Содержание:
О немецких планах во Вторую Мировую нанести воздушный удар по Нью-Йорку известно немало. С обычной своей (бессмысленной) скрупулезностью немцы нарисовали множество схем и планов, точно рассчитали, куда целиться и с каким рассеиванием кидать бомбы, и выцаганили из бюджета миллионы рейсхмарок на четыре параллельных проекта «Америка-Бомбера», которые в итоге ничем полезным не закончились.
А вот что известно намного менее, так это что планы нанести удар по Соединенным Штатам имелись и у итальянцев.
В отличие от немцев, итальянцев на грандиозность не тянуло. Их планы на удары по Америке разрабатывались исключительно в контексте тщательно подготовленной специальной операции, по-максимуму использующей имеющиеся в наличии ресурсы. Разумное планирование, немного козырей в рукаве и чуточка безумия — и итальянцы к 1943 году куда дальше продвинулись в плане действий против Нью-Йорка, чем немцы за всю войну.
ПЛАНЫ REGIA MARINA
Первой к делу удара по Америке подключилась Regia Marina, а точнее широко известная Decima Flottiglia MAS (X-MAS). Флотские рассуждали просто и логично: эффективный (а не только демонстративный) удар по Америке можно нанести исключительно теми средствами, с которыми американцы раньше дела не имели, и опасности от которых ожидать не будут. Такими средствами были подводные диверсанты, уже имевшие за спиной длинный список успешных операций против англичан на Средиземном Море.
Идеей моряков было использовать для удара по гавани Нью-Йорка сверхмалые подводные лодки типа CA. Эти очень маленькие и компактные лодки, водоизмещением (подводным) всего около 16 тонн, создавались изначально для береговой обороны, но затем итальянцы приспособили их для специальных операций.
На борту крупной субмарины-носителя, маленькая СА-шка могла добраться до берегов Америки. Затем, отстыковавшись, тихая, незаметная сверхмалая субмарина неслышно проскользнула бы через патрули и противолодочные сети, и проникла бы в гавань. А там уже за дело взялись бы опытные подводные диверсанты MAS.
Для операции выбрали большую океанскую субмарину «Леонардо да Винчи», типа «Маркони». Лодка базировалась на Бордо, и не имела проблем с выходом в Атлантику. Для секретной операции, с «Леонардо да Винчи» сняли артиллерийское вооружение (100-мм пушку), а на освободившемся месте в легком корпусе субмарины сделали ваннообразную выемку — в которую должна была улечься CA-шка. Получившуюся конструкцию итальянские моряки не без чувства юмора назвали «кенгурушкой».
План операции выглядел следующим образом. «Леонардо да Винчи» доставляла сверхмалую CA и группу подводных диверсатов X-MAS к берегам Северной Америки. Вблизи устья реки Гудзон, CA-шка должна была отстыковаться от носителя, и, пользуясь своими малыми размерами и низкой шумностью, скрытно пробраться в гавань Нью-Йорка. Преодолев защиту порта, двое боевых пловцов с дыхательными аппаратами выбрались бы из субмарины, и заминировали ближайшие корабли и суда с помощью магнитных мин с часовым механизмом. Причем удар вполне мог выйти весьма мощным: мини-субмарина типа СА могла нести до 28 взрывчатых зарядов на внешней подвеске.
Заминировав как можно больше целей, диверсанты должны были вернуться на борт CA и вывести ее из гавани. В открытом море, СА-шка встретилась бы с «Леонардо да Винчи». Теоретически, предполагалось что «Леонардо» подберет мини-субмарину на борт в полупогруженном положении, и доставит ее обратно в Европу. Такой маневр был опробован на учениях, и в общем-то признан вполне реальным, хотя и трудоемким, но подводники высказывали вполне рациональные сомнения, в его практичности у враждебных американских берегов. Намного более целесообразно — и быстро — было бы просто забрать на борт «Леонардо» диверсантов, и затопить мини-субмарину.
Для этого в Лапалис по железной дороге отправили старую сверхмалую субмарину CA-1 (для самой операции собирались использовать строящиеся СА-3 и СА-4). Проведенные осенью 1942 года испытания показали, что «кенгурушка» работает вполне успешно, и «Леонардо» вполне может транспортировать, отцеплять, и (при некоторой удаче) прицеплять обратно сверхмалую СА.
Вся операция выглядела вполне продумано, и имела, по мнению специалистов X-MAS, весьма хорошие шансы на успех. Конечно, никто не рассчитывал поставить Америку на колени двумя десятками магнитных мин. Но дюжина-другая внезапных взрывов, прогремевших в четкой последовательности на кораблях и судах, наверняка заставила бы янки изрядно понервничать, гоняясь за несуществующими шпионами.
Однако, в начале 1943, операция начала ощутимо пробуксовывать. Главной проблемой стали (как обычно) немцы, чье отношение к итальянцам был удивительной смесью высокомерия, когда у итальянцев что-то проваливалось, и злобной зависти, когда у итальянцев что-то получалось. Немецкие военные крайне неохотно делились ключевой для итальянцев разведывательной информацией по Америке, включая даже точные схемы гавани Нью-Йорка. Поскольку воевать с Америкой вообще-то в довоенные планы Regia Marina не входило, собственных источников информации им не хватало, и немецкое ослиное упрямство изрядно портило всем нервы.
Затем последовал новый удар: в мае 1943 года погибла «Леонардо да Винчи». Возвращаясь из очень успешного похода в Южную Атлантику, субмарина послала короткую радиограмму от берегов Испании о скором прибытии в Бордо. Этого хватило англичанам, чтобы запеленговать «Леонардо», и 23 мая противолодочные корабли уничтожили ее со всем экипажем.
Отыскать замену «Леонардо» так просто не получалось. Хотя Италия располагала в Бордо еще несколькими крупными субмаринами, они переоборудовались в подводные транспорты-блокадопрорыватели для связи с Японией.
Атака Нью-Йорка была запланирована на декабрь 1943 года. Но еще до того, как флот сумел назначить сменную субмарину, Италия заключила с союзниками перемирие.
ПЛАНЫ REGIA AERONAUTICA
Разумеется, моряки были не единственными, кто имел планы бросить зловещую тень Савойского Креста на Северную Америку. «Заклятые друзья» из Regia Aeronautica не отставали в желании простереть свои стальные руки-крылья над Нью-Йорком. И надо сказать, что определенные средства для этого у них имелись.
В июне 1942, специально модифицированный транспортный самолет Savoia-Marchetti SM.75 GA успешно выполнил перелет через Азию с аэродромов оккупированной немцами Украины до контролируемой японцами Манчжурии, преодолев более 6600 км. До этого, в круговых полетах на рекорд, аналогичные самолеты «накручивали» до 12.936 км. Так что полет с бомбами до Америки выглядел хоть и непростым, но реалистичным предприятием.
Первой идеей итальянских летчиков было использовать огромный четырехмоторный гидросамолет CANT Z.511. Этот гигантский поплавковый самолет — а не летающая лодка! — создавался перед войной как трансатлантический авиалайнер для пассажирских перелетов в Южную и Центральную Америку. С началом войны, изготовленный в 1940 году прототип переделали сначала в транспортный, а затем в морской патрульный самолет.
Имея дальность более 5000 километров, и максимальную скорость полета около 424 км/ч, CANT Z.511 вполне себе мог взлететь с французского побережья, добраться до Америки и вывалить бомбовый груз на Нью-Йорк без особого риска быть перехваченным. Однако, имелась проблема: а как добираться обратно? В отличие от немцев и японцев, итальянцы особо в «психологическую войну» не верили, точно знали, что американцы от пары бомб не сдадутся, и жертвовать дорогим четырехмоторным самолетом ради чисто демонстративной операции не собирались.
Теоретически, возвращение выглядело простым. CANT Z.511 был гидропланом, причем с весьма хорошими морскими характеристиками: на испытаниях, он вполне успешно приводнялся и взлетал с бурного штормового моря. Он вполне мог встретиться посреди океана с заранее отправленной подводной лодкой, дозаправиться от нее, и продолжить полет. На практике же, дела обстояли далеко не так просто. Для того, чтобы дозаправиться для обратного пути, гидроплану было необходимо каким-то образом отыскать посреди Атлантики субмарину-заправщик (!), причем скорее всего ночью (!!) и в обстановке радиомолчания (!!!). Все аэронавигаторы Италии единодушно сходились во мнении, что это практически невозможно. Делу могли бы помочь авиационные РЛС, но итальянская радиотехника только начинала работать в нужном направлении, а немцы (как обычно!) делиться секретами с союзником не спешили. В итоге, хотя план нанести удар по Америке с помощью гидроплана и выглядел соблазнительно, руководство Regia Aeronautica стало искать альтернативы.
Выбор пал на Savoia-Marchetti SM.95 — опять-таки изначально гражданский четырехмоторный авиалайнер смешанной (металло-фанерной) конструкции. Он разрабатывался с 1937 года, но работы шли медленно и прототип все еще не был готов. Теоретически, слегка доработанный вариант этого самолета — SM.95 GA — обладал бы дальностью полета в 11.000 км, то есть мог бы из Франции добраться до Нью-Йорка, и вернуться обратно.
Боевая нагрузка по плану должна была состоять из пары 250-кг бомб (больше бы просто не потянули), но еще в ходе планирования появилась довольно-таки здравая идея заменить бомбы — пропагандистскими листовками. Аргументация была весьма убедительной: пара фугасов, сброшенных неприцельно на Нью-Йорк, никакой погоды не сделает, а вот разозлит американцев основательно. А вот бескровная «атака» листовками неприязни к Италии не прибавит, но понервничать янки заставит. Плюс к этому, Муссолини не очень-то хотел кидать бомбы на головы многочисленному итало-американскому населению Нью-Йорка.
Реализацию операции задержала неготовность самолета. SM.95 поднялся в воздух только в мае 1943. Летные характеристики он продемонстрировал не так чтобы блестящие, но авиаторы надеялись это исправить с помощью специально модифицированных новых моторов. Однако, довести работы до конца не успели — наступило перемирие.
Следует упомянуть еще об одном проекте бомбардировки Нью-Йорка, предложенном Regia Aeronautica практически в рамках частной инициативы. На этот раз в качестве средства выбрали крайне необычную машину, рекордный самолет Piaggio P.23R.
Спроектированный перед войной специально как машина для установки рекордов скорости на дистанции, P.23R был «традиционным» для Италии трехмоторником с очень гладкими, «зализанными» формами. Фюзеляж его в сечении имел форму плоского эллипса, кожухи моторов тщательно вписаны в обводы, а обычная кабина заменена двумя маленькими кокпитами для двух пилотов по бокам фюзеляжа.
Поднявшийся в воздух в 1936 году, этот самолет — напоминавший, по мнению современников, фантастического воздушного монстра — поставил мировой рекорд, пролетев дистанции в 1000 км и 2000 км на постоянной скорости 404 км/ч. В 1938 его переоснастили на новые моторы, улучшив характеристики. Однако с началом войны применения ему не нашли, и уникальный самолет передали экспериментальному исследовательскому центру в Гуидонии.
И эту машину, пилот-испытатель компании «Piaggio» Николо Лана предложил использовать для сброса на Нью-Йорк однотонной фугасной бомбы. В один конец. Вести ее Лана собирался лично.
Согласно рассчетам Ланы, предельно снаряженный топливом P.23R должен был взлететь с аэродрома во Франции. Весь полет рассчитывался на минимизацию расхода топлива: половину пути, P.23R должен был лететь только на двух боковых моторах, а вторую половину вообще на одном центральном. В этом случае его запаса топлива как раз хватало (и даже с небольшим запасом), чтобы добраться до Америки и положить фугасную бомбу в центр Манхэттена.
Вполне естественно, что на обратный путь горючего бы не оставалось. Поэтому Лана планировал, отбомбившись, свернуть на север и двигаясь вдоль побережья добраться до острова Нантукет, рядом с мысом Кейп-Код (вблизи Бостона). Там, в специально оговоренной точке, пилота должна была ожидать итальянская субмарина. Лана собирался совершить посадку в море, перебраться на подводную лодку, и, затопив самолет, вернуться на субмарине домой.
Проект Ланы выглядел, по меткому замечанию одного из генералов, «то ли героизмом, то ли безумием». Следует отдать должное Лане, пропихивал он свою идею с энтузиазмом, задействуя связи. Им заинтересовались высокопоставленные чины министерства авиации. Однако, Regia Aeronautica не так чтобы особенно горела желанием бросаться в сторону Америки самолетами, и поэтому торпедировала предложение Ланы на формальном основаниии: он-де, являлся гражданским пилотом, и поэтому не может принимать участие в военных действиях.
Лана, судя по всему, не сдался, и собирался продолжать борьбу. Но тут вмешался случай. Во время испытательного полета в мае 1942, P.23R совершил неудачную посадку и получил тяжелые повреждения. Восстанавливать уникальную машину не стали, и на этом отважно-сумасбродный план храброго итальянца нанести удар в самое сердце Америки завершился.
СОВМЕСТНЫЕ ПЛАНЫ
Идея атаковать Нью-Йорк, похоже, выглядела настолько заманчиво, что даже сумела спровоцировать не слишком-то хорошо уживающиеся Regia Marina и Regia Aeronautica на сотрудничество. В 1942 году, полковник Кассеро из генерального штаба воздушных сил предложил план совместной операции. Его, судя по всему, изрядно беспокоило то, что возможности военно-воздушных сил в нападении на Америку сводятся к чисто демонстративным: ни листовки, ни пара сброшенных куда попало бомб, как конечная цель не оправдывали риск потери самолета и экипажа. Проект флота в этом плане выглядел существенно лучше, поскольку предполагал нанесение реального (пусть и ограниченного) вреда. И полковник Кассеро предложил рассмотреть возможность использовать самолеты Regia Aeronautica для доставки к берегам Америки подводных бойцов Decima MAS.
Подходящий для этого носитель у Regia Aeronautica имелся. Упомянутый выше четырехмоторный гидросамолет CANT Z.511, вполне мог справиться с задачей доставки группы диверсантов к берегам Северной Америки. Разумеется, при этом вставали все те же проблемы дальности полета и дозаправки с подводной лодки посреди океана (которую еще надо было как-то отыскать), но зато сама операция не требовала от CANT Z.511 непосредственно дефилировать над Нью-Йорком.
План операции выглядел так. Вылетая с французского побережья, CANT Z.511 брал на борт отряд из семи диверсантов X-MAS, двух специальных подводных транспортных средств S.L.C. (итал. Siluro a Lenta Corsa — Медленная Торпеда) и скоростного катера M.T.S.M. (итал. Motoscafi di Turismo, Silurante, Modificati — Торпедоносный Прогулочный Катер, Модифицированный). Последний весил всего около 3 тонн, и был вполне «аэротранспортабелен».
Преодолев по воздуху Атлантику, громадный гидросамолет приводнился бы на безопасном удалении от американского побережья, и спустил на воду свою «флотилию». Скоростной катер M.T.S.M. имел боевой радиус около 250 морских миль (463 км), то есть самолет-носитель значимой опасности не подвергался. Под покровом ночи, M.T.S.M., буксируя за собой две человеко-торпеды S.L.C., приблизился бы к Нью-Йорку.
м
В нескольких милях от берега, диверсанты перебрались бы на S.L.C., и, верхом на торпедах, проникли бы под водой в гавань Нью-Йорка. Итальянские диверсанты, имевшие опыт проникновения в хорошо защищенные гавани Александрии и Гибралтара, вполне резонно полагали, что сумеют справиться с обороной Нью-Йорка. Оказавшись в гавани, диверсанты использовали бы боевые части торпед и небольшие магнитные мины, чтобы заминировать несколько кораблей (желательно покрупнее, а если повезет, то и военных) и затем вернулись бы к ожидавшему их катеру. Затем катер встретился бы в море с гидропланом, который — если удасться дозаправиться от субмарины — отвез бы их обратно в Европу.
Операция выглядела достаточно перспективно, чтобы по ней начались определенные проработки. Идея доставлять боевых пловцов по воздуху вообще неожиданно понравилась и летчикам, и морякам. Проект имел потенциал и за пределами удара по Америке; возможными были, например, диверсионные операции против британских портов в Персидском Заливе.
Все работы, впрочем, остановило перемирие 1943 года. CANT Z.511, чинившийся от полученных при британском налете повреждений, был затоплен своим экипажем во избежание захвата немцами. Decima MAS большей частью перешла на сторону союзников, и сражалась против оккупантов-немцев (по иронии, подрывая итальянские же корабли, оказавшиеся в руках врага!)