В начале второй половины 30-х годов в бронетанковых войсках РККА скопилось значительное количество танков, представляющих сомнительную боевую ценность ( пулеметные и слабобронированные Т-26 первых выпусков). Использовать их по прямому назначению было фактически невозможно, а сдавать в металлолом жалко. В то же время началась усиленная моторизация стрелковых и артиллерийских частей. А так как в России дорог нет, а имеются только направления, гусеничная техника пришлась как нельзя кстати.
Боевые действия внесли свои коррективы и машины получили бронирование — до 20мм.
Череда локальных конфликтов позволила также понять, что танки на поле боя еще выходят из строя от огня противника и желательно их от туда вытащить. Товарищи с большими звездами на петлицах были заняты глобальными проблемами и выкручиваться пришлось непосредственно командирам танковых соединений. Первые БРЭМы появились еще во время конфликта на Дальнем Востоке, путем переоборудования тех же "двадцатьшестых" первых выпусков силамитанкоремонтных мастерских. имея пулеметное вооружения машины при случаи могли и огрызнуться.
Однако серийный выпуск такой нужной техники начался только в годы большой войны.
Необходимость в мобильных средствах ПВО назревала давно, но опять же решать её первыми пришлось непосредственно в войсках. В ходе высадки десанта во время Советско-Финского конфликта частям морской пехоты потребовалось зенитное прикрытие. Не долго думая техники флота воткнули в Т-26 вместо штатной башни открытую катерную турель со спаркой крупнокалиберных пулеметов Дегтярева.
Наработать статистику по отражению атак финской авиации не удалось — после первой штурмовки финские истребители, потеряв две машины, зареклись летать к морякам. А вот по финской пехоте спарки отработали просто замечательно. В результате появилась серийна модель.
Артиллерийские самоходные установки в РККА пытались делать давно. 76-мм не пошло в серию так как появились танки с башенной установкой такого орудия.
А вот 152-мм мортира сама по себе оказалась неудачной.
Усиление бронированя немецких танков в ходе войны потребовало увеличения калибра артиллерии и в "двадцатьшестой" эти пушки уже не влезали. Пришлось вернуться к самоходам.
А желание вывести самоходки из-под огня "8-8", привело к увеличению калибра до 100мм.
Для расчетов буксируемой артиллерии на базе Т-26 создали БТР.
Его применение на фронтах вызвало повышенный интерес в стрелковх частях и они затребовали аналогичную машину для себя.
Товарищи из НКВД/НКГБ также не остались в стороне.
Двигатель.
Мотор – сердце танка. И к 1941 году, не смотря на постоянные модернизации, сердце Т-26 работало на пределе своих возможностей. Да и запас хода в 120-180 км уже не устраивал военных. Еще в 1934 году на Харьковском заводе проходил на танках испытание 12-ти цилиндровый V-образный дизельный двигатель БД-2. До идеала ему было еще так же далеко, как грешнику до рая, но перспективы маячили достаточно радужные. Мотор имел значительную экономичность, расходуя меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Был менее пожароопасен. И дорог, будто сделан из золота. Но перспективы… И работы над мотором были продолжены. Проблемы связанные с V-образной компоновкой, подвигли моторостроителей к созданию урезанной рядной 6-ти цилиндровой версии БД-3. Однако танкостроители бурный восторг своих коллег не разделили. БД-2 мощностью 400-500 л.с. безболезненно влезал в габариты МТО модернизированных «двадцатьчетверок». БД-3 туда тоже влезал, но имея мощность в 250-300 л.с. был там абсолютно лишним. А в Т-26 эта радость просто не влезала. Танкисты вежливо объяснили двигателистам, что они конечно все понимают, что V-образные моторы:
1. Более сложны в ремонте и обслуживании по сравнению с рядными двигателями.
2. Ресурс опорных шеек коленвала снижен по сравнению с рядными двигателями, т.к. на каждую из них приходится двойная нагрузка.
3. Не являются полностью уравновешенными.
Но лучше таки сделать V-образную шестерку и решать общие проблемы с его 12-ти цилиндровым старшим братом, а не разрабатывать абсолютно другой двигатель. Хотя тот и имеет до 70% общих деталей с базовым, но обладает своими собственными проблемами, которые также придется решать. Да и металла на V-образную шестерку уйдет меньше, а главное – он в МТО «двадцатьшестого» влезает хоть вдоль, хоть поперек. К 1940 году довели до ума 250-ти сильную версию, получившую обозначение В-4(тягачи, БРЭМ и БТР). А с конца 1941 года натанки стала устанавливаться 400-сильная модель В-6.
Новый двигатель позволил увеличить скорость Т-26 до 60 км/ч.
Поытка впихнуть в машину более мощную артсистему, привела к увеличению длинны базы и утяжелению конструкции. В первоначальном виде "об"ект 127" имея вооружение аналогичное Т-34-85 уступал ему в бронировании при сопоставимых габаритах. Доведение же бронезащиты до приемлимого уровня привело к снижению скорости до 35 км/ч. Установка дизель-мотора В-2-34 530 л.с. приводила к значительному уменьшению БО. А поперек корпуса этот двигатель невозможно было поставить при всем желании — у "двадцатьшестого" корпус значительно уже чем у "двадцатьчетверки" и её потомков.
Дальнейшую модернизацию посчитали не целесообразной — пришло время других танков.
К концу 1943 года очередная модификация 12-ти цилиндрового двигателя В-2 отработала на стенде 600 часов без ремонта и в серию пошел двигатель В-2-44. Размещенный поперек корпуса, новый мотор вытащил на поле боя новый танк.