0

Представляю вам новый малоизвестный студенческий проект, ещё начала 70-х годов. Статью о нем я нашёл в «Технике-молодёжи» (даже не помню номер и год – это была вырезка). Статья, конечно же полностью в духе времени – бестолково-восторженная, технических деталей минимум. Но что делать – в Интернете информации по этой теме нет вообще. Как и рисунков – пришлось делать фотографии с журнала.

«Семург» - птица, летящая к счастью.

Заодно, как всегда, я представил, как бы "Семург" запустили в производство от КБ Яковлева. Получился бы Як-107 (аналогия с Як-6 и единица в знак прогресса). Обозначение в НАТО — Canter (лёгкий галоп). 

Далеко не все осознают, что современная авиация – это не только трансконтинентальные гиганты, но и  лёгкие «малютки», чей внешний вид и технические характеристики отнюдь не поражают воображение непосвящённых. Однако многие отрасли народного хозяйства сегодня немыслимо представить без этих маленьких тружеников. Почтовые и транспортные перевозки, опрыскивание полей удобрениями и ядохимикатами, медицинская служба в труднодоступных областях Крайнего Севера, тушение лесных пожаров, и многое, многое другое – удел «малой авиации».

И, как это ни удивительно, лёгкие самолёты – далеко не самый простой вопрос для современной авиации.

Сейчас самый распространённый в нашей стране лёгкий самолёт – Ан-2. Но лёгкой «аннушку» можно назвать лишь с некоторой натяжкой. Кроме этого, в ряде случаев требуется самолёт значительно меньше и дешевле в эксплуатации. Правда, есть у нас и другие лёгкие самолёты. Но по ряду технических характеристик они уже не отвечают современным требованиям.

Это прекрасно сознавали студенты Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе. Могли ли они предполагать, что будущее подарит многим из них интересное и в то же время серьёзное дело, которому они отдадут свои знания, способности, редкие свободные дни и бессонные ночи? Догадывался ли тогда научный руководитель опытного студенческого конструкторского бюро самолётостроения, профессор кафедры конструирования и проектирования самолётов МАИ Александр Алексеевич Бадягин, что на ближайшие пять лет ему уготована увлекательнейшая работа, посильная, как считалось, только солидным «фирмам»?

А.А. Бадягин поделился замыслом со своим коллегой, профессором Х. Г. Сарымсаковым, заведующим аналогичной кафедрой Ташкентского политехнического института, и тот согласился сотрудничать.

Впоследствии к работе подключились вычислительный центр и кафедра аэродинамики МАИ. А на авиазаводе в столице Узбекистана построили уникальные, начинённые сложнейшей автоматикой флаттерную и штопорную модели для исследования прочностных и динамических качеств самолёта.

В течении трёх последующих лет конструкторская группа Бадягина из многочисленных вариантов самолёта выбрала оптимальный, научно обосновав его преимущества перед другими. Таким образом, проектно-конструкторскую разработку предваряло серьёзное исследование, в результате которого была создана концепция лёгкого самолёта. Согласитесь, всё это начисто отметает бытующие суждения о кустарщине, якобы неизбежной в студенческом КБ.

В работу эту постепенно включились не только студенты, но и аспиранты, инженеры и преподаватели института.

С откровенной радостью вспоминает Александр Алексеевич то замечательное время, когда он постоянно ощущал себя в непривычном амплуа главного конструктора. Опытный специалист, не раз принимавший участие в осуществлении самых дерзновенных проектов – достаточно сказать, что Бадягин, в то время инженер КБ, три года работал род непосредственным руководством самого Сергея Павловича Королёва – прекрасно понимал, что от правильности его решений зависит конечный успех всего дела.

Немало оригинальных решений родилось в период проектирования самолёта. Специальная форма отверстия воздухозаборника двигателя, в который входит набегающий поток, была предложена Софьей Исаковской, обосновавшей свой выбор серьёзным математическим исследованием.

Общеизвестно, что истина рождается в споре. А в самолётостроении спор – это расчёты и чертежи, недели и месяцы упорного труда, который даже в случае отрицательного результата не бывает напрасным. Немало времени потратил студент Андрей Хоробрых на дипломный проект, посвящённый точно такому же лёгкому самолёту но с турбовинтовым двигателем.

Профессор Бадягин помог раскрыть конструкторские способности Володе Цховребашвили. Игорь Выслов, чья диссертация была посвящена оптимизации параметров самолёта с помощью ЭВМ, сейчас преподаёт в Куйбышевском авиационном   институте.

Можно было бы привести немало других примеров, подтверждающих, что работа над самолётом стала не только решением интересной научно-технической задачи, но и хорошей школой для будущих инженеров, организаторов производства и учёных. По тематике, связанной с проектом, защищены 3 кандидатских диссертации и один дипломный проект. Сегодня ученики Александра Алексеевича работают в различных районах Советского Союза. Но для каждого из них напряжённая деятельность в CКБ стала началом самостоятельного пути, а спроектированный самолёт – первым творением рук своих, первой ласточкой, птицей, летящей к счастью.

Именно так – «Семург» — назвали самолёт ташкентские новаторы. По-узбекски – птица, летящая к счастью.

Савелий Кашницкий.

 «Семург» - птица, летящая к счастью.

В последний момент всё-таки я про "Семург" кое-что накопал через Rambler.

Многоцелевой самолет «Семург» Легкий многоцелевой самолет для народного хозяйства «Семург» проектировался согласно техническому заданию Министерства гражданской авиации от 30 июля 1972 г. Все про-ектно-конструкторские и исследовательские работы проводились на кафедре конструкции и проектирования самолетов МАИ в содружестве с Ташкентским политехническим институтом при участии Ташкентского авиационного производственного объединения. Руководили проектом А. А. Ба-дягин и X. Г. Сарымсаков. Были разработаны рабочие чертежи под конкретную производственную базу, выполнен натуральный макет отсеков фюзеляжа с компоновкой кабины для различных модификаций самолета. Завершенный к 1975 г. проект получил много положительных отзывов. «Семург» (по-узбекски — птица счастья) прямо на стоянке мог быть переоборудован для грузовых и пассажирских рейсов, мог стать санитарным самолетом, патрульным и пожарным. В конструкции «Семурга» использован ряд оригинальных решений, в частности концепция «полтора двигателя», которая предусматривала наличие основного двигателя, рассчитанного на все режимы полета, и вспомогательного, обеспечивающего примерно половину максимальной тяги основного двигателя. Вспомогательный двигатель используется здесь как источник энергии для работы кондиционера и вентиляции на земле, для запуска основного двигателя и улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета. На нем (в случае отказа основного двигателя) самолет может совершать нормальный горизонтальный полет с выпущенными шасси. Работает вспомогательный двигатель недолго, поэтому может быть облегченным и малоресурсным. Еще одна особенность «Семурга» — неубирающеесяя шасси. Конструкторы определили, что до скорости 360 км/ч такое шасси надежнее, дешевле и проще в эксплуатации, самолет можно легко переставить с колес на лыжи или на поплавки. Другая особенность аппарата г— развитая механизация крыла и отсутствие элеронов, вместо которых использованы интерцепторы. Самолет «Семург» был технологичен, в его конструкции применялись стеклопластиковые панели, углепластик и композиционные материалы. Взлетная масса «Семурга» 3200 кг, коммерческая нагрузка 600 кг. С нагрузкой 400 кг дальность полета 1000 км. Основной двигатель — двухконтурный ТРД АИ-25 с тягой 1500 кг, вспомогательный — с тягой 320 кг. Крейсерская скорость полета 360 км/ч. Размах крыла 15,5 м. Аппарат может базироваться на грунтовых аэродромах, для взлета ему достаточно 150-метровой полосы. Заказы на самолет «Семург» поступили от многих министерств и ведомств. Например, для санитарной авиации было заказано 150 машин. О самолете «Семург» писали многие зарубежные авиационные журналы. Статья о нем опубликована в международном авиационном справочнике Jane’S.

Дед Архимед
Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account