И вот чем: начинался этот проект, как СКР ближней зоны для советского ВМФ, затем продвигался в качестве экспортного, затем достраивался по измененному варианту для российского ВМФ. Затем снова пришло время для экспортного заказа, и, параллельно, постройка корабля опять-же для российского ВМФ.
Нужно сказать, что термин СКР применительно к данному кораблю мне кажеться наиболее корректным. Потому как называют его и фрегатом, и корветом, отчего может приключиться изрядная путаница.
История проектирования начинается с того, что к концу 70-х — началу 80-х годов физически и морально устарели СКР прибрежной зоны проектов 50 и 159, что потребовало разработки достойной замены для них. Начавшаяся разработка проекта 11540 (шифр "Ястреб") привела к созданию довольно крупногои дорогого корабля, который фактически относился к сторожевикам морской зоны.
В сложившихся условиях Зеленодольским ПКБ был предложен проект 16660, который можно назвать с одной стороны логичным продолжением экспортных СКР пр. 1159, а с другой стороны развитием МПК пр. 1124. При достаточно скромном водоизмещении (2000 т.) он нес довольно приличный набор вооружения, включавший в себя ПКР Х-35 "Уран" (2х2), ПЛРК "Медведка" (2х4), 76.2 мм. АУ, 2 модуля ЗРАК "Кортик", 1 РБУ, подкилевая ГАС.
Тем не менее, зеленодольские корабелы не пали духом, и предложили экспортный вариант, пр. 1166, с несколько измененным составом вооружения: вместо ЗРАК "Кортик" устанавливался ЗРК самообороны "Оса-МА" и 2 АК-630, вместо ПЛРК ставились два двутрубных ТА 533 мм., ГАК "Зарница" с подкилевой и буксируемой антеннами, ГЭУ корабля – двухвальная дизель-газотурбинная. Головной корабль заложили в 1993 г. для ВМС Индии, но не срослось (видимо индусы уже тогда присматривались к чему-нибудь более солидному, что в итоге привело к строительству для них серии фрегатов пр. 11356), а сторожевик в итоге достроили для ВМС России, опять-таки несколько изменив проект. Вошел он в строй в 2002 г., входит в состав Каспийской флотилии, известен под именем "Татарстан". Судя по имеющейся информации и изображениям ГАК, РБУ и ТА на нем отсутствуют.
В принципе, в некоторых источниках указывается наличие и ГАК, и ТА — видимо просто есть возможность установки (зарезервированы места устанвки и энергомощности под них), поскольку опасность ПЛ на Каспии в настоящее время сомнительна.
Второй СКР, "Дагестан", строящийся по несколько измененному проекту 16661 (с возможностью базирования вертолета) должен был войти в состав Каспийской флотилии еще в 2007 г., но задерживается. По имеющейся информации связано это с тем, что переработан состав вооружения, в частности есть фотография, на которой изображены монтирующиеся в носовой части корабля ВПУ (или это ВПУ 3С14 под комплекс "Калибр НК", то-ли ЗРК более солидный планируется).
Авиационное:
1 вертолет Ка-28 или Ка-31, ангар, ВППл,
комплект авиационного боезапаса
Ракетное:
2х4ПУ ПКР"Уран-Э"
1х1АУ АК-176М кал. 76,2 мм, управление АУ от РЛСУ "Ласка" и ОЭСУ СП-521
"Ракурс", ЗхЗАК "Пальма"
2×2 ДТА-53, РПК-8Э с управлением от СУ "Пурга"
РЭБ:
комплекс ТК-25Э в комплект 3, 4×10 ПУ комплекса ПК-10, "Спектр-Ф4",
буксируемый прибор гидроакустического подавления торпед БОТ-Э
Опознавание:
аппаратура 67Р
БИУС:
типа"Сигма-Э"
Штурманское:
НРЛС "Горизонт-25", ЭКНИС МК-54ИС, GPS NT200D
Связь:
автоматизированный комплекс связи "Буран-бВЭ" или "Рубин-ЭГ"
Гидроакустическое:
МГК-335ЭМ-03
Радиотехническое:
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей "Позитив-МЭГ, РЛС
целеуказания ЗЦ-25Э
Нужно сказать, что на кораблях вьетнамского заказа системы вооружения могут быть скомпонованы по-другому (судя по силуэтам, скрытым чехлами ЗАК "Пальма" насполагается в носовой оконечности, а на корме размещены АК-630), т.е. выглядеть вьетнамский сторожевик должен примерно так:
Ссылки:
http://atrinaflot.narod.ru/2_mainclasssh
http://www.katera-lodki.ru/korabl-gepard и http://forums.airbase.ru/2002/10/t35053-
Не обошлось без помощи Гугла