«Scuderia Sokol» Альтернативная история советской команды F-1 (часть 1)
Сразу после Великой Отечественной войны, когда СССР восстанавливал мирную жизнь, в одном из эшелонов идущих из Европы в особом охраняемом вагоне везли в Москуву два необычных автомобиля. Приказ о перевозе двух похожих на ракеты довоенных Auto-Union был подписан полковником авиации и большим любителем скорости Василием Иосифовичем Сталиным. Изначально планировались передать необычные трофеи непосредственно в авто-мотокоманду ВВС СССР, но оказалось, что с такими сложными и капризными автомобилями могли справиться лишь на хорошо оборудованном автозаводе.
В число прочего, подлежавшего восстановлению после войны, подлежал восстановлению и автоспорт, и уже в 1946 году планировались провести первые после войны автогонки в Подмосковье. Гоночная культура в советском союзе была развита ещё плохо, и почти все автогонки проводились на относительно прямом отрезке шоссе, с одним поворотом на 180 градусов на 50 или 100 километре. Именно к таким гонкам начала готовить немецкие автомобили гоночная команда Московского Завода Малолитражных Автомобилей, изначально состоявшая из двух молодых инженеров, и четырех опытных рабочих, которые работали с болидами во вне рабочее время. Оказалось, что в Советском Союзе никто не мог ни производить подходящее топливо для гоночных "Auto Union", ни подходящих покрышек, да и с запчастями была очень большая проблема. Сложную огнеопасную и токсичную смесь спиртов служащих топливом машинам пришлось чуть ли не по каплям смешивать в заводской лаборатории, несколько комплектов покрышек смогли раздобыть в Германии, запчасти пришлось делать самим по ночам на заводском оборудованию. Конечно такими темпами к лету 1946 года автомобили только успели выйти на испытания. Встал вопрос и с гонщиками — в то время мало какая советская гоночная машина могла разогнаться до скорости в 100 километров в час, в то время как немецкие болиды могли разогнаться до 250-270… К счастью курирующий команду Василий Сталин предоставил двух ветеранов летчиков-истребителей не понаслышке знакомых со скоростью, да и к тому же по довоенному опыту имеющих некоторый опыт автогонок. И вот, летом 1948 года серебряные болиды, на каждой из которых красовалась красная звезда и надпись "Сокол" вышли на старт открытого первенства Москвы. Разделения на классы никакого не было, и "Соколы" вышли на трассу вместе с первыми серийными "Победами", экспериментальным "Салютом" ЦКБ Главмотовелопрома, довоенным ЗИС-101А-Спорт …
Со старта "Соколы" уверенно вырвались в перед, показав на трассе рекордные 210 км/час. К сожалению у одного из болидов отказал двигатель, но другой благополучно прошел стокилометровую трассу, далеко оторвавшись от конкурентов.
Тем не менее победа была омрачена. Правительство страны советов не могло позволить, чтобы машины иностранного производства могли обогнать советские, и к 1949 году запретило участие во внутренних соревнованиях автомобили иностранного производства.
Руководство МЗМА и команда "Сокол" решило построить собственный автомобиль на основе немецких. Тогда же кому то в голову, возможно и Василию Сталину, пришло в голову выставить советскую команду в только возродившийся "Чемпионат Европы по автогонкам Гран При", или как его теперь назвали Формулу 1. Имеющихся возможностей правда пока не доставало для постройки полноценного болида F1, но были все шансы уже к началу 50-х выставить автомобиль класса F-2 и на нем отработать технологии, материалы, обучить пилотов. Три года напряженной работы — и вот на московских трассах дебютировал "Сокол-650". По сути это был тот же самый Auto-Union, но построенный с учетом особенностей советских технологий, и несколько более надежным двигателем. Масса снаряженного болида составляла 780 кг, двигатель стоял 12-ти цилилиндровой, объемом 1992 см3, мощностью 152л/с. Скорость автомобиля показанная на полигоне МЗМА составила 250км/час. Опять встал вопрос с высококачественными гоночными покрышками – советским химическим и шинным заводам, было в то время просто не до того. Шины пришлось заказывать в Италии и несмотря на поддержку команды в верхних эшелонах власти, везти в СССР чуть ли не контрабандой.
Между тем в Европе FIA приняло решение сезоны F1 52-53 года провести по регламенту F2 (в послевоенной Европе просто некому было строить такие высокотехнологичные автомобили). Нельзя было не воспользоваться таким подарком судьбы, и в 1952 году команда "Сокол" с двумя гоночными болидами поехала в Европу.
Да, это был не уровень подмосковных гонок. Несмотря на то, что гонки F-1 были в то время гораздо демократичнее и менее затратны чем сейчас, советские пилоты и механики впервые узнали что такое настоящий автоспорт, с борьбой за доли секунды на трассах и в боксах, на чертежных доcках и в чистых офисах. Участвовать во всех гонках сезона естественно не получилось, как по техническим, так и по дипломатическим причинам, но "Сокол" участвовал в Гран-При Швейцарии (10 место и сход), Франции (10 и 12 место), Италии (8 и сход), Испании (9 и 11).
Несмотря на довольно скромные результаты, советская команда очень заинтересовала европейцев, и один из более частых вопросов, который задавали представителем команды был: "А вы спорткары строите? А поставлять их в нашу страну Совестский Союз собирается?" Руководство Страны Советов, испытывая недостатки в валюте решило – «советскому спорткару быть!», и МЗМА было дано задание разработать на экспорт автомобиль, подходящий как для кузовных гонок, так и для городской езды. Результатом стал "Москвич 404-спорт", который в 1953-1958 поставлялся на экспорт в Европу, и очень полюбился там как молодым гонщикам, так и людям старшего возраста, которые хотели ездить на работу на спорткаре, но не могли себе позволить Ferrari или Masseratti.
Советские гонщики также оценили этот автомобиль, который успешно участвовал как в союзных, так и в международных соревнованиях стран Восточного блока. Но если это помогло самому МЗМА, то у команды "Сокол" с апреля 1953 года начались тяжелые времена.
Продолжение пока писать не буду, уж больно тема специфическая. Но если кому то будет интересно – то будет написана вся история команды «Сокол» до настоящего времени.