Сармати́зм (польск. Sarmatyzm) — шляхетская идеология, доминировавшая в Речи Посполитой в XVI-XIX веках. Сарматизм возводил польскую шляхту к древним сарматам, которые по воззрениям того времени считались кочевым германским народом; тем самым шляхтичи отделяли себя от массы простолюдинов.
Существовали четкие правила изображения на портрете сарматского типа:
— на изображаемом всегда национальная одежда типа кафтана (кунтуш или жупан),
— чаще всего эта одежда или ее элементы красного цвета,
— на голове волосы острижены максимально коротко.
— на лице обязательны длинные усы,
— широкий кушак,
— на поясе обязательна сабля, возможны лук и стрелы.
остальные детали могли меняться в зависимости от времени и места написания портрета.
Польская шляхта возводила себя напрямую к древним кочевникам — сарматам, когда-то завоевавшим местные территории. И считая, что от них унаследовала врожденные качества, ставящие ее выше всех остальных — любовь к свободе, гостеприимство, веселый нрав, храбрость и мужество. толчок идеологии сарматизма дал видный польский историк Ян Длугош (1415— 1480), автор Истории Польши в 12 томах. поляки у Длугоша – нация сплошных героев, а вся история Польши – беспрерывный акт героизма. Мысль понравилась и была закреплена астрологом Мацеем (Матвеем) Карпигой из Мехова (1457—1523). широкую известность получил его трактат О двух Сарматиях (1517), который выдержал 14 изданий в Польше в 16 веке.
Но данная философия проникла и на Украину. Хотя, вероятнее, сначала она пришла в Польшу с территории Северщины (Слобожанщины), входившую в состав Речи Посполитой с 14в по 16вв, пока эта область не присоединились к Московскому Царству.
В Северщине проживали севрюки и саяны, потомки еще гуннов,поголовно служилое сословие Московского царства,однодворцы или городовые казаки. Северяне-северцы-это племя часть гуннов,еще согласно Иордану( гунны состоят из двух племен-савиров (северян) и акациров). А так как самоназвание сармат-имено гунны,согласно боспорским монетам
Сарматы состояли из двух племен-ардараганты и лимиганты,согласно Аммиану Марцеллину.
Этноним сайи(саяны)встречается еще с 4в.дон.э.
Асайи (ασάιοι) — сарматское племя, обитавшее в Причерноморье незадолго до нашествия кельтского племени галатов. Из сайев наиболее известен царь Сайтафарн. О Цайях(сайях) сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…» Сайтаферн (ЦАРьТАФЕРН)– Σαιταφαρνης – царь скифов или сайев. Это имя известно из декрета, выбитого жителями Ольвии на мраморной стеле в честь Протогена. «…когда царь Сайтаферн прибыл в Конкит и потребовал даров по случаю приезда, Протоген по просьбе народа дал 400 золотых…»(IOSPE I2 №32.)
Саяны — субэтническая группа русских в Курской губернии, в Посемье (Курский, Щигровский, Фатежский, Льговский, Белгородский, Корочанский уезды). Существовали до начала XX века, после чего слились с основным массивом русского населения. К концу XIX века численность саянов составляла порядка 25—30 тысяч человек. Саяны отличались от других русских Курской губернии (в том числе от соседних однодворцев) рядом антропологических, диалектных и культурных особенностей, отличия проявлялись в антропологическом типе. Саяны характеризовались светлым цветом волос и глаз, долихокефалией.
Свою ставку Хмельницкий из Чигирина перенес в Немиров и принял титул князя сарматского. Все гетманские универсалы он подписывал сложным именем Гедеон — Георгий — Венжик Хмельницкий, величая себя князем сарматским и гетманом запорожским. Что касается имени «Венжик», то оно объясняется, по-видимому, тем, что в это время бытовало мнение (возможно инспирированное самим Юрием), будто его дед был женат на дочери запорожского гетмана Венжика Хмельницкого. Однако, исторической науке такой гетман не известен, а упоминание о его деятельности в «Истории руссов» полностью противоречит общепризнанным историческим фактам. Булава, как на портрете, кстати, тоже считалась традиционным сарматским оружием.
Источник — https://zen.yandex.ru/media/historyrus/sarmatskaia-teoriia-na-ukraine-5e982e32f1710d606e93989e