САУ береговой обороны на базе Т-28

5

Проскочив без задержек всю Прибалтику, немцы начали наступление на Ленинград. Однако, тут части группы армий Центр столкнулись с упорным и грамотным сопротивлением Красной Армии. Важной составной частью оборонительных сил опять стали кочующие батареи. Куда бы ни сунулись немцы, где бы ни предпринимались попытки прорвать фронт, везде в глубине обороны натыкались на губительный огонь мощных орудий. Высокая точность и дальность стрельбы, а также скорость, с какой батареи переносили огонь на различные цели, просто поражали. Ничего подобного немцы до сих пор не встречали.

Все началось в 1939 году. Советское руководство было озадачено проблемой защиты побережья СССР от обстрелов с моря. Протяженность морских побережий и неразвитость дорожной сети не позволяло обеспечить защиту путем использования обычных орудий или железнодорожных транспортеров. Тогда было принято решение использовать высокопроходимое танковое шасси. На Кировском заводе на шасси танка Т-28 было установлено максимально возможное орудие – морская 130мм Б-13.

САУ береговой обороны на базе Т-28

Чтобы шасси выдержало, пришлось повысить жесткость пружин подвески, и максимально ослабить бронирование – до 15мм по кругу, убрать бронировку подвески, заменив его на тонкостенные грязеотбойные щитки. Пушке требовалось большое боевое отделение, необходимо было обеспечить пополнение боезапаса непосредственно на огневой позиции. Поэтому было принято нетривиальное решение: поменять «перед и зад», благо, ходовая это допускала. Для этого был применена модификация двигателя М-17, с противоположным направлением вращения коленвала. Танк стал ездить задом наперед. Механика разместили вместо топливного бака, между ГФ и КПП, слева по ходу (промерял на многих чертежах, влазит без проблем). Шумновато конечно, но зато исчезли длинные и неудобные тяги и рычаги, которые постоянно приходилось подтягивать и регулировать. Место правого бензобака занял радист. Топливный бак подковой охватывал орудийную тумбу и не мешал расчету орудия. В задней стенке рубки была устроена большая дверь, в нижней части которой был круглый люк, через который можно подавать снаряды и заряды с грунта прямо на орудийной позиции.

САУ береговой обороны на базе Т-28

Испытания показали, что самоходка получилась вполне удачная, единственно, при стрельбе с большими углами возвышения (от 150 до 350) отдача разрушала элементы подвески. Поэтому был введен дульный тормоз от 152мм гаубицы-пушки МЛ-20 и откидной сошник.

В таком виде самоходка была предъявлена морякам. Моряки походили вокруг машины, заглянули вовнутрь, послушали доклады разработчиков о высоких ходовых качествах и надежности, возможностях быстрого развертывания на необорудованных позициях, а затем задали вопрос: а как мы будем целится? Им показали перископический прицел. Моряки начали откровенно ржать, потом атмосфера благодушия резко улетучилась.

САУ береговой обороны на базе Т-28

Как, мать вашу, мы будем мерить расстояние до цели, как вводить упреждения, как руководит огнем батареи?!! Да, ездит ваша пушка неплохо, стрелять с неё удобно, дождиком не замочит, осколки не поцарапают, но как нам попадать в цель?! Короче говоря, моряки потребовали систему управления огнем как на корабле. Иначе, сказали они, овчинка не стоит выделки, попасть в корабль будет нереально. Стало понятно, что необходима отдельная машина управления.

САУ береговой обороны на базе Т-28

Машину управления, для унификации стали разрабатывать на том же шасси – танка Т-28. Причем, за основу взяли модернизированное шасси от САУ.  Рубку расширили и увеличили высоту, на место радиста установили 10квт бензогенератор на базе мотора М-72. Для управления огнем на крыше рубки установили модернизированную коническую башню от БА-10 с оптическим дальномером базой 1,0м . В башне помещалось два человека – командир батареи и дальномерщик. Командир батареи мог наблюдать за врагом через несколько смотровых лючков и щелей. Кроме этого, в его распоряжении имелся перископ с круговым обзором. Причем перископ был взят от подлодки-малютки и мог выдвигаться, что позволяло существенно увеличивать обзор с закрытых позиций. Справа от башни размещался стол штурмана. В средней и задней части рубки располагалась радиорубка с тремя радистами-телефонистами и два топогеодезиста. Кроме этого, в рубке был баллистический вычислитель и гирокомпас (не спорю, загнул, может и не влезет все хозяйство). На задней стенке рубки располагались катушки с телефонным кабелем, и мотоцикл (условно не показанsmiley

).

САУ береговой обороны на базе Т-28

Предполагалось, что машина управления (МУ) будет выполнять функции центральной наводки. Выдвинувшись на огневой рубеж,  МУ выполняла привязку батареи на местности, и управляла огнем отдельных САУ. Для передачи данных, машины соединялись телефонными кабелями и поддерживали радиосвязь. Испытания показали правильность принятого решения – эффективность огня батареи повысилась примерно в два раза. На испытаниях трехорудийная батарея лихо маневрировала по берегу Финского залива без дорог, развертывание в боевое положение в любой точке занимало 40-45 минут, благодаря системе центральной наводки отстреливали все, что было в радиусе 8-12 км, после артналета, батарея через 3 минуты уходила с позиции. Правда, в случае такого быстрого драпа приходилось бросать телефонные провода. Но их всегда можно было забрать потом, для этого и был нужен мотоцикл.

Для переделки было выделено 50 шт. танков Т-28 требовавших капремонта. Первоначально батарею собирались делать 4-х орудийной, но потом, одну из машин решили использовать как бронированный транспортер топлива и боеприпасов. Итак в батарее было пять машин: три САУ, одна МУ и транспортер, по сути та же САУ, но без орудия, которое, впрочем, довольно быстро можно было установить.

Изготовление и освоение новой техники затянулось до лета 1941 года, из-за чего войну батареи начали на границе Ленинградской области и целями для них стали не корабли, а немецкие танки. Обычно расстрел танков происходил с максимальной дистанции – 2,0 — 2,5 км. Любое попадание 130мм снаряда было фатальным для любого танка панцерваффе. Уже в ходе боев, все батареи доукомплектовали 4-мя универсальными транспортерами БТ-АТ для подвозки боеприпасов и топлива.

Особое значение приобрели МУ. Наличие мощных радиостанций, телефонного  коммутатора и штатных топографов делало эту машину незаменимой для организации и поддержания связи в нестабильных условиях при организации контратак. Бывали случаи, когда только благодаря МУ удавалось организовать опорные пункты для мобильной обороны.

Единственным уязвимым местом батарей оставался воздух. Сколь-нибудь эффективное зенитное вооружение отсутствовало, защиты от вражеских самолетов не было, попытки установки турельных пулеметов ДА/ДТ не давали сколь заметных результатов. И с этим надо было что-то делать…

 

Продолжение будет, наверное.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

45 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account