Данная статья является продолжением статей «Сделано в СССР. Альтернативные истребители И-20» коллеги byakinа.
«Когда в Японском море появился корейский тяжелый ударный авианосец, даже самым упертым американским военным и политикам стало понятно, что с войной на полуострове пора завязывать».
В 1943 году в ЦАГИ были разработаны проекты барражирующего истребителя-перехватчика С-1ВРДК-1 и С-2ВРДК-1. Основу проектов составлял мотокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель (МКВРД), в СССР именуемый ВРДК (воздушно-реактивный двигатель с компрессором. В первом варианте ВРДК проектировался на базе М-82 мощностью 1700 л.с., во втором – на базе ПД АМ-39Ф мощностью 1620 л.с., который обладал большей по сравнению с М-82 высотностью.
КБ Н.Н. Поликарпова в этот момент занималось истребителем-перехватчиком кратковременного действия «Малютка». В качестве силовой установки Поликарпов планировал установить на «Малютку» жидкостно-реактивный двигатель НИИ-1 тягой в 1000 кгс, сконструированный Валентином Глушко. Согласно расчетам, «Малютка» должна была развивать скорость до 845 км/час. Но продолжительность полета в 8-14 минут не устраивала ни военных, ни самого конструктора. Разработки ЦАГИ выглядели более перспективными и проект «Малютки» был переработан.
Мотоустановка «032А» была скомпонована под влиянием информации о МКВРД Ishikawajima Tsu-11. Её воздушно-реактивная часть состояла из четырёхступенчатого осевого компрессора и камеры сгорания с выходным нерегулируемым соплом. Тяга ВРДК, создаваемая реактивным соплом, должна была регулироваться подачей бензина, и оборотами приводного мотора компрессора. Привод компрессора осуществлялся от поршневого двигателя АМ-42БТК мощностью 2000 л.с.
Сам самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан с прямым крылом. Опора — шасси с носовым колесом. Хвостовое оперение, консоли крыла, фонарь кабины и основные стойки шасси были беззастенчиво экспроприированы у И-20.
Машина вышла на испытания 01 апреля 1945 года. К 1947 году полный цикл испытаний был завершен. Даже на фоне чисто реактивных конкурентов, истребитель не выглядел аутсайдером. Но 11 марта того же года Совет Министров СССР утвердил план опытного самолётостроения на 1947 год, в соответствии с которым приказом МАП № 210 ОКБ Микояна поручалось разработать фронтовой истребитель с герметичной кабиной (будущий МиГ-15). И на этом можно было бы закончить историю так и не выросшей «малютки», если бы флоту срочно не потребовался палубный перехватчик. В итоге самолет, получивший официальное обозначение «И-216» надолго прописался на палубах советских авианосцев, первоначально как перехватчик, а впоследствии, благодаря изначальном мощному вооружению и замене силовой установки на чисто турбо-реактивную, как ударная машина.
ЛТХ:
1 | Длина, м: | 9.97 |
2 | Размах крыла, м: | 11 |
3 | Масса, кг | |
-пустого: | 2950 | |
-взлетная: | 3850 | |
4 | Макс. скорость, км/ч (на высоте 8000м): | 850 |
5 | Потолок, м: | 14000 |
6 | Двигатель/ тяга, кгс: | ВРДК «032А»/1500 |
7 | Время барражирования, час: | 2.5 |
8 | Экипаж, чел.: | 1 |
9 | Вооружение: | 6 х 23-мм пушки НР-23. |
Источники:
- «Полуреактивные» на стыке эпох. А.Райгородецкий.
- Журнал «Самолеты мира» № 02 за 1995 г. Николай Валуев. «Полуреактивные» истребители ЦАГИ. М.Е.Козырев. Реактивная авиация Второй Мировой войны.
- Полуреактивные истребители ЦАГИ.
- Проект ракетного истребителя «Малютка» (М).
- Неизвестный ВРД.