Сделано в СССР. Почти как настоящий

17

«… 21 октября 1944 года патрульная корабельная группа СФ была атакована двумя эскадрильями Ю-288, подошедшими с зюйд-оста на высоте порядка 100-150 м. Дежурное звено И-316, выйдя на встречный курс, произвело залп НУРСами с дистанционным взрывателем. Реактивные снаряды взорвались в строю противника. Сразу же вспыхнули несколько «юнкерсов». Прикрывая своих подопечных, на дежурное звено с двух сторон насели две четверки Та-152В, стараясь оттеснить советские истребители от тяжелого авианесущего крейсера «Фрунзе». Уклонившись от атаки боевым разворотом, «316-тые» с полубочки, походя, смахнули с неба ведомого последней пары «фоккеров» и со снижением обрушили огонь своих крупнокалиберных пулеметов на ведущего оставшейся группы топмачтовиков. Бронестекло кабины не выдержало встречи с 14,5-мм снарядами, лопнуло облаком алмазных брызг, и головной Ю-288, медленно перевернувшись грязно-голубым брюхом вверх, рухнул в холодные воды Баренцева моря. …»

Сделано в СССР. Почти как настоящий

Сделано в СССР. Почти как настоящийСделано в СССР. Почти как настоящий

Собственно, И-316 трудно назвать полноценным истребителем, да и вообще боевым самолетом. Своим появлением он обязан малому ресурсу первых реактивных двигателей и олицетворял собой желание командования ВВС и «рыбку съесть и на паровозе покататься», то есть получить что-то весьма и весьма похожее на реактивный истребитель и пригодное для подготовки летчиков к новой технике. Но при этом не требующее замены мотора после десятого учебного вылета. А поскольку все «серьёзные» фирмы уже занимались приклёпыванием люлькинского ТРД к своим серийным машинам, то сомнительная честь создания псевдореактивного учебного аппарата досталась вернувшемуся в феврале 1943 года из очередной германской командировки Н.Н. Поликарпову.

Сделано в СССР. Почти как настоящий

Необходимость имитации реактивного полета привела к установке на машину мотокомпрессорного двигателя на основе спарки дефорсированных до 750 л.с. моторов М-62. Воздушный винт отсутствовал. Вместо него в носовой части фюзеляжа располагался двухканальный воздухозаборник, за которым стоял пятиступенчатый осевой компрессор низкого давления диаметром 1300 мм с направляющим аппаратом, приводимый во вращение звездообразным мотором М-62. После этого компрессора воздух обтекал цилиндры обоих моторов, нагреваясь о них. Второй М-62 обеспечивал работу компрессора высокого давления. Общая степень сжатия соответствовала ∑=1,4 — 1,5. Дополнительный нагрев давали выхлопные газы, смешиваясь с которыми воздух поступал непосредственно в камеру сгорания в хвостовой части фюзеляжа. В качестве горючего для реактивного двигателя использовали тот же бензин, что и для поршневого мотора. Он впрыскивался в «топку» (по терминологии тех лет) через форсунки-испарители и воспламенялся запальными свечами. Расчетная температура горения бензо-воздушной смеси определялась равной 1500°С. Реактивная тяга регулировалась подачей бензина, и оборотами приводных моторов. Время полного моторного полета составляло 20–27 минут.

Сделано в СССР. Почти как настоящийСделано в СССР. Почти как настоящий

Сделано в СССР. Почти как настоящий

Без подачи бензина в камеру сгорания создававшаяся реактивная тяга за счет использования тепла от охлаждения моторов и тепла их выхлопных газов в зоне высокого давления обеспечивала скорость полета до 495 км/ч и время полета порядка двух часов. Испытательные полеты показали, что после набора указанной скорости она продолжает изменяться с увеличением, но исключительно с низкой динамикой. Пробная 45 минутная площадка позволила набрать еще порядка 90 км/ч в горизонтальном полете. Что практического интереса не представляло.

Сделано в СССР. Почти как настоящийСделано в СССР. Почти как настоящий

Машина отличалась высокой степенью механизации крыла и неплохой горизонтальной маневренностью. А скромные габаритные размеры и прекрасные взлетно-посадочные характеристики вызвали интерес и у командования ВМФ.

Модификация: И-316

  • Размах крыла, м: 10.00
  • Длина, м: 9.05

Масса, кг:

  • пустого самолета 3000
  • максимальная взлетная 4400
  • топлива 1000
  • в перегрузку – два подвесных бака по 180 л.

Сделано в СССР. Почти как настоящий

Тип двигателя: ВРДК-2М62Д

Тяга, кгс: 1150

Максимальная скорость, км/ч:

  • у земли 634
  • на высоте (5000-7000м) 775

Скороподъемность, м/мин: 730

Практический потолок, м: 13 000

Экипаж, чел.: 1

Вооружение: четыре 14,5-мм пулемета БМ (Березин модернизированный). 160 снарядов на ствол. Четыре НУРС-100 или две ФАБ-100.

Сделано в СССР. Почти как настоящий

Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account