмё;
      • Париж – Кельн – Берлин;
      • Париж – Саарбрюккен – Франкфурт – Галле и Лейпциг – Берлин;
      • Париж – Женева;
      • Париж – Базель.

Также самолеты семейства F.300 совершали ночные полеты по маршрутам Париж – Марсель и Париж – Брюссель.

В начале 1935 года авиакомпания Air France присвоила самолетам из своего флота «трехсотых фарманов» имела цветов. В небесах расцвели Iris (F-AJLP; ирис), Jonquilles (F-AJMG; нарцисс), Jacinthe (F-AJMH; гиацинт), Cyclamen (F-AJMK; цикламен), Tulipe-(F-AJPP; тюльпан), Anémone (F-AJVT; анемон), Bleuet (F-ALEE; василек), Myosotis (F-ALEF; незабудка), Azalée (F-ALHP; азалия), Jasmin (F-ALHQ; жасмин).

шестой и последний из изготовленных пассажирских самолетов F-301 (F-AJMK)

шестой и последний из изготовленных пассажирских самолетов F-301 (F-AJMK)

К сожалению, F.300 старели, а судьба и стихия не щадили самолеты. 31 октября 1933 года F.301 (F-AJMI), выполнявший рейс Базель – Париж, врезался в холм Этобон, департамент Верхняя Сона, став жертвой плохой видимости. Радист и один пассажир погибли, пилот и один пассажир были ранены. Сам самолет был разрушен и вычеркнут из реестров, налетав к моменту гибели чуть более 1500 часов.

7 декабря 1934 года летевший из Варшавы самолет F.303 (F-ALEF) потерпел крушение при посадке на пражском аэродроме из-за недостаточной видимости; экипаж не пострадал, но самолёт с налетом 1276 часов был списан на месте.

5 февраля 1935 года F.306 (F-ALHP) совершал полет по маршруту Париж – Лондон в очень плохих погодных условиях, когда падение оборотов двигателей вынудило экипаж совершить посадку посреди поля. Почи неповрежденный самолет был разобран и доставлен обратно в Ле-Бурже для ремонта. Однако вместо ремонта самолет был списан с общим налетом 1276 часов.

1 апреля 1935 года был плохой день для самолетов семейства F.300, так как в этот день произошли две аварии. Ветеран флота «серебряных звезд» F.301 (F-AJLP), налетавший к этому времени 1908 часов, совершал рейсовый полет по маршруту Париж – Страсбург и получил поломку шасси во время посадки. Экипаж не пострадал, а самолет подлежал ремонту. В тот же день F.306 (F-ALHQ) под управлением шеф-пилота Робером Бажаком (Robert Bajac) выполнял полет из Парижа в Лондон и был вынужден развернуться в тумане. В условиях нулевой видимости он ударился о верхушки деревьев возле Гурне-ан-Бре (Gournay-en-Bray) и разбился. Пилот погиб, радист и пассажир получили ранения; самолет на момент аварии имел всего чуть более 550 часов налета.

Эта серия аварий и несчастных случаев привела к скорому выводу из эксплуатации оставшихся трехмоторных самолетов семейства F.300: F-AJMG (с более чем 2309 летными часами), F-AJMH (с более чем 2433 летными часами), F -AJMK (налет более 2500 часов), F-AJVT (налет более 708 часов) и F-ALEE (налет более 1671 часа).

Авиакомпания Air France, уже более двух лет испытывающая затруднения из-за разнообразия авиационной техники, которую она получила от своих предшественников (самолеты 31 типа). Это разнообразие наносило удар по финансам компании и усложняло их эксплуатацию. Руководство авиакомпании воспользовалось этим поводом, чтобы без сожаления расстаться с этими заслуженными ветеранами – управление флотом самолетов и сетью авиалиний не дело чувств…

Только F.302 (F-AJPP), который не летал с 1935 года, остался в составе авиакомпании Air France, но эта машина находилась в процессе исключения из списков. В январе 1937 года этот самолет был классифицирован как ле5тательный аппарат, предназначенный для использования исключительно на континентальных авиалиниях. 11 сентября 1937 года F.302 (F-AJPP) прошел в Тулузе капитальный ремонт, и в 1938 году выполнил 152 связных полета. Он был списан в конце 1938 года и 31 декабря 1938 года вычеркнут из реестра авиакомпании Air France.

источник: Michel Borget «L’Etoile d’argent. Farman 300» «Le Fana de l’Aviation» 1969-11 (005), pages 21-24

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-serebryanaya-zvezda-samolety-semeistva-farman-300-chast-3

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account